г. Москва |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А40-254214/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мыльцева Руслана Геннадьевича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2019, принятое судьей Ласкиной С.О., по делу N А40-254214/18 (33-2818)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мыльцева Руслана Геннадьевича
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Восточном административном округе города Москвы
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Цветкова Н.А. по дов. от 18.10.2018; |
от ответчика: |
Джафарова Л.Р. по дов. от 21.05.2019. |
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мыльцев Руслан Геннадьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Восточном административном округе города Москвы (далее - административный орган) о признании недействительным предписания от 12.09.2018.
Решением суда от 20.02.2019 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным решением предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с регистрацией случая оцарапывания посетителя животным содержащимся в контактном зоопарке "Страна Енотия" расположенном в торговом центре "Измайловский" по адресу: город Москва, улица Первомайская, дом 42 административный орган с цель предупреждения и распространения инфекционных заболеваний на основании пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выдал предпринимателю предписание от 12.09.2018 в соответствии с которым на него была возложена обязанность прекратить контакт посетителей с животными, содержащимися в контактном зоопарке.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе предприниматель выражает несогласие с такими выводами суда, указывая, что все животные зоопарка привиты, за ними осуществляется постоянный надзор, в связи с чем отсутствует вероятность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При таких обстоятельствах, по его мнению, законных оснований для выдачи ему оспариваемого предписания не имелось.
Апелляционный суд, рассмотрев данные доводы, отклоняет их исходя из следующего.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среди прочего, являются федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 названного Закона).
Абзацем четвертым статьи 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В этой связи на предпринимателя как владельца зоопарка возложена обязанность обеспечить безопасность людей при контакте с животными, в том числе не допускать случаев оцарапывания, укусов и иных случаев причинения животными травм посетителям.
Ссылка предпринимателя на то, что все животные здоровы и за ними осуществляется постоянное обследование подлежит отклонению.
Как пояснял представитель административного органа в судебном заседании оцарапывание или укус животного, даже в том случае если оно здорово подвергает человека риску возникновения инфекционных заболеваний.
В этой связи вышеназванная обязанность по обеспечению безопасности людей при контакте с животными должна соблюдаться независимо от принятия иных мер, направленных на недопущение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
При этом апелляционный суд учитывает, что в настоящий момент частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено, что организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
Как указывал представитель административного органа в судебном заседании и это прямо не было оспорено представителем предпринимателя, в зоопарке предпринимателя неоднократно были зафиксированы случаи травмирования животными посетителей зоопарка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В статье 1 названного Закона установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
С учетом выявления указанных неоднократных фактов травмирования животными посетителей зоопарка предпринимателю было выдано оспариваемое предписание о прекращении контакта посетителей с животными, что представляет собой по существу дополнительную организационную меру, направленную на исключение вероятности возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законными и обоснованным, в связи с чем предпринимателю было правомерно отказано в удовлетворении требований.
Его доводам дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2019 по делу N А40-254214/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.