г. Владивосток |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А51-3349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аксиос Инжиниринг",
апелляционное производство N 05АП-2737/2019
на решение от 04.04.2019
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-3349/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467)
к обществу с ограниченной ответственностью "Аксиос Инжиниринг" (ИНН 2537115514, ОГРН 1152537003387)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 13.02.2019 N 21
при участии:
от ООО "Аксиос Инжиниринг" - Истомин А.В., по двоеренности от 25.03.2019, б/н, сроком на 1 год, паспорт;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - старший инспектор Руденко А.И., по доверенности от 15.02.2019, б/н, сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аксиос Инжиниринг" (далее - общество, ООО "Аксиос Инжиниринг") о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по протоколу об административном правонарушении от 13.02.2019 N 21.
Решением от 04.04.2019 суд удовлетворил заявленные требования и привлек ООО "Аксиос Инжиниринг" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что в силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" общество не является ответственным лицом за нарушение правил пожарной безопасности, так как не владеет и не распоряжается имуществом, не является должностным лицом (имущество по акту не предоставлялось). Считает, что общество не может отвечать за обязательства, связанные с нарушением монтажа оборудования, так как осуществляет только обслуживание уже смонтированных ранее систем и не может нести административную ответственность, т.к. отвечает только перед заказчиком в рамках гражданско-правовой ответственности. Указывает на то, что общество не обслуживает аварийное освещение. На момент проведения плановых регламентных работ пожарный извещатель общества в коридоре подвала не был закрыт пленкой, так же извещатель пожарный в складе медицинских отходов не был демонтирован.
Общество не согласно с выводами в части работоспособности системы, в частности: на момент проведения испытаний, а также на момент проведения плановых регламентных работ в декабре 2018-январе 2019 в рамках исполнения договора система находилась в работоспособном состоянии.
На этом основании общество полагает, что состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку общество не является надлежащим субъектом ответственности.
Ссылаясь на Свод правил системы противопожарной защиты СП 3.13130.2009, утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173, общество указывает на то, что в больницах, специализированных домах престарелых и инвалидов при применении 3-го типа систем оповещения и управления эвакуацией и выше, оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения.
В 2019 году общество оказывало услуги по техническому обслуживанию АПС и СОУЭ ГАУЗ "ККЦ СВМП" по договору N 74 от 21.12.2018, согласно условий данного договора проверка работоспособности вверяемого оборудования производится обществом ежемесячно. Вместе с тем, административный орган начал проверку объекта в начале января 2019, т.е. до наступления обязанности исполнителя - ООО "Аксиос Инжиниринг" по проверки работоспособности оборудования на объекте заказчика.
По результатам 1-го квартала общество направило в адрес заказчика акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре от 29.03.2019, согласно которому заказчику необходимо в кратчайшие сроки устранить выявленные недостатки.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом установлено, что с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 11.01.2019 N 2 полномочного лица Управления в период с 21.01.2019 по 07.02.2019 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГАУЗ "ККЦ СВМП", по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37.
В ходе проверки на запросы должностного лица Управления старшим экспертом сектора судебных экспертиз ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю оформлены: техническое заключение от 31.01.2019 N 12 по результатам испытаний на работоспособность систем противопожарной защиты смонтированных в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП", по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 и протокол проведения испытаний систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений на работоспособность от 31.12.2019 N 12.
Согласно выводам эксперта и протоколу испытаний, на момент проведения испытаний технические элементы автоматической установки пожарной сигнализации и технические элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 находятся в неработоспособном состоянии.
По итогам указанной проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 07.02.2019 N 2, из которого следует, что должностным лицом Управления выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем ГАУЗ "ККЦ СВМП" выдано предписание N 2/1/1 об их устранении.
Установив в ходе указанной проверки, что система противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в здании и помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" обслуживается ООО "Аксиос Инжиниринг" на основании имеющейся лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 02.11.2015 N 25-Б/00138 с нарушением установленных нормативно-технических документов, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, 13.02.2018 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 21 в присутствии представителя общества, который в соответствующей графе документа указал, что вины не признает и считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предоставив административному органу письменные объяснения от 13.02.2019 N 09 по обстоятельствам дела.
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Аксиос Инжиниринг" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
Согласно Примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании).
В силу статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ определено понятие "лицензионных требований" - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 указанного Закона деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1225).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 1225 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" пункта 4 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Подпунктом "д" пункта 4 указанного Положения к лицензионным требованиям отнесено, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона.
Таким образом, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, в части, не противоречащей Федеральному закону N 123-ФЗ.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Такие требования установлены в СП 3.13130.2009, в СП 5.13130.2009.
Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 4.1 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
В пункте 5.3 СП 3.13130.2009 определено, что световые оповещатели "Выход" следует устанавливать над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 утвержден "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009".
СП.5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", также является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (пункт 1.1 СП.5.13130.2009).
На основании пункта А.4 СП 5.13130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения, за исключением помещений, перечисленных в пункте 4 (А.5).
В пункте 13.3.6 СП 5.13130.2009 определено, что горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
Согласно пункту 13.4.1 СП 5.13130.2009 площадь, контролируемая одним точечным дымовым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в 13.3.7, необходимо определять по таблице 13.3, но, не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели конкретных типов.
В силу пункта 13.14.5 СП 5.13130.2009 приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.
Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать, в том числе, следующими характеристиками: наличие аварийного освещения (пункт 13.14.12 СП 5.13130.2009).
При этом, в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения (СП 5.13130.2009).
Согласно части 3 статьи 84 Закона N 123-ФЗ пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В силу частей 4, 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
В части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
В пункте 43 этих же Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Положениями части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установлены нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, принятыми органами государственной власти и содержащими требования пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Соблюдение указанных требований при осуществлении рассматриваемого вида деятельности относится к лицензионным требованиям и условиям, которые в рассматриваемом случае позволяют обеспечить безопасное круглосуточное пребывание людей в принадлежащих ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 помещениях и здании, а также возможность в минимальные сроки покинуть их при возникновении пожара.
Судом установлено, что общество имеет лицензию N 25-Б/00138 на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную 02.11.2015 бессрочно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно указанной лицензии видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности обществом, являются:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Как видно из материалов дела, 22.12.2017 между ООО "Аксиос Инжиниринг" и Государственным автономным учреждением здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (ГАУЗ "ККЦ СВМП") заключен договор N 124 на оказание услуг по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на 2018 год, согласно которому общество как Исполнитель приняло на себя обязательства в срок с 01.01.2018 по 31.01.2018 оказать Заказчику - ГАУЗ "ККЦ СВМП" услуги по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к проекту договора) и Списком оборудования АПС и СОУЭ, смонтированном в подразделениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" (приложение N 2 к проекту договора) (пункты 1.1, 1.2 договора).
В силу пункта 2.1 указанного договора, местом оказания услуг является, в том числе г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37.
В соответствии с пунктом 2.2 договора, оказание услуг по договору производится Исполнителем в соответствии с требованиями Технического задания, Санитарно-эпидемиологическими правилами и Нормами (СанПиН), Правилами пожарной безопасности, Государственными стандартами (ГОСТ) и нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования к оказываемым услугам.
В силу пункта 7.2 договора при завершении оказания услуг Исполнитель предоставляет Заказчику два экземпляра подписанного со своей стороны Акта оказанных услуг. Услуги считаются оказанными после подписания указанного акта обеими сторонами.
Согласно акту проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подписанным сторонами вышеуказанного договора 28.12.2018, ООО "Аксиос Инжиниринг" проведена проверка работоспособности АУПС и СОУЭ на объекте ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 в период с 27.12.2018 по 28.12.2018, в ходе которой установлено, что система пожарной сигнализации и оповещения о пожаре находится в работоспособном состоянии.
21.12.2018 обществом (Исполнитель) с ГАУЗ "ККЦ СВМП" заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на 2019 год N 74, предметом которого является принятие на себя Исполнителем обязательств в срок с 01.01.2019 по 31.01.2019 оказать заказчику - ГАУЗ "ККЦ СВМП" услуги по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к проекту договора) и Списком оборудования АПС и СОУЭ, смонтированном в подразделениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" (приложение N 2 к проекту договора) (пункты 1.1, 1.2 договора).
Местом оказания услуг является, в том числе г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 (пункт 2.1 договора).
При этом, оказание услуг Исполнителем производится в соответствии с требованиями Технического задания, Санитарно-эпидемиологическими правилами и Нормами (СанПиН), Правилами пожарной безопасности, Государственными стандартами (ГОСТ) и нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования к оказываемым услугам (пункт 2.2 договора N 74).
Таким образом, факт приема Исполнителем - ООО "Аксиос Инжиниринг" оборудования АУПС и СОУЭ, смонтированного в помещениях и здании Заказчика - ГАУЗ "ККЦ СВМП", перечисленного в Приложениях N 2 к вышеуказанным договорам в период 2018-2019 годы, а также оказание услуг по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37, подтверждается оформленными в двухстороннем порядке договорами от 22.12.2017 N124, от 21.12.2018 N 74 и актом проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подписанным 28.12.2018 сторонами данных договоров, имеющимися в материалах дела.
В силу требований статьи 51 Закона N 123-ФЗ и пункта 61 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Таким образом, общество при заключении вышеназванных договоров, приняло на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту смонтированных на объекте установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, возложив тем самым на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной системы защиты иным лицом.
В этой связи, лицом, ответственным за результат работ по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации, в том числе за соблюдение правил пожарной безопасности в части обеспечения исправной и безотказной работы данных систем на рассматриваемом объекте, является именно ООО "Аксиос Инжиниринг", осуществляющее предпринимательскую деятельность в соответствии с выданной лицензией.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной с 21.01.2019 по 07.02.2019, сотрудниками отдела государственного пожарного надзора на основании распоряжения (приказа) от 11.01.2019 N 2 были выявлены нарушения требований, касающиеся эксплуатации и технического обслуживания системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре здания, и влияющие на их работоспособность в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37, которые отражены в акте проверки от 07.02.2019 N 2, а именно не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ), в том числе:
- не обеспечено питание электроприемников систем противопожарной защиты от панели противопожарных устройств, которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита с устройством АВР (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 103; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 6.1313 0.2013 пункт 4.10);
- не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности и состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 83; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 5.13130.2009 пункт 13.14.5);
- в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не обеспечено автоматическое включение аварийного освещения при отключении основного (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 83; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 5.13130.2009 пункт 13.14.12, пункт 13.14.13);
- горизонтальные расстояния от пожарных извещателей до электросветильников составляет менее 0,5 метра (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 83; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 5.13130.2009 пункт 13.14.12, пункт 13.3.6);
- звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя (фактический измеренный уровень звуковых сигналов СОУЭ составил 70-72 дБА) (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 84; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 3.13130.2009 пункт 4.1);
- количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей (Помещения пищеблока в подвале и холл 3-го этажа не оборудованы речевыми оповещателями) (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 84; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 3.13130.2009 пункт 4.1);
- над эвакуационными выходами на центральную лестничную клетку из коридора мансарды, на эвакуационную лестницу 9-го этажа, из коридора приемного отделения отсутствуют световые оповещатели "Выход" (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 84; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 3.13130.2009 пункт 5.3);
- не все помещения в здании оборудованы пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализации (кабинет N 109, продуктовый склад, склад детского фонда) (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 83; СП 5.13130.2009 Приложение А, пункт А.4, А. 10, таблица А. 1);
- дымовой пожарный извещатель в коридоре подвала закрыт пленкой (Правила противопожарного режима в РФ пункт 61);
- в складе медицинских отходов извещатель пожарный дымовой демонтирован из розетки (Правила противопожарного режима в РФ пункт 61);
- при расстановке дымовых пожарных извещателей в коридоре первого этажа (возле кабинета МРТ) расстояние от извещателя до стены составляет более 4,5 метра (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 6, статья 83; Правила противопожарного режима в РФ пункт 61; СП 5.13130.2009 пункт 13.4.1, Таблица 13.3).
В ходе указанной проверки должностными лицами Управления получены техническое заключение от 31.01.2019 N 12 по результатам испытаний на работоспособность систем противопожарной защиты смонтированных в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП", по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 и протокол проведения испытаний систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений на работоспособность от 31.12.2019 N 12, согласно которому на момент проведения испытаний технические элементы автоматической установки пожарной сигнализации и технические элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 находятся в неработоспособном состоянии.
Данные обстоятельства, в том числе, явились основанием для выдачи ГАУЗ "ККЦ СВМП", как собственнику помещений и здания по указанному адресу, предписания об устранении в установленные сроки выявленных нарушений норм и правил.
Учитывая изложенное, доводы общества о том, что на момент проведения испытаний, а также на момент проведения им плановых регламентных работ в декабре 2018 г., январе 2019 г. в рамках исполнения договора с Заказчиком система пожарной безопасности находилась в работоспособном состоянии, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Приводя данный довод, общество в то же время не опровергло выводы эксперта, изложенные в техническом заключении от 31.01.2019 N 12, в протоколе проведения испытаний систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений на работоспособность от 31.12.2019 N 12, а также сведения, указанные в акте проверки от 07.02.2019 N 2.
Довод жалобы о том, что соответствующие противопожарные системы были установлены иными лицами, в связи с чем, ООО "Аксиос Инжиниринг" не может отвечать за обязательства, связанные с нарушением монтажа оборудования и/или не дооснащением на объектах Заказчика систем пожарной безопасности, так как только осуществляет обслуживание уже смонтированных ранее систем, подлежат отклонению, поскольку после заключения с ГАУЗ "ККЦ СВМП" договоров от 22.12.2017 N 124, от 21.12.2018 N74 на оказание услуг по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на 2018-209 годы общество как Исполнитель взяло на себя обязательства осуществлять проверку соответствия противопожарных систем требованиям действующего законодательства и поддерживать их в технически исправном состоянии.
Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе нахождение в неработоспособном состоянии системы противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ), смонтированной в помещениях ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37 создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей (персонала и посетителей медицинского учреждения) вследствие возможного возникновения пожара, что свидетельствует о грубом нарушении ООО "Аксиос Инжиниринг" лицензионных требований в силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ и в силу пункта 7 Положения о лицензировании N 1225.
Таким образом, общество допустило нарушение принятых на себя в рамках договоров от 22.12.2017 N 124, от 21.12.2018 N 74 обязательств (пункт 2.2), а также допустило грубые нарушения лицензионных требований, изложенных в подпункте "д" пункта 4 Положения о лицензировании N 1225.
Отклоняя довод жалобы о том, что общество не является ответственным лицом за нарушение правил пожарной безопасности на рассматриваемом объекте, так как не владеет и не распоряжается имуществом и несет лишь гражданско-правовую ответственность перед заказчиком в рамках заключенных с ним договоров, суд исходит из того, что административным органом не вменяется обществу совершение административного правонарушения за нарушение требований пожарной безопасности, которое предусматривается статьей 20.4 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, обществу вменено нарушение требований пункта 61 Правил N 390, норм СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009, положений статей 6, 83, 84 Закона N 123-ФЗ, выразившееся в необеспечении исправного состояния системы автоматической пожарной защиты при оказании услуг по обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в помещениях и здании ГАУЗ "ККЦ СВМП" по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за выявленные нарушения, в силу принятых на себя в рамках договоров обязательств и соответственно является субъектом ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Аксиос Инжиниринг" требований действующего законодательства в части соблюдения норм пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности установлен представленными в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.02.2019 N 21, протоколом проведения испытаний систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений на работоспособность от 31.01.2019 N 12, техническим заключением от 31.01.2019 N 12, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 07.02.2019 N 2, договорами от 22.12.2017 N 124, от 21.12.2018 N 74 на оказание услуг по техническому обслуживанию установок автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на 2018-209 годы и др.
Вменяемое обществу правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО "Аксиос Инжиниринг" события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Несоответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов может повлечь за собой несвоевременное обнаружение пожара и несвоевременное оповещение людей о пожаре, что в свою очередь может причинить вред жизни и здоровью граждан.
Осуществляя деятельность по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружении, общество обязано соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, в том числе соблюдение требований предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований в области законодательства о пожарной безопасности и лицензирования.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При этом, довод жалобы о том, что по результатам 1-го квартала общество направило в адрес заказчика акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре от 29.03.2019, согласно которому заказчику на рассматриваемом объекте необходимо в кратчайшие сроки устранить выявленные недостатки, по мнению коллегии, к таким мерам не относится и не исключает вины общества в несоблюдении лицензионных требований.
Также не свидетельствует об отсутствии вины общества начало проверочных мероприятий в начале января 2019, т.е. до наступления обязанности общества как исполнителя по договорам с заказчиком о проверки работоспособности систем противопожарной безопасности, поскольку обязанность по строгому соблюдению требований выданной лицензии не поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в указанных договорах соответствующих обязательств лицензиата.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности административным органом факта осуществления обществом деятельности с грубым нарушением условий лицензирования и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, в действиях ООО "Аксиос Инжиниринг" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, не были нарушены.
Рассмотрев материалы дела, коллегия приходит к выводу о том, что при назначении наказания судом первой инстанции выяснены и учтены все обстоятельства дела.
При решении вопроса о назначении наказания суд первой инстанции с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из принципа соразмерности и справедливости назначения наказания, а также учитывая совершение вмененного обществу административного правонарушения впервые, что отражено в протоколе об административном правонарушении, отсутствие доказательств наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства, счел возможным наложить на ООО "Аксиос Инжиниринг" административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в сумме 100 000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что назначенное административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное обществом правонарушение как малозначительное, также не установлено. По мнению коллегии, совершенное обществом административное правонарушение посягает на отношения в сфере пожарной безопасности, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Таким образом, указанные действия общества несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая также выражается в пренебрежительного отношения ООО "Аксиос Инжиниринг" к выполнению своих публично-правовых обязанностей, в связи с чем, совершенное общество административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку по правилам статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, то, соответственно, не оплачивается государственная пошлина и при подаче апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2019 по делу N А51-3349/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.