г. Пермь |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А71-25476/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Малопургинская механизированная строительная организация": Сергеева Л.Н. (паспорт, доверенность от 03.04.2019),
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике: Коротаева А.Т. (удостоверение, доверенность от 06.05.2019), Сапожникова О.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2019),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Малопургинская механизированная строительная организация",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 марта 2019 года
по делу N А71-25476/2018,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малопургинская механизированная строительная организация" (ИНН 1816001402, ОГРН 1031800000517)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (ИНН 1821005586, ОГРН 1041800230010)
о признании недействительным решения от 12.01.2018 N 1451 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Малопургинская механизированная строительная организация" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.01.2018 N 1451 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить земельный налог в сумме 315 278 руб. и пени по земельному налогу в сумме 58 434, 50 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Ссылается, что кадастровая стоимость, указанная в Росреетре по состоянию на 01.01.2015 утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 считается не действительной и с 01.01.2015 расчет земельного налога должен быть произведен по кадастровой стоимости в размере 11 731 000 руб. которая определена по состоянию на 01.01.2015 решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике от 24.05.2017 N152. Полагает, что суд первой инстанции неправильно применил абз. 6 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации вместо абз. 4 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылается на наличие ошибки, при определении кадастровой стоимости, из- за расчета ее на основе недостоверных сведений об объекте недвижимости, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре указания на разрешенное использование земельного участка. Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка было произведено вследствие исправления технической ошибки, следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению абз. 4 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению споров N 152 от 4 мая 2017 года в размере рыночной стоимости - 11 731 000 рублей подлежит применению для целей налогообложения с 2017 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогоплательщика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 30.05.2019 отказано в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных заявителем к апелляционной жалобе (копия кадастрового плана земельного участка кадастровый номер 18:16:047016:85 (выписка из государственного земельного кадастра от 07.11.2005 N 162/05-1631), копия справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн с официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по земельному участку кадастровый номер 18:16:047016:85) на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 13.06.2017 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, результаты которой оформлены актом от 25.09.2017 N 17142 (л.д. 12-15).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, иных материалов проверки, инспекцией принято решение от 12.01.2018 N 1451 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 8-11).
В соответствии с решением обществу доначислены земельный налог в размере 315 278 руб., пени в размере 58 434, 50 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 10.12.2018 N 06-07/25704@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (л.д. 73-74).
Не согласившись с решением инспекции в части, полагая что земельный налог за 2016 год должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 731 000 руб., определенной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от 24.05.2017 N 152, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на необоснованность заявленных требований.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в пять лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно статье 24.18 федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Из вышеуказанных норм права следует, что основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости является как недостоверность сведений об объекте, так и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, при этом в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости, поданном в комиссию, подлежит указанию основание для пересмотра кадастровой стоимости (недостоверность сведений об объекте недвижимости, либо установление рыночной стоимости объекта недвижимости).
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичные требования содержит абзац 5 статьи 24.20 федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" определена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 32 749 540, 00 руб. (опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 30.11.2015).
Поскольку в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года"), то с 01.01.2016 подлежит применению кадастровая стоимость в размере 32 749 540, 00 руб.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключение случаев, предусмотренных этой статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу является один год.
Поскольку постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2015 года" официально опубликовано 30 ноября 2015 года, то в целях налогообложения оно вступило в силу с 1 января 2016 года (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике 03.05.2017 (вх. N 83), о чем имеется отметка входящей почтовой корреспонденции (л.д. 125). Основанием для изменения кадастровой стоимости послужил отчет N 1731 от 24.04.2017 "Об оценке объекта оценки-земельного участка по кадастровым номером 18:16:047016:85.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от 24.05.2017 N 152 определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке в размере 11 731 000, 00 руб. по состоянию на 01.01.2015 года.
Таким образом, комиссия пересмотрела результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не устраняла техническую ошибку.
Следовательно, исходя из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 731 000, 00 руб., установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Удмуртской Республике от 24.05.2017 N 152, подлежит применению для целей налогообложения, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2017 года.
Доказательства внесения изменений кадастровой стоимости спорного земельного участка в более ранние периоды в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о начале применения кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, со ссылкой на письмо о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка направленное в ООО "Перспектива" от 29.11.2016, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку при определении налоговой базы, правовое значение, имеет дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию или в суд.
Кроме того, суд принимает во внимание, что первоначально заявителем договор с ООО "Перспектива" на оказание услуг по подготовке документации, юридическому сопровождению и представительству интересов заказчика по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки был заключен 23.12.2018, расторгнут 31.01.2017 года по причине непредставления самим заказчиком документов и заключен повторно 11 апреля 2017 года, что и предопределило дату обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел совокупности оснований необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении кадастровой стоимости для расчета земельного налога подлежит применению абзац 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев: изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки (в таком случае изменение кадастровой стоимости учитывается при установлении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена данная техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации); изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда (в таком случае измененная кадастровая стоимость учитывается с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы об изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технических ошибок признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2019 года по делу N А71-25476/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.