Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-50233/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А57-20836/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Бандуриным М.П., при участии представителей: открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" - Сергеевой О.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 N 17, жилищно-строительного кооператива "N 66" - Евстигнеевой О.В, действующей на основании доверенности от 24.08.2018, рассмотрев апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" и жилищно-строительного кооператива "N66" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2018 года по делу А57-20836/2018 (судья Сидорова Ю.И.) по исковому заявлению открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" (ОГРН 1096449001615 ИНН 6449053070), город Энгельс Саратовской области к жилищно-строительному кооперативу "N 66" (ОГРН 1026402004661 ИНН 6449017995), город Энгельс Саратовской области о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жилого многоквартирного дома 188 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по май 2018 года в размере 318 950 рублей 23 копейки, пени за период с 16 марта 2018 года по 10 сентября 2018 года в размере 10 537 рублей 87 копеек, а также пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети" (далее по тексту - истец, ОАО "ЭГТС") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "N 66" (далее по тексту - ответчик, ЖСК "N 66") о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жилого многоквартирного дома N 188 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по май 2018 года в размере 318 950 рублей 23 копеек, пени за период с 16.03.2018 по 10.09.2018 в размере 10 537 рублей 87 копеек, а также пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены частично, - с ЖСК "N 66" в пользу ОАО "ЭГТС" взысканы:
- задолженность за горячее водоснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома N 188 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по май 2018 года в размере 94 025 рублей 47 копеек;
- пени за период с 16.03.2018 по 12.12.2018 в размере 5 523 рублей 76 копеек;
- пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, начисленные на сумму задолженности 94 025 рублей 47 копеек, начиная с 13.12.2018 по день фактической оплаты задолженности;
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
С ЖСК N 66" в пользу ОАО "ЭГТС" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 897 рублей.
Истец и ответчик, не согласившись с данным решением, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили его отменить, принять по делу новый судебный акт: истец - об удовлетворении иска в полном объёме, ответчик - об отказе в удовлетворении иска.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ОАО "ЭГТС", являясь ре6сурсоснабжающей организацией, осуществило в период февраль - май 2018 года услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Полиграфическая, д.188, находящегося в управлении ЖСК "N 66".
В связи с неисполнением ЖСК "N 66" обязательств оплаты потреблённого коммунального ресурса истец, полагая, что за ответчиком имеется задолженность за спорный период в сумме 318 950 рублей 23 копеек, обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд Саратовской области.
Арбитражный суд Саратовской области, установив, что тепловая энергия, приобретаемая ответчиком, использовалась для нужд жителей многоквартирных домов, применил к спорным правоотношениям положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), устанавливающих, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
При этом, суд первой инстанции, признав неправильным произведённый истцом расчёт стоимости потреблённого ответчиком ресурса за период февраль - май 2018 года в сумме 318 950 рублей 23 копеек, установил размер задолженности ответчика на день вынесения решения по существу рассматриваемого спора в сумме 94 025 рублей 47 копеек и пени за период с 16.03.2018 по 12.12.2018 в размере 5 523 рублей 76 копеек, которые взыскал ЖСК "N 66" в пользу ОАО "Энгельсские ГТС".
ОАО "ЭГТС", обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность частичного удовлетворения заявленных требований, в виду необходимости применения при определении объёма (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае услуги оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон регулируются Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчёте размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Следовательно, только при отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета количество потребленного коммунального ресурса в силу пункта 42 Правил N 354 должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение по объектами не оборудованным приборами учета определяется как произведение количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении объектов жилищного фонда, оборудованных приборами учета, размер платы определяется как произведение объема потребленного ресурса, согласно показаниям приборов учета, и соответствующего тарифа.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее по тексту - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае, в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию-исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qm - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qm и Счодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объёма потребления горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 года по делу N 305-ЭС17-8232.
В связи с вышеизложенным, исходя из установленных обстоятельств дела арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, правомерно признал ошибочным расчёт объёма (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, представленный истцом и определённый по показаниям общедомовых приборов учёта, и пришёл к выводу о том, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно определяться по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Ответчик, в свою очередь, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на неправомерность частичного удовлетворения заявленных требований, в виду наличия между сторонами разногласий относительно правильности определения объёма индивидуального потребления ресурса в жилых помещениях, не оборудованных ИПУ, в связи с неверным определением истцом количества зарегистрированных в жилых помещениях граждан и необходимостью применения в расчётах повышающего коэффициента.
Судебная коллегия также отклоняет данные доводы жалобы ответчика, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется, с учётом установленных в данном пункте обстоятельств, по формулам 4, 4(1), 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению.
При этом, одним из показателей, применяемых в указанных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, содержит такой показатель, как количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, являющийся, в данном случае определяющим фактором при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу.
Согласно подпункту "з" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта.
В соответствии с пунктом 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Такой акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания подпункта "б" пункта 57 Правил N 354 следует, что размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги в рассматриваемом периоде действующим законодательством не предусмотрен.
Каких-либо доказательств того, что ОАО "ЭГТС", исчисляя плату за предоставленные коммунальные услуги, принимало в расчёт ненадлежащее количество лиц, постоянно или временно проживающих в спорном жилом помещении в рассматриваемый период, ответчиком, в нарушение положений статей 65, 67, 68 АПК РФ, в материалы дела не представлено, в связи с чем, заявленный ответчиком довод о неверном определении истцом количества зарегистрированных в жилых помещениях спорного многоквартирного дома граждан, отклоняется судебной коллегией, как не подтверждённый материалами дела.
Также подлежит отклонению довод ответчика о неправомерности применения истцом в расчётах повышающего коэффициента, поскольку в спорном периоде коэффициент применяется не к объёму потребления коммунального ресурса (нормативу), а к плате за него.
Как отмечено в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13, абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объём ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
Ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объём коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуг определяется Правилами N 354, а также Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306), как количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта (пункт 2 Правил N 354, пункт 2 Правил N 306).
Также, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении), установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учёта используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учёта тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В связи с этим, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объёма и стоимости потреблённых потребителями коммунальных услуг исходя из объёмов соответствующих коммунальных ресурсов, определённых по показаниям данных приборов учёта, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на ОДН (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учёта.
Названная норма предусматривает, что при расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, имеющие установленную законодательством Российской Федерации обязанность оснащения принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в отсутствие обращения потребителя ресурсоснабжающая организация не имеет обязанности и объективной возможности произвести обследование и установить наличие (отсутствие) технической возможности установки индивидуального прибора учёта горячей воды.
При этом объём коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в МКД, от применения (неприменения) коэффициента к плате за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не изменяется (Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 года N 310-ЭС18-12316).
Разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов также представлены в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, от 02.06.2017 N 19506-00/04), с учётом которых, повышающий коэффициент не увеличивает объём реализованных коммунальных услуг, поскольку, его применение при расчёте оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учёта, используемых при расчётах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Размер платы за водоснабжение, определяемый с учётом повышающего коэффициента, разделяется на две составляющие, первая - оплата ресурса без повышающего коэффициента (оплата за ресурс) и вторая - оплата, рассчитанная с учётом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Таким образом, с учётом предусмотренных Законом об энергосбережении целей, применение повышающего коэффициента направлено на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку приборов учёта и для расчёта расхода объёмов потребляемого ресурса управляющей компании для целей содержания общедомового имущества применение коэффициента не влияет, поскольку повышающий коэффициент участвует только в расчёте размера платы потребителям и увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счёт повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объёма реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Поскольку применение повышающего коэффициента не влияет на объём поставленной тепловой энергии, соответственно, и на объём поставленного ресурса, определяемого по нормативам потребления, без учёта повышающего коэффициента не может нарушать прав и законных интересов ответчика.
На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда об установлении на день вынесения решения по существу рассматриваемого спора, задолженности ответчика перед истцом за горячее водоснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома N 188 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по май 2018 года в размере 94 025 рублей 47 копеек, является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Иных доводов и оснований к отмене обжалуемого судебного акта апелляционные жалобы не содержат.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2018 года по делу N А57-20836/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы: жилищно-строительного кооператива "N 66", открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.