г. Владимир |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А38-9414/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Мегарусс-Д" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчиков:
муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (заявителя) - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
муниципального предприятия "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар- Ола" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.03.2019 по делу N А38-9414/2018, принятое судьей Комелиной Т.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Мегарусс-Д" (ОГРН 5147746330287, ИНН 7702848563) к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" о взыскании 28 535 руб. в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и Управлению городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", муниципальному предприятию "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Мегарусс-Д" (далее - ООО "СК "Мегарусс-Д", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) и Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление городского хозяйства), муниципальному предприятию "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" о взыскании страхового возмещения в сумме 28 535 руб.
Требования основаны на статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 03.04.2016 в результате попадания автомобиля Hyundai Solaris, государственный регистрационный знак У820ВМ12, принадлежащего Кропиновой О.В., в яму произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль получил технические повреждения. Истец произвел выплату страхового возмещения в связи с повреждением автомобиля его страхователю - Кропиновой О.В. по договору страхования транспортных средств. В связи с чем, к ООО СК "Мегарусс-Д" перешло право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки. Поскольку дорожно-транспортное происшествие стало возможным по вине организации, осуществлявшей ненадлежащее содержание находящегося в ее ведении имущества, истец обратился с иском о возмещении ущерба.
Ответчики иск не признали.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.03.2019 по делу N А38-9414/2018 исковые требования ООО "СК "Мегарусс-Д" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, муниципальное образование "город Йошкар-Ола" в лице Управления городского хозяйства обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что полномочия собственника на территории округа "Город Йошкар-Ола" осуществляет Управление городского хозяйства, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет), утвержденного Решением XIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20.04.2006 N 243-IV, одной из основных задач Комитета является осуществление прав собственника в отношении муниципального имущества.
Заявитель считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что вред автомобилю причинен в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по содержанию, эксплуатации и ремонту дорог. Согласно муниципальному контракту N 3а/2016 данные обязанности возложены непосредственно на муниципальное предприятие "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола". В связи с чем надлежащим ответчиком является муниципальное предприятие "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Нарушение норм материального права заявитель усматривает в неприменении судом статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, водитель Кропинова О.В. в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ своим поведением содействовала причинению вреда.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Марий Эл законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу привлечения к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда необходимо установить совокупность условий: факт причинения вреда и его размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда (противоправность поведения этого лица) и причинно следственную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Факт получения автомобилем Hyundai Solaris, государственный регистрационный знак У820ВМ12, повреждений подтвержден материалами дела. Установлено, что 03.04.2016 в 8 час. 10 мин. водитель Кропинова Ольга Викторовна, управляя указанным автомобилем, принадлежащим ей на праве собственности, и следуя по ул. Петрова, около дома 1 в городе Йошкар-Ола, совершила наезд на яму. В результате этого транспортное средство получило механические повреждения. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 03.04.2016 о дорожно-транспортном происшествии, схемой места происшествия от 03.04.2016, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 03.04.2016, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 03.04.2016.
При этом установлено, что яма, размеры которой составили 19 см - в глубину, 1, 460 см - в длину и 500 см - в ширину, имеет отклонение от ГОСТА Р 50597-93, а автомобиль - повреждения переднего бампера и залитие водой двигателя.
Согласно заключению ООО "Центр независимой оценки "Эксперт" N 34-МК/01.17 от 24.01.2017, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Hyundai Solaris, государственный регистрационный знак У820ВМ12, составила 26 360 руб. без учета износа, согласно отчету N 109.01КЙ-16, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Сервис", утрата товарной стоимости составила 2 175 руб.
В связи с наступлением страхового случая Кропиновой О.В. было выплачено страховое возмещение в сумме 28 535 руб.
Претензией от 10.07.2018 истец обращался к ответчику с требованием о возмещении материального ущерба. Не исполнение требований истца послужило основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Внутриквартальный проезд - это дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа. Пунктом 7 статьи 3 названного Закона установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение о вопросах местного значения закреплено в подпункте 5 пункта 2 статьи 9 Устава муниципального образования "Город ЙошкарОла".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Материалами дела подтверждено, что полномочия собственника на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляет Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" учреждено решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28.12.2011 N 365-У, также утверждено Положение об управлении городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола". Согласно пункту 1.1 Положения Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с правами юридического лица, а.
В силу пункта 2.1 Положения об Управлении городского хозяйства администрации городского округа "город Йошкар-Ола" к основным задачам Управления отнесено, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город ЙошкарОла", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения Управление решает вопросы, отнесенные к его ведению, осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в области жилищно-коммунального, дорожного хозяйства в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола", настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами городского округа "Город Йошкар-Ола", регулирующими вопросы в указанной сфере деятельности. Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, оно является лицом, ответственным за содержание этих автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа. Тем самым лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог в границах городского округа и дорожных сооружений, является Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Согласно пункту 3.1 Положения о муниципальном дорожном фонде городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27.11.2013 N 649-V "О муниципальном дорожном фонде городского округа "Город Йошкар-Ола", главный распорядитель бюджетных средств муниципального дорожного фонда определяется решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" о бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола" на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В соответствии с пунктом 3.2 Положения средства муниципального дорожного фонда направляются на финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе: а) проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Йошкар-Ола", в том числе с твердым покрытием, и искусственных дорожных сооружений (включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработку проектной документации, проведение необходимых государственных экспертиз, выкуп земельных участков и подготовку территории строительства); б) капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных дорожных сооружений, а также на проектирование соответствующих работ и проведение необходимых государственных экспертиз; в) обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения в целях повышения безопасности дорожного движения; г) обеспечение безопасности автомобильных дорог общего пользования местного значения; д) проведение работ по технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения; е) капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; ж) выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области дорожного хозяйства; з) осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, предусмотренных законодательством. Таким образом, на Управление городского хозяйства возложена обязанность по организации и осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах городского округа "Город Йошкар-Ола". Безопасность дорожного движения с учетом приведенных выше правовых норм является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой несет соответствующее муниципальное образование в лице соответствующего уполномоченного органа.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12). Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (статья 17 Закона N 257-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно признал, что обязанность по содержанию и обслуживанию автомобильной дороги в границах населенного пункта - города Йошкар-Ола и, в частности, в месте совершения дорожно-транспортного происшествия от 03.04.2016, относится к компетенции муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", которым переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией и Управлением городского хозяйства всех, зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения происшествия, а также, что данная дорога соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 заявителем не представлено. Соответствующие знаки в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия своевременно установлены не были.
Довод заявителя со ссылкой на муниципальный контракт N 3а/2016, в соответствии с которым ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на участке дороги в связи с наличием на нем повреждений, лежит на муниципальном предприятии "Сигнал" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" как организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию данной дороги, отклоняется.
Безопасность дорожного движения с учетом приведенных выше правовых норм является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой несет соответствующее муниципальное образования. Отношения между третьим лицом, привлеченным для исполнения обязанности по содержанию автомобильной дороги, и органом местного самоуправления за причинение вреда перед потерпевшим не должны затрагивать права потерпевшей стороны (истца) на безопасное пользование территорией общего пользования. В этом случае орган местного самоуправления не лишен возможности предъявления регрессных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что повреждение автомобиля произошло вследствие нарушения водителем Кропиновой О.В. пункта 10.1 Правил дорожного движения также не принимается.
Превышение установленного Правилами дорожного движения скоростного режима - это правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (пункт 10.1 Правил дорожного движения, статья 12.9 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации). Между тем, ни состав административного правонарушения, ни нарушение Правил дорожного движения в действиях водителя Кропиновой О.В. по факту дорожно-транспортного происшествия, происшедшего 03.04.2016 - не установлен, о чем вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 03.04.2016.
На основании изложенного, суд второй инстанции полагает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.03.2019 по доводам апелляционной жалобы не имеется. Спор между сторонами разрешен правильно, согласно действующему законодательству, фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам. Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.03.2019 по делу N А38-9414/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар- Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.