г.Самара |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А65-21053/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Лихоманенко О.А., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от акционерного общества "Татэнерго" - представитель не явился, извещено,
от Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: МКУ "Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" - представитель не явился, извещено,
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - представителя Степановой Е.В. (доверенность от 17.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2019 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества "Татэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2019 года по делу N А65-21053/2018 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), Республика Татарстан, г.Казань, к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1021602866350, ИНН 1654004615), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: МКУ "Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", Республика Татарстан, г.Казань, Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью "Стройгрупп", Республика Татарстан, г.Казань, открытое акционерное общество "Сетевая компания", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления N 43-13-2018-2033 от 28.06.2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское Управление Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 43-13-2018-2033 от 28.06.2018, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб..
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, общество с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (далее - ООО "Стройгрупп"), открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "Татэнерго" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в действиях АО "Татэнерго" отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ, - повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт. Вывод суда о непринятии АО "Татэнерго" всех зависящих от него мер по предотвращению повреждения не соответствует обстоятельствам дела. Непосредственное повреждение кабельной линии 1000 вольт при проведении земляных работ по адресу: г. Казань, проспект Ямашева, д.бЗа было допущено ООО "СТРОЙГРУПП" и именно оно является единственным субъектом данного административного правонарушения. Более того, ООО "СТРОЙГРУПП" было привлечено к ответственности по ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ по тому же самому факту, что подтверждается материалами дела. Ни в постановлении административного органа, ни в решении суда первой инстанции причинно-следственная связь между действиями АО "Татэнерго" и повреждением кабеля не исследовалась.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя, административного органа, третьих лиц МКУ "Комитет внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, ООО "Стройгрупп", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель третьего лица ОАО "Сетевая компания" рассмотрение апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ОАО "Сетевая компания", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании сообщения от 21.06.2018 ОДС ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по РТ" в отношении АО "Татэнерго" Управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 22.06.2018 N 43-13-20182033, согласно которому выявлен факт повреждения 20.06.2018 кабельной линии 10 кВ по адресу: г. Казань, Проспект Ямашева, д.6ЗА от ПС "Магистральная", при проведении земляных работ по реконструкции тепловых сетей персоналом ООО "СТРОЙГРУПП", выполнявшим работы по договору на производство работ от 16.05.2018 N 2018/Д377/269, заключенному с Казанскими тепловыми сетями - филиалом АО "Татэнерго" (заказчик). Вызванное этим событием короткое замыкание привело к провалу напряжения на электроприёмниках стадиона "Казань Арена" и прекращению электроснабжения части потребителей электрической энергии Ново-Савиновского района г. Казани.
Работа по реконструкции тепловых сетей производились на основании ордера от 08.06.2018 N 1536 на производство земляных работ и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций и работ, связанных с нарушением элементов наружного благоустройства выданного МКУ "Комитет Внешнего Благоустройства города Казани" в нарушение Указа от 09.05.2017 N 202 Президента Российской Федерации "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года".
По результатам рассмотрения протокола административным органом 28.06.2018 вынесено постановление N 4313-2018-2033 по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Факт повреждения 20 июня 2018 года в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года кабельной линии 10 кВ, принадлежащей третьему лицу ОАО "Сетевая компания", заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Порядок раскопки кабельных трасс и проведения вблизи них земляных работ регламентирован пунктами 2.4.23 - 2.4.27 правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила).
Так, согласно пункту 2.4.23 Правил раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по территории которой проходит кабельная линия (КЛ), и организации, эксплуатирующей КЛ. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ. Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. На месте работы должны быть установлены сигнальные огни и предупреждающие плакаты.
В силу пункта 2.4.24 Правил перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие) кабельной линии под надзором электротехнического персонала потребителя, эксплуатирующего КЛ, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания. При обнаружении во время разрытия земляной траншеи трубопроводов, неизвестных кабелей или других коммуникаций, не указанных на схеме, необходимо приостановить работы и поставить об этом в известность ответственного за электрохозяйство. Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами.
Из содержания приведенных положений правил следует, что получение разрешения для производства земляных работ (раскопок) является обязанностью лица, которое проводит эти работы.
В подтверждение получения разрешения на производство земляных работ и раскопок кабельных трасс заявитель представил ордер N 1536 от 08.05.2018, которым разрешено производство земляных работ по реконструкции тепловых сетей (вынос из ЦТП) с изменением трассировки в районе д. N 63А по проспекту Ямашева (местный проезд, тротуар, зеленая зона). Данный ордер был выдан заявителю комитетом внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани на основании заявления АО "Татэнерго" от 07.06.2018. К ордеру приложено письмо (справка-согласование) управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 17.01.2018 с указанием перечня лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты производством земляных работ: администрация Ново-Савиновского и Авиастроительного районов, административная комиссия ИК г. Казани, комитет земельных и имущественных отношений ИК г. Казани, МУП "Водоканал", филиал ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети, ЭПУ "Казаньгоргаз", ПАО "Ростелеком".
При этом ОАО "Сетевая компания" согласовало производство работ при условии вызова представителя и кабельные линии отшурфовать. Однако доказательств вызова заявителем при производстве работ представителя ОАО "Сетевая компания" не имеется, третьим лицом участие его представителей при производстве работ, приведших к повреждению кабельной линии 10 кВ, не подтверждено.
Ссылка заявителя на выполнение работ подрядчиком ООО "Стройгрупп" судом первой инстанции отклонена, поскольку в силу приведенных выше положений Правил именно заявитель был обязан получить схему расположения кабельных линий.
При отсутствии схемы расположения кабельных линий и неопределенности расположения кабельных линий заявитель не вправе был приступить к производству земляных работ, а должен был принять все меры по установлению безопасности планируемой раскопки (получение схемы, уточнение места залегания кабеля и проч.). Неознакомление со схемой расположения кабельной линии не влечет возникновение у заявителя права на проведение спорных работ.
Как установлено судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства, схема расположения кабельных линий была получена у ОАО "Сетевая компания" вместе с предупреждением N 205 ООО "Лэнт", не имеющим отношения к заявителю. Заявитель данную схему не получал и для производства работ подрядчику не передавал.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по предотвращению повреждения электрических сетей, в том числе по вызову специалиста ОАО "Сетевая компания" и получению схемы расположения кабельной линии.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что постановление административного органа является законным и обоснованным, и в удовлетворении требований заявителя отказал.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях АО "Татэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами, тогда как материалами дела доказаны как объективная, так и субъективная стороны правонарушения.
Ссылка заявителя на то, что непосредственное повреждение кабельной линии ООО "СТРОЙГРУПП", которое было привлечено к ответственности по ч.2 ст. 9.7 КоАП РФ по тому же самому факту, несостоятельна. Привлечение указанного лица не исключает ответственности АО "Татэнерго" как лица, получившего ордер на производство земляных работ. Именно на него возложена обязанность выполнения условий, при которых должны выполняться земляные работы. ОАО "Сетевая компания" согласовало земляные работы по указанному адресу с условием о том, что в целях определения мест пересечений трассы с подземными коммуникациями земляные работы (шурфовку) нужно производить вручную с вызовом его представителей, чего заявителем не было сделано.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 19 марта 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2019 года по делу N А65-21053/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.