г. Челябинск |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А07-3281/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2019 по делу N А07-3281/2019 (судья Искандаров У.С.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Габдуллину Данису Фанисовичу (далее - ИП Габдуллин, ответчик) о взыскании денежных средств по договору на оказание государственной поддержки в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств N 09- СЖФ от 10.05.2016 в размере 414 240 руб.
Решением суда от 18.03.2019 (резолютивная часть объявлена 12.03.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
По мнению апеллянта, предпринимателем не исполнен план расходов и не достигнут показатель результативности, согласно п. 19 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
От сторон поступили письменные ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ведомственными целевыми программами "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2016-2018 годы", "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2016-2018 годы", порядком предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (далее - Порядок), действовавшим в 2016 году, ИП Габдуллину присвоен статус участника ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств Республики Башкортостан на период 2016-2018 годы".
Согласно подп. "в" п. 8 Порядка, на основании протокола заседания Республиканской комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2016-2018 годы" и "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2016-2018 годы", между министерством и ИП Габдуллиным - получатель гранта, заключен договор на оказание государственной поддержки на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы N 09-СЖФ от 10.05.2016 (далее - договор).
В соответствии с п. 1 договора предметом является предоставление министерством в 2016 году получателю гранта в соответствии с планом расходов по реализации бизнес-плана гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 2 964 240 руб.
Согласно договору министерство перечислило ИП Габдуллину грант в размере 2 964 240 руб., что подтверждается платежными поручениями от 16.05.2016 N 349208 на сумму 2 460 239 руб. и от 19.05.2016 N 73145 на сумму 504 001 руб.
На основании п. 2.4 договора получатель гранта обязуется, в том числе, использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
В случае нецелевого использования полученного гранта осуществлять возврат полученных средств. Обеспечить выполнение показателей результативности предоставленного гранта согласно приложению N 1 к настоящему договору и представлять в установленные сроки отчет об исполнении обязательств согласно приложения N 2 к настоящему договору.
В силу п. 3.2 договора получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством:
- за достоверность представляемых им в Министерство документов, отчетности;
- за нецелевое использование гранта и единовременной помощи;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором.
Денежные средств перечислены истцом ответчику, что подтверждается платежными поручениями от 16.05.2016 N 349208 на сумму 2 460 239 руб. и от 19.05.2016 N 73145 на сумму 504 001 руб.
Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка эффективности использования в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года средств федерального бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, результаты которой отражены в акте от 10.08.2018.
По результатам проведенной проверки установлено, что согласно договору обязательства ответчиком не исполнены, а именно: обязательство использовать полученный грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет, вследствие чего ответчиком не исполнены показатели результативности, соответствующему "Плану расходов".
По мнению заявителя, за ответчиком числится неиспользованный остаток гранта в размере 414 240 руб.
В соответствии с п. 19 Порядка и разделом 2 договора, возврат гранта в случае нарушения КФХ условий, установленных при его предоставлении, предоставлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта, осуществляется в следующем порядке: в течение 7 рабочих дней со дня принятия министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств КФХ направляется соответствующее письменное уведомление. КФХ в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе КФХ от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Истец направил ответчику претензию от 08.08.2018 N РБ-12-4654 с требованием о возврате денежных средств, в связи с неисполнением плана расходов и не достижением показателей результативности, согласно п. 19 Порядка в части полученный грант не использован в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет, которая ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения.
Оставление ответчиком без удовлетворения указанного требования явилось основанием для обращения истца с рассматриваемыми исковыми требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований истца, арбитражный суд первой инстанции счел их незаконными и необоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ст. 28 названного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ст. 135 БК РФ, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации определены положениями ст. 136 БК РФ. В частности, п. 7 указанной статьи определено, что предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов местным бюджетам исходя из результатов достижения органами местного самоуправления значений показателей, установленных в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допускается (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей).
В соответствии со ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 названного Кодекса главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Понятие "неправомерное расходование бюджетных средств" БК РФ не определено.
Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм.
Согласно постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
В силу вышеназванных норм, к неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся Кодекс, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - бюджетное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения).
Исходя из буквального толкования условий соглашения, суд не усматривает в нем условий о применении ответственности в связи с неправомерным использованием денежных средств.
Так, в соответствии с условиями получения гранта срок использования составляет 24 месяца со дня поступления средств на счет главы хозяйства.
Денежные средства поступили 16.05.2016 и 19.05.2016, то есть установленный 24 месячный срок истекал 16.05.2018 и 19.05.2018.
Из представленных документов следует, что министерство платежными поручениями от 16.05.2016 и от 19.05.2016 перечислило ИП Габдуллину.
Согласно приложению N 1 к договору, показателями результативности предоставления гранта являются:
- нетели Бестужевской породы 50 голов,
- доильная установка 1 шт.,
- охладитель молока 1 шт.,
- трактор Белорус-82.1 1 шт.
По мнению истца, ИП Габдуллин не исполнил обязательства по договору и не использовал грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет.
Отклоняя доводы истца, арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что ИП Габдуллин использовал предоставленный грант в полном объеме и в установленный срок, приобретая:
- доильную установку и установку охлаждения молока открытого типа, (договор поставки N 28 от 09.03.2017, платежное поручение N 1 от 04.04.2017, акт на передачу прав N 17 от 05.04.2017);
- трактор Беларус-82.1 (договор поставки N 530 от 25.05.2016, платежное поручение N 1 от 25.05.2016, акт приема-передачи к договору поставки N 530 от 25.05.2016);
- нетели Бестужевской породы (договор купли-продажи N 1 от 16.11.2017, платежные поручения N 9907 от 20.02.2018, N 71 от 29.12.2017, N 70 от 24.11.2017, N 75 от 08.12.2017, N 8 от 20.02.2018, акт приема-передачи к договору купли-продажи от 16.11.2017).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что грант использован до истечения установленного срока, что соответствует условиям договора на оказание государственной поддержки на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы N 09-СЖФ от 10.05.2016.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2019 по делу N А07-3281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.