г. Пермь |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А71-24062/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Гумбатова Азера Кизяза Оглы,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 марта 2019 года по делу N А71-24062/2018,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гумбатова Азера Кизяза Оглы (ИНН 180402062709, ОГРНИП 304184013800215)
к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400)
о признании незаконным отказа,
установил:
индивидуальный предприниматель Гумбатов Азер Кизяз Огл (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными отказа, выраженного в письме N 01-07/10745 от 14.11.2018, по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод", согласно паспорта МАФ N73-02 и договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли N145/06 от 27.11.2006, обязании Администрации города Ижевска включить в Схему размещения нестандартных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г.Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 05.03.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы, согласно которым действующим законодательством предусмотрен регламент включения непосредственно торгового объекта, а не места размещения. Предприниматель обратился с целью защиты своих прав для последующей стабильной работы и долгосрочного планирования им своего бизнеса даже в случае расторжения по каким-либо причинам договора аренды земельного участка, где находится в настоящее время принадлежащий ему нестационарный торговый объект.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 27.11.2006 между администрацией (арендодатель) и ИП Гумбатовым А.К. (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли N 145/06 (далее - договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений общего пользования, общей площадью 42,0 кв.м по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод", по движению из центра, в кадастровом квартале 041441, согласно паспорту МАФ N 73-02 (л.д.14-17). Срок действия указанного договора неоднократно продлевался (л.д. 18-24).
17.10.2018 заявитель обратился в администрацию с заявлением о включении в Схему размещения нестационарный торговый объект по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома по ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод", согласно паспорту МАФ N 73-02 (л.д.32).
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска письмом от 14.11.2018 N 01-07/10745 сообщило предпринимателю, что нестационарный торговый объект по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома по ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод" включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ижевск", утвержденную постановлением Администрации города Ижевска от 05.03.2018 N88.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра (pkk.rosreestr.ru), место размещения с адресным ориентиром г. Ижевск, в 26 метрах на восток от жилого дома по ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод", по ходу движения из центра, расположено в границах кадастрового квартала 18:26:041441 на землях неразграниченной государственной собственности. В настоящее время на земельный участок между Администрацией города Ижевска и предпринимателем заключен договор аренды от 27.11.2006 N 145/06.
Договор аренды по состоянию на 06.11.2018 не прекращен (л.д.33).
Ссылаясь на неправомерность действий администрации, связанных с отказом по включению в Схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" нестационарного торгового объекта предпринимателя, заявитель 06.12.2018 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемым отказом права заявителя не нарушены.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли относится к вопросам местного значения.
Пунктом 16 статьи 44 Устава города Ижевска к полномочиям администрации отнесено решение вопросов местного значения по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии со статьей 50 Устава города Ижевска в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты - постановления и распоряжения Администрации города; распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города.
Постановлением администрации от 10.02.2017 N 34 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город "Ижевск", в которую включено место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 26 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод" (по движению из центра) (строка 42 Ленинский район).
Постановлениями администрации от 12.05.2017 N 194 и от 05.03.2018 N88 Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена в новой редакции, место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 26 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 13, остановка общественного транспорта "Завод минеральных вод" (по движению из центра), принадлежащего заявителю, сохранено (строки 39 и 42 Ленинский район соответственно).
Постановления администрации от 12.05.2017 N 194 и от 05.03.2018 N 88, на основании которых были внесены изменения в существующую Схему, в установленном порядке не оспорены и недействующими не признаны.
Применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя в сфере его торговой деятельности со стороны администрации.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закон о торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Схема размещения нестационарных торговых объектов не является персонифицированной, не обращена к конкретному хозяйствующему субъекту, а касается непосредственно только определения места размещения такого объекта.
Определение конкретного места размещения нестационарного торгового объекта не обусловлено созданием конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления торговой деятельности, а не включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения не обуславливает прекращение деятельности хозяйствующим субъектом.
Орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также перечисленных выше целей, свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) нестационарных торговых объектов, в том числе, уже действующих на момент утверждения схемы.
Существующая Схема размещения нестационарных торговых объектов содержит информацию о порядковом номере нестационарного торгового объекта, буквенное обозначение района города, вид нестационарного торгового объекта, адресный ориентир нестационарного торгового объекта, специализацию (ассортиментный перечень реализуемой продукции), площадь размещения нестационарного торгового объекта. Место размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя включено в схему, утвержденную компетентным органом.
Предприниматель реализовал право на размещение нестационарного торгового объекта путем заключения договора аренды N 146/05. Стороны в ходе судебного разбирательства подтвердили, что договор с предпринимателем является действующим на неопределенный срок.
05.10.2018 принят Закон Удмуртской Республики N 61-РЗ "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики".
Согласно статье 2 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта при наличии в совокупности следующих условий:
1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования;
2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора;
3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта;
4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
Постановлением администрации от 18.12.2018 N 1127 утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" без проведения аукциона.
Доказательств обращения предпринимателя с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства, неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.
Поскольку нормативным правовым актом Удмуртской Республики предусмотрено, что основанием для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что сам по себе факт не включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов при наличии в ней сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и наличии действующего договора о предоставлении земельного участка права заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы заявителя о нарушении его прав, так как изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства носят предположительный характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым отказом заинтересованного лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в материалах дела отсутствуют, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 марта 2019 года по делу N А71-24062/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гумбатова Азера Кизяза Оглы (ИНН 180402062709, ОГРНИП 304184013800215) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 150 (Ста пятидесяти) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.