г. Чита |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А58-11521/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2019 года по делу N А58-11521/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сахабулт" (ОГРН 1161447057441, ИНН 1435308850) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании незаконным и отмене постановления N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сахабулт" (далее - заявитель, общество или ООО ТД "Сахабулт") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерству финансов или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2019 года постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018 о привлечении ООО ТД "Сахабулт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях общества события инкриминируемого правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая свое несогласие с ним.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22 мая 2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 24 мая 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов деля, 24.04.2017 Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и общество заключили Соглашение N 44 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, предметом которого является предоставление в 2017 году субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по заготовке промысловой пушнины в размере 12 000 000 рублей (т. 1, л.д. 108 - 109).
28.04.2018 Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и общество заключили Соглашение N 47 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, предметом которого является предоставление в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по заготовке промысловой пушнины в размере 12 000 000 рублей (т. 1, л.д. 111 - 112).
На основании приказа Министерства финансов от 13.09.2018 N 01-04/1332 "О назначении выездной проверки в обществе с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сахабулт" Министерством финансов проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы" подпрограммы "Развитие легкой промышленности Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы" за период 2016 - 2017 годы и истекший период 2018 года.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 11.10.2018, в котором установлены нарушения, в том числе, что субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины в 2017 - 2018 годах на общую сумму 24 000 000 рублей получены обществом в результате предоставления в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (далее - Госком Арктики РС (Я)) недостоверных сведений, а именно в нарушение подпункта "г" пункта 6.2.3 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.03.2017 N 100 (далее - Порядок предоставления субсидий), пункта 3.1 Соглашений от 24.04.2017 N 44 и от 28.04.2018 N 47 предоставлены договоры аренды движимого имущества без номера от 09.01.2017 и от 09.01.2018, заключенные с акционерным обществом "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (далее - АО "ФАПК "Сахабулт""), в соответствии с которыми во временное владение и пользование обществу передано движимое имущество с его принадлежностями и документацией, необходимой для его использования, всего 39 наименований оборудования в количестве 50 штук; между тем, обществом плата за пользование движимым имуществом, переданным по договорам аренды от 09.01.2017 и от 09.01.2018, не производилась, в бухгалтерском учете общества операции по начислению арендной платы не отражены, при этом арендодатель - АО "ФАПК "Сахабулт"" заключил с иными организациями - обществом с ограниченной ответственностью "Пушная Якутия" (далее - ООО "Пушная Якутия") и обществом с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" (далее - ООО "Сахабулт Обувь") аналогичные договоры аренды движимого имущества, согласно данным договорам АО ФАПК "Сахабулт" одновременно во временное владение и пользование передано идентичное оборудование с его принадлежностями и документацией Обществу, ООО "Пушная Якутия" и ООО "Сахабулт Обувь"; произведен осмотр оборудования, в результате которого установлено, что фактически оборудование эксплуатируется ООО "Сахабулт Обувь" для переработки пушнины и кожевенно-мехового сырья, обществом оборудование не эксплуатируется, фактически договор с обществом заключен формально в целях соблюдения условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, в проверяемый период оборудование было сдано в аренду ООО "Сахабулт Обувь", которое по договору оказывало обществу услуги по выделке пушнины; таким образом, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 6.2.3 Порядка предоставления субсидий, пункта 3.1 Соглашений от 24.04.2017 N 44, от 28.04.2018 N 47 в результате предоставления в Госком Арктики РС (Я) недостоверных сведений в 2017 - 2018 годах обществом неправомерно получена субсидия на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины на общую сумму 24 000 000 рублей, то есть с нарушением условий предоставления субсидии - фактически промышленное оборудование по переработке пушнины, кожевенно-мехового сырья, очистных сооружений и химических лабораторий в аренде у общества отсутствовало.
11.10.2018 старшим контролером - ревизором отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства Финансов Рудницкой О.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано указанное нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии исполняющего обязанности директора общества Винокурова С.В.
Определением от 25.10.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018 в отношении общества по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ назначено на 29.10.2018 в 15 часов 00 минут.
Определением от 29.10.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018 отложено на 31.10.2018 в 15 часов 00 минут.
Постановлением N 1/15.15.5-2018/406 от 31.10.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018, вынесенным заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. в присутствии представителя общества Павлова М.М. по доверенности от 31.10.2018, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 480 000 рублей.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого постановления ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Пунктами 22, 23 и 26 статьи 43 данного закона установлено, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
- при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю проводит проверки, ревизии, обследования;
- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2013 N 315, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики Республики Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 3.53 данного положения Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Руководитель, заместитель руководителя, специалисты, контролеры-ревизоры департамента составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.03.2016 N 984 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)" заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) является Васильева М.С.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям Положения об отделе контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина Республики Саха (Якутия), отдел осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с положениями Должностного регламента старшего контролера - ревизора отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина Республики Саха (Якутия) старший контролер - ревизор отдела осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
Согласно оспариваемому постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по статье 15.15.5 КоАП РФ являются бюджетные правоотношения, складывающиеся при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Объективная сторона правонарушений по части 2 названной статьи заключается в нарушении условий предоставления субсидий.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 года 1619-З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)", государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 года N 934, Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Порядок предоставления субсидий.
В соответствии с 6.2.3 Порядка предоставления субсидий условиями предоставления субсидии являются наличие плана работы по заготовке промысловой пушнины на 2017 - 2019 годы, утвержденного Госком Арктики РС (Я); наличие заготовки промысловой пушнины на начало текущего финансового года по следующим видам: соболь, белый песец, ондатра, горностай, белка; заключение договоров контрактации о закупе промысловой пушнины (ондатры, белого песца, горностая, белки, соболя) с индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, с физическими лицами, имеющими разрешение на добычу промысловой пушнины, по рекомендуемым закупочным ценам и видам промысловой пушнины, утвержденным ведомственным актом Госком Арктики РС (Я); наличие в собственности или в аренде промышленного оборудования по переработке пушнины, кожевенно-мехового сырья, очистных сооружений и химических лабораторий; заготовка промысловой пушнины в текущем финансовом году.
Условие предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат для претендента о наличии промышленного оборудования по переработке пушнины, кожевенно-мехового сырья, очистных сооружений и химических лабораторий также содержалось в пункте 5.3.3 Порядка предоставления субсидий на развитие традиционных отраслей Севера из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2015 года N 34, утратившего силу с принятием рассматриваемого Порядка предоставления субсидий.
Как указывалось выше, 24.04.2017 между Госком Арктики РС (Я) и обществом заключено Соглашение N 44 о предоставлении из государственного бюджета РС (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, предметом которого является предоставление в 2017 году субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по заготовке промысловой пушнины в размере 12 000 000 рублей.
28.04.2018 между Госком Арктики РС (Я) и обществом заключено Соглашение N 47 о предоставлении из государственного бюджета РС (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, предметом которого является предоставление в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по заготовке промысловой пушнины в размере 12 000 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что обществом были заключены договор аренды имущества от 09.01.2017 и договор аренды недвижимого имущества от 09.01.2018, в соответствии с которыми арендодатель (АО ФАПК "Сахабулт") обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование арендатору (обществу) движимое имущество, указанное в пункте 1.1 договоров вместе с принадлежностями и документацией, необходимой для его использования, пунктом 1.3 договоров предусмотрено, что арендатор также вправе пользоваться очистными сооружениями и химической лабораторией арендодателя.
Вышеуказанные договоры аренды движимого имущества не являются ничтожными и не признаны недействительными.
При этом арендодатель АО ФАПК "Сахабулт" заключил с иными организациями - ООО "Пушная Якутия" и ООО "Сахабулт Обувь" аналогичные договоры аренды движимого имущества, согласно которым АО ФАПК "Сахабулт" одновременно во временное владение и пользование передано идентичное оборудование с его принадлежностями и документацией обществу, ООО "Пушная Якутия" и ООО "Сахабулт Обувь".
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление одновременно в аренду одного и того же имущества не запрещено положениями гражданского законодательства.
Такой подход отражен в пункте 25 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, согласно которому, если одним арендодателем было заключено несколько договоров аренды с разными арендаторами по поводу одного имущества в целом, то арендатор, которому не было передано имущество, являющееся объектом договора аренды, вправе требовать от арендодателя, не исполнившего договор аренды, возмещения причиненных убытков и уплаты установленной договором неустойки.
Наличие нескольких сделок аренды в отношении одного и того же имущества не влечет недействительность этих сделок.
Однако в рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что по договорам аренды движимого имущества от 09.01.2017 и от 09.01.2018, заключенным с АО ФАПК "Сахабулт", в соответствии с которыми во временное владение и пользование обществу передано движимое имущество с его принадлежностями и документацией, необходимой для его использования, всего 39 наименований оборудования в количестве 50 штук, плата за пользование движимым имуществом обществом не производилась, в бухгалтерском учете общества операции по начислению арендной платы не отражены, при этом арендодатель - АО ФАПК "Сахабулт" заключил с иными организациями - ООО "Пушная Якутия" и ООО "Сахабулт Обувь" аналогичные договоры аренды движимого имущества, ФАПК "Сахабулт" одновременно передано идентичное оборудование с его принадлежностями и документацией обществу, ООО "Пушная Якутия" и ООО "Сахабулт Обувь", фактически оборудование эксплуатируется ООО "Сахабулт Обувь" для переработки пушнины и кожевенно-мехового сырья, обществом оборудование не эксплуатируется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом административного органа, что фактически договор обществом заключен формально в целях соблюдения условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины, в проверяемый период оборудование было сдано в аренду ООО "Сахабулт Обувь", которое по договору оказывало обществу услуги по выделке пушнины.
Данные обстоятельства в силу положений пункта 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о мнимом характере договоров, как сделок, совершенных лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия.
Таким образом, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, подпункта "г" пункта 6.2.3 Порядка предоставления субсидий, пункта 3.1 Соглашений от 24.04.2017 N 44, от 28.04.2018 N 47 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины обществом в Госком Арктики Республики Саха (Якутия) представлены недостоверные сведения для получения субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины в 2017 - 2018 годах.
То есть обществом нарушены условия предоставления субсидий - фактически промышленное оборудование по переработке пушнины, кожевенно-мехового сырья, очистных сооружений и химических лабораторий в аренде у общества отсутствовало.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае административный орган в полной мере отразил в оспариваемом постановлении противоправные действия общества, охватываемые диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (пункт 16).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1).
Административным органом установлено, что общество не приняло достаточных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества в соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении общества, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Иные доводы заявителя проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность оспариваемого постановления.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2019 года по делу N А58-11521/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сахабулт" (ИНН 1435308850, ОГРН 1161447057441) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2018 N 1/15.15.5-2018/406 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/406 от 11.10.2018 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.