Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-50547/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
05 июня 2019 г. |
Дело N А57-23295/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" июня 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей Т. С. Борисовой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукиной И. С.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Элита-С" представителя Кобловой Екатерины Сергеевны по доверенности от 19.09.2016 г.,
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" представителя Серебрякова Александра Петровича по доверенности N 16 от 20.02.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2019 года по делу N А57-23295/2018, (судья А.Ю. Тарасова),
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Элита- С", (ОГРН 1076441001450, ИНН 6441017344)
Публичному акционерному обществу "Сбербанк России",
Третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области,
Управление Росреестра по Саратовской области, филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, ООО "Вольский научно-производственный землеустроительный центр", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г.Москва, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз",
о признании незаконным и отмене акт органа местного самоуправления,
о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка,
о признании недействительными результатов межевания земельного участка,
о признании недействительной постановку на кадастровый учет,
об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных поворотных точек границ земельного участка, сведений из единого государственного реестра недвижимости,
о признании отсутствующим право собственности,
о признании ничтожными договоров ипотеки с дополнительным соглашением о признании отсутствующим права ипотеки и исключении из ЕГРП записи об ипотеке,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Элита-С", ПАО "Сбербанк России", третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовкой области, филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", о признании незаконным и отменить акт органа местного самоуправления, в соответствии с которым "ответчику 1" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании недействительной постановку на кадастровый учет, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, исключить эти сведения из единого государственного реестра недвижимости, а так же указать в решении суда, что данное решение является основанием для Управления Росреестра по Саратовской области для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании отсутствующим право собственности "ответчика 1" на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании ничтожными договоров ипотеки от 05.05.2017 г. N 9, с дополнительным соглашением N 1 от 06.02.2018 г. к нему; от 06.02.2018 г. N 8622/7002/1; от 14.03.2018 г. N 8622/7015/2, о признании отсутствующим право ипотеки и исключить из ЕГРП записи об ипотеке на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2019 года по делу N А57-23295/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представители ООО "Сельскохозяйственное предприятие Элита-С", ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Исковое заявление мотивировано следующим.
На участок лесного фонда для ведения лесохозяйственной деятельности, относящийся к категории "земли лесного фонда" имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с которым: назначение: 1 группа, противоэрозийные леса, площадь: 27289 га, адрес: Саратовская область, Вольский район, Черкасский лесхоз, кадастровый номер: 64:08:000000:1, право собственности Российской Федерации зарегистрировано, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 29.12.2004 г. сделана запись регистрации N 64-01/08-1163/2004-181, свидетельство о государственной регистрации права серия 64 АА N 917863 от 29.12.2004 г. в отношении данного земельного участка имеется выписка из государственного кадастра недвижимости N 6408/201/10-507 от 10.03.2010 г., в соответствии с которой дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 17.07.2001 г., разрешенное использование/назначение: для ведения лесохозяйственной деятельности.
Истец указывает, что земельный участок 64:08:000000:1 лесного фонда по адресу: Саратовская область, Вольский р-н, Черкасское лесничество, Черкасское участковое лесничество квартал 90А, частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, общая площадь пересечения 38638 кв. м., которая состоит из 2 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат характерных поворотных точек границ, пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60.
Земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 образован путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:34, расположенный по адресу Саратовская обл., р-н Вольский, колхоз им. Струина.
Статус земельного участка в настоящее время - "Учтенный" (актуальный).
В отношении земельного участка имеется зарегистрированное обременение в пользу ПАО "Сбербанк России" (л.д.16 т.1), номер регистрации 64:08:100107:60-64/007/2018-2, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта: с 15.02.2018 г. по 16.11.2020 г. на основании договора последующей ипотеки от 06.02.2018 г. N 8622/7002/1, а также обременение в пользу ПАО "Сбербанк России" (л.д.17 т.1), номер регистрации 64:08:100107:60-64/007/2018-3, срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта: с 27.03.2018 г. по 13.03.2019 г. на основании договора ипотеки от 14.03.2018 г. N 8622/7015/2.
Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, проведенного Управлением Россельхознадзора по Саратовской области совместно с Управлением Росреестра по Саратовской области, данный земельный участок не может использоваться для сельскохозяйственного производства по причине произрастания на нем хвойной растительности с признаками искусственного высева, о чем свидетельствует рядность полос и плотность произрастания, противопожарная опашка лесного массива, о чем произведена фотофиксация.
Из заключения филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" N 1 "О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий" следует, что участок лесного фонда расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский р-н, Черкасское лесничество, Черкасское участковое лесничество квартал 90А, частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, общая площадь пересечения 38638 кв. м., которая состоит из 2 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат характерных поворотных точек границ, пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, указанных в заключении.
Полагая, что часть земель лесного фонда площадью 38638 кв. м., находящаяся в собственности Российской Федерации, была незаконно, без разрешения собственника Российской Федерации, переведена в категорию земель сельскохозяйственного назначения и передана в собственность ответчику, а затем, в нарушение ст. 209 и § 3. Залог Гражданского кодекса Российской Федерации, обременена ипотекой, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации, истец обратился с требованием о признании договоров ипотеки ничтожными.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60 была произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, по мнению истца, из Единого государственного реестра недвижимости должны быть исключены сведения о земельном участке с КН 64:08:100107:60.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также указывая, что имеется факт нарушения, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения и передача участка в залог, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125ГКРФ)
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, права бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет.
Образование земельного участка 64:08:100107:60 осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Доказательств обратного суду не представлено.
Истец указывая на наложение границ земельного участка 64:08:000000:1 лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, фактически просит установить новую границу земельного участка в границах населенного пункта.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Согласно пункту 6 статьи 47 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:1 не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016 г., если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с критической оценкой судом первой инстанции представленного истцом акта осмотра земельного участка, поскольку при проведении проверок не были выполнены все обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. N 1, утвердившего новое Положение о государственном земельного надзора к порядку осуществления государственного земельного контроля.
Представленные истцом акт осмотра, таксационное описание, материалы лесоустройства, заключение N 1, не позволяют определить, находится ли спорное имущество в указанной истцом площади и точках, поскольку содержат лишь общую информацию.
При этом правом на заявление ходатайства о назначении экспертизы лица, участвующие в деле, не воспользовались.
Негативные последствия неиспользования предоставленных прав по доказыванию своей позиции, в том числе по размеру, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ, относятся на истца.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение ООО "СХП "Элита-С" прав, с их последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 произошли до 01.01.2016 г., следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
Довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 переведен из земель сельскохозяйственного назначения в состав земель лесного фонда с согласия и под контролем органов местного самоуправления, при этом один и тот же орган принимает решение сначала отнести часть одного и того же земельного участка к одной категории, а затем к другой, правомерно отклонен судом первой инстанции ка бездоказательный.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 г.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1793-О).
В связи с тем, что действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:100107:60 оспорены не были.
Доказательств того, что спорный участок относится к землям лесного фонда, в деле не имеется.
Кроме того, оспаривая незаконность акта органа местного самоуправления, в соответствии с которым "ответчику 1" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, истец такой акт не представляет.
Между тем, судом установлено, что ООО "СХП "Элита - С" приобрело свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 путем заключения договора купли-продажи 27 мая 2009 года, который прошел регистрацию в управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.06.2009 г. сделана запись регистрации 64-64-29/043/2009-2209 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 08 июня 2009 года серия 64 АВ N 356191.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно части 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, оснований для признания ничтожными договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, договоров ипотеки не усматривает, оснований для признания отсутствующим права собственности "ответчика 1" на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, отсутствующим права ипотеки и исключении из ЕГРП записи об ипотеке на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 у суда также не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно пропуска срока исковой давности на предъявление требования о признании договора купли-продажи ничтожным, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (статьи 195, 196, 199 ГК РФ).
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2019 года по делу N А57-23295/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.