город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2019 г. |
дело N А32-14674/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мажуриной М.И.
при участии:
(до перерыва в судебном заседании) от Инспекции ФНС N 4 по г. Краснодару: представитель Моложавенко В.В. по доверенности от 15.03.2019,
(после перерыва в судебном заседании) в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу единственного учредителя (участника) должника - Хакимуллиной Анжелики Ильдаровны на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-14674/2017 об установлении размера требований кредитора и включении в реестр требований кредиторов по заявлению Инспекции ФНС N 4 по г. Краснодару об установлении размера требований в сумме 14 924 045 руб. 33 коп. в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "ПродОптТорг",
принятое в составе судьи Суханова Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "ПродОптТорг" в Арбитражный суд Краснодарского края обратилась Инспекция ФНС N 4 по г. Краснодару с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-14674/2017 ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено. Включено требование ФНС России в лице Инспекции ФНС N 4 по г. Краснодару в размере 11 390 768 рублей 23 копеек задолженности во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "ПродОптТорг". Включено требование ФНС России в лице Инспекции ФНС N 4 по г. Краснодару в размере 2 550 831 рубля 80 копеек задолженности в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ПродОптТорг" и отдельно 982 445 рублей 30 копеек пени.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-14674/2017, единственный учредитель (участник) должника - Хакимуллина Анжелика Ильдаровна обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что в материалы дела представлен акт сверки по состоянию на 13.03.2018, согласно которому задолженность перед налоговым органом отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС N 4 по г. Краснодару просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционный суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 30.05.2019.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц участвующих в деле.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-14674/2017 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2018 ООО "ПродОптТорг" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Полномочия руководителя (ликвидатора), иных органов управления ООО "ПродОптТорг" прекращены. Конкурсным управляющим ООО "ПродОптТорг" утвержден арбитражный управляющий Старцев Дмитрий Сергеевич.
Согласно сведений, размещенных на официальном источнике, сообщение о введении в отношении должника процедуры несостоятельности опубликованы - 01.09.2018.
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилась Инспекция ФНС N 4 по г. Краснодару с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Инспекции ФНС N 4 по г. Краснодару, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Согласно статье 142 Закона о банкротстве на стадии конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона. В силу названной нормы закона при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление N 35) в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Кроме того, при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Следовательно, в деле о банкротстве суд обязан вне зависимости от доводов лиц, участвующих в деле, оценить действительность заявленного требования о включении в реестр и соответствие закону процессуальных и материально-правовых интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона о банкротстве к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам, доказательства оснований возникновения задолженности, позволяющие установить документальную обоснованность этих требований.
На основании статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в последующей редакции) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротстваN Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Закона о банкротстве и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
На основании статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно пункту 19 постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" от 22.06.2006 N 25 проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Ссылка подателя жалобы на акт сверки по состоянию на 13.03.2018, согласно которому задолженность перед налоговым органом отсутствует, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, исходя из следующего.
Инспекцией 03.10.2017 получено уведомление Управления ПФР в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара N 12/1-20347 о наличии задолженности ООО "ПродОптТорг" по страховым взносам в размере 21 315 692,45 руб., в том числе:
взносы страховая часть - 14 914 038,43 руб.;
взносы ФФОМС - 4 168 568,57 руб.;
пени страховая часть - 1 851 114,41 руб.
пени ФФОМС - 381 971,04 рублей.
На основании указанного уведомления Инспекцией в Арбитражный суд Краснодарского края направлено заявление об установлении требований кредитора от 08.11.2017 N 22-19/45734.
03.12.2018 в инспекцию уточненное уведомление Управления пенсионного фонда в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара N 12/1-23124 о наличии задолженности ООО "ПродОптТорг" по страховым взносам в размере 14 924 045,33 руб., в том числе:
взносы страховая часть - 11 390 768,23 руб.;
взносы ФФОМС - 2 550 831,80 руб.;
пени страховая часть - 798 023,03 руб.
пени ФФОМС - 184 422,07 рублей.
Кроме того, направлен запрос в ПФ РФ от 04.12.2018 22-19/64623 о проведении в кратчайшие сроки мероприятий по передаче сальдо в электронном виде из ПФ РФ в Инспекцию в связи с необходимостью консолидации сумм задолженности в отношении ООО "ПродОптТорг".
Сальдо из ПФ РФ в электронном виде принято и отражено в информационном ресурсе уполномоченного органа только 27.12.2018.
Таким образом, на момент составления акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 13.03.2018 в электронном виде сальдо от ПФ РФ в Инспекцию не поступило, в связи с чем сведения о задолженности по страховым взносам в размере 14 924 045,33 руб. в акте сверки не отражены (по техническим причинам).
Кроме того, после получения сальдо от ПФ РФ в электронном виде Инспекцией 24.01.2019 в Арбитражный суд Краснодарского края направлено ходатайство о приобщении к материалам дела акта сверки расчетов с должником по состоянию на 12.01.2019, где отражена имеющаяся задолженность в размере 14 924 045,33 рублей.
Правоотношения по начислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ отменен с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ. Вместе с тем, поскольку ко взысканию заявлены суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, к порядку взыскания заявленных ко включению сумм подлежат применению положения ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, сумма страховых взносов исчисляется плательщиком самостоятельно по итогам расчетного и отчетного периодов и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд в сроки, установленные данными статьями.
Не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Статья 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов по итогам расчетного периода до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
При этом, в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В подтверждение заявленного ко включению в реестр размера требований в материалы дела представлены расчет должника по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, требование об уплате недоимки, расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии по 212-ФЗ с указанием размера и сроков образования недоимки, а также размера и периодов начисления пени, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов, расчет по Форме РСВ-1. Проверив период и основание возникновения обязательств, расчет пени суд счел заявленную задолженность обоснованной, документально подтвержденной.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения статьи 4, 71, 134, 137 Закона о банкротстве, суд первой инстанции признал требование уполномоченного органа в размере 11 390 768, 23 руб. обоснованным и подлежащим включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "ПродОптТорг", а также признал требование в размере 2 550 831, 80 руб. обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ПродОптТорг" и 982 445, 30 руб. пени, подлежащие отдельному учету в реестре требований кредиторов должника.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-14674/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.