город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2019 г. |
дело N А53-5076/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Управления Россельхознадзора: Гришакова Ю.Е., по доверенности от 09.01.2019 N 9,
от СПК Племзавод "Подгорное": Шматько Е.В., по доверенности от 16.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива Племзавод "Подгорное"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2019 по делу N А53-5076/2019, принятое судьей Твердым А.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия
к сельскохозяйственному производственному кооперативу Племзавод "Подгорное"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении сельскохозяйственного производственного кооператива Племзавод "Подгорное" (далее - СПК Племзавод "Подгорное") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 26.03.2019 суд привлек СПК Племзавод "Подгорное" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК Племзавод "Подгорное" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом не доказано наличие в действиях кооператива состава правонарушения, в том числе вины привлекаемого к ответственности лица.
Представитель СПК "Племзавод "Подгорное" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления о привлечении кооператива к административной ответственности.
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 15.01.2019 на основании распоряжения от 25 декабря 2018 года N ВПП-000547 должностным лицом Управления Россельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива племзавод "Подгорное", Ростовская область, Ремонтненский район, с. Подгорное, ул. Ленина, 49. Проверка проведена в присутствии председателя кооператива.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.01.2019 и справке о проверке от 24.01.2019, в которых указано, что кооперативом допущены нарушения обязательных требований к процессам хранения зерна.
Так, в пыльных сметках, отобранных:
* в складе N 2, у стены, в торце склада, обнаружена зараженность вредителями хлебных запасов (рисовый долгоносик - 6 штук.). Карточка анализа по форме ЗПП-47N 1;
* в складе N 1, у стены, в торце склада, обнаружена зараженность вредителями хлебных запасов (рисовый долгоносик - 5 штук.). Карточка анализа по форме ЗПП-47 N 2.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления Россельхознадзора в отношении СПК Племзавод "Подгорное" составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2019 N 06/1-16-1884/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя кооператива.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" ТР ТС 015/2011 принят с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 Технического регламента).
Согласно статье 2 ТР ТС 015/2011, зерно - это плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей; выпуск в обращение зерна - купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
В соответствии со статьей 3 TP ТС 015/2011 зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 TP ТС 015/2011 хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
Поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов (п. 7 ст. 4 ТР ТС 015/2011).
Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние (п. 8 ст. 4 ТР ТС 015/2011).
В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха (п. 11 ст. 4 ТР ТС 015/2011).
Кооператив как профессиональный участник экономической деятельности, был обязан обеспечить соблюдение обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки, справкой о проверке, анализными карточками, протоколами испытаний, подтверждено допущение кооперативом Племзавод "Подгорное" приведенных обязательных требований к качеству, порядку хранения и реализации зерна - требований п.п. 6, 8, 11 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" TP ТС 015/2011, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вина кооператива в совершении правонарушения является доказанной, поскольку материалы дела не содержат сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства Российской Федерации к реализуемой обществом продукции.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества административным органом не допущено и заявитель на них не ссылается.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что административным органом не доказано наличие в действиях кооператива состава правонарушения, в том числе вины привлекаемого к ответственности лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Допущение кооперативом нарушения требований технического регламента в части зараженности объекта вредителями хлебных запасов, подтверждено актом проверки, справкой о проверке, протоколом об административном правонарушении, карточками анализа, которые составлены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная статьей 200 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ кооперативом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные в ходе проверки нарушения.
В материалы дела представлены карточки анализа зерна N N 1, 2, подготовленные Ростовским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" и подписанные главным специалиста Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" Аниськиным М.В. и главным агрономом СПК племзавод "Подгорное" Ясько Е.П. Содержания данных карточек однозначно свидетельствует о зараженности вредителями (рисовый долгоносик).
Доводы кооператива о том, что из материалов дела не понятно, являлись ли выявленные долгоносики живыми либо представляли собой хитиновые оболочки, отклоняются судом.
В материалах дела указано на выявление вредителей (рисовых долгоносиков), а не их останков, и не следов наличия ранее на территории вредителей.
Согласно пояснениям специалистов Управления Россельхознадзора одним из вредителей является амбарный долгоносик. Семейство долгоносиков насчитывает в общей сложности более 50 тысяч видов, распространен повсеместно. Ближе всех к человеку поселились: рисовый и амбарный долгоносик. Амбарный долгоносик Sitophilus granarium L. - один из основных и самых опасных вредителей зерновых культур (ячменя, риса, ржи, пшеницы, гречки, кукурузы, а также макаронных изделий), образует скрытую форму заражения, способен привести в негодность запасы в масштабах как кухонного хозяйства, так и огромных зерновых хранилищ.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждено виновное совершение кооперативом правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения заявителя к исполнению публично-правовой обязанности (общество не признает вину в совершении правонарушения) и важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье потребителей продукции.
Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для снижения размера назначенного административного наказания с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда от 26.03.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению от 04.04.2019 N 198, подлежит возвращению сельскохозяйственному производственному кооперативу Племзавод "Подгорное" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, статьи 208 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 марта 2019 года по делу N А53-5076/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу Племзавод "Подгорное" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.