Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51608/19 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А57-19708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 03.06.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 06.06.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2019 года по делу N А57-19708/2018 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (ОГРН: 1026403049815, ИНН: 6453010110, 410052, г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября, д. 118 "А")
заинтересованные лица:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) (ОГРН: 1026401582778, ИНН: 6440011981, 412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. Ленина, д. 36),
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН: 1026403348014, ИНН: 6452024495, 410004, г. Саратов, ул. им. Пугачева, д. 11/13),
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области (ОГРН: 1046404006461, ИНН: 6440902040, 412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Володарского, д. 55)
о признании незаконным решения от 06.07.2018 N 073V12180000498 о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о взыскании штрафа в размере 13284,05 рублей.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - Паницков И.А., доверенность N 28-10/501 от 29.12.2018 (срок доверенности по 31.12.2019); Саухин И.Н., доверенность N 23-10/476 от 28.12.2018 (срок доверенности по 31.12.2019); Белоцерковская И.Г., доверенность N 28-10/477 от 28.12.2018 (срок доверенности по 31.12.2019);
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области - Бухарова Е.А., доверенность N 9/4416 от 11.04.2018 (срок доверенности по 31.12.2020);
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области - Бухарова Е.А., доверенность N 01-04 от 09.01.2019 (срок доверенности по 30.06.2020);
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области от 06.07.2018 г. N 073V12180000498 о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, о взыскании штрафа в размере 13 284,05 рублей, суммы, неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 66420,35 рублей, и пени за неуплату страховых взносов в размере 8342,39 рублей и обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области отменить начисления.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить; обязать заинтересованных лиц устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Саратов" путем зачета уплаченных сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в счет уплаты будущих платежей.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, ГУ - ОПФ РФ по Саратовской области в порядке ст. 262 АПК РФ представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 03.06.2019 на 15 час. 40 мин.
Как следует из материалов дела, в Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области в отношении страхователя ООО "Газпром трансгаз Саратов" проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на ОМС в ФФОМС филиалом ООО "Газпром трансгаз Саратов" "Балашовское линейное производственное управление магистральных газопроводов" за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2015 г., 2016 гг. на сумму 1 107 005,73 руб. Данный вывод основан на том, что Общество в нарушение ч. 2 ст. 58.3 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 - не начислило страховые взносы в сумме 66 420,35 руб. (6% от 1107005,73 руб.) на выплаты, произведённые в пользу сотрудников, работающих в должности аккумуляторщика.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24 мая 2018 года N 073V10180001015 (т. 1 л.д. 24-32).
По результатам проверки вынесено решение от 06.07.2018 N 073V12180000498 (т. 1 л.д. 36-39), которым Обществу предложено уплатить сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 66 420,35 руб., пени за неуплату страховых взносов в размере 8 342,30 руб., а также Общество привлечено к ответственности за неуплату, либо неполную уплату сумм страховых взносов ввиду занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов и начислен штраф в размере 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов в размере 13 284,05 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Газпром трансгаз Саратов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ с 01.01.2014 введена ч. 2.1, которой установлены различные ставки дополнительного тарифа страхового взноса исходя из классов и подклассов условий труда, причем, для классов условий труда "допустимый" и "оптимальный" определена ставка дополнительных тарифов в размере 0%. Согласно содержанию указанной нормы, право на применение дополнительного тарифа в размере 0% имеют плательщики страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, исходя из класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку специальная оценка условий труда в соответствии с законом N 426-ФЗ в спорный период до 01.01.2014 г. не проводилась, следовательно, плательщик не вправе с 2014 года (в том числе в 2015-2016 гг.) применять к рабочим местам, по отношению к которым согласно проведенной аттестации рабочих мест от 20.12.2013, по результатам которой установлен 2 класс опасности "допустимый класс условий труда", а именно, "аккумуляторщик", дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1. статьи 58.3 закона N 212-ФЗ, равные нулю. В соответствии с частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ Общество обязано было исчислять и уплачивать страховые взносы с выплат работникам - "аккумуляторщик" по дополнительному тарифу 9% за 2015-2016 годы соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей с 01.01.2011) - (далее Закона N 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, с 2015 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 6%.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно пункту 2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют аккумуляторщики (код позиции 23200000-10047).
В соответствии с п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд России по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда. Для начисления взносов должны соблюдаться два условия: работник занят на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"); условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (часть 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
С учетом изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 27.11.2018 N 310-КГ18-19210, от 30.11.2018 N 310-КГ18-19487, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2018 по делу NА57-13175/2017.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, Общество в 2013 году провело аттестацию рабочих мест.
В материалы дела представлена карта аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик) - т. 1 л.д. 84-85.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик), общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесена к классу 2 (допустимый), рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
Также, в карте аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик) строка 041 указано об отсутствии права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, работник Общества "аккумуляторщик", работа которого отнесена согласно аттестации рабочих мест, проведенной Обществом 18.12.2013 г., по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса ко второму классу (допустимые), не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, за проверяемый период (2015, 2016 года) страхователь освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работника по специальности "аккумуляторщик".
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных аккумуляторщику.
Доводы представителя пенсионного фонда о правомерности произведенных доначислений исходя из того, что условия труда аккумуляторщика признаны допустимыми, являются несостоятельными, поскольку им не учтены результаты проведенной аттестации рабочего места, в том числе не принята во внимание приведенная оценка условий труда, признанных соответствующими нормативным требованиям охраны труда, а также установление нулевой ставки дополнительного тарифа по классу условий труда "допустимый".
При таких обстоятельствах, решение, принятое судом первой инстанции, подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) от 06.07.2018 N 073V12180000498 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Саратов" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в сумме 13 284 руб. 05 коп., доначисления суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 66 420 руб. 35 коп. и пени за неуплату страховых взносов в размере 8 342 руб. 39 коп.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В данном случае оспоренным решением пенсионного фонда были даначислены суммы страховых взносов, пени и штраф. В связи с отменой решения пенсионного фонда необходимость в совершении действий отпадает. В таком случае принятия дополнительных мер, направленных на восстановление нарушенных прав Общества, со стороны пенсионного фонда, не требуется.
Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным является достаточным условием для восстановления права заявителя.
Заявитель не указывал, какие меры могли бы способствовать восстановлению их прав (т. 1 л.д. 4-8, 159-160, т. 2 л.д. 124-125). При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не может применить какие-либо меры, направленные на восстановление прав и законных интересов заявителей, связанные с неправомерным вынесением Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) оспариваемого решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Учитывая удовлетворение требований Общества в полном объеме, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3000 руб. и судом апелляционной инстанции в размере 1500 руб. подлежат взысканию с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", всего в сумме 4500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2019 года по делу N А57-19708/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) от 06.07.2018 N 073V12180000498 в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Саратов" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в сумме 13 284 руб. 05 коп., доначисления суммы страховых взносов на обязательное песионное страхование в размере 66 420 руб. 35 коп. и пени за неуплату страховых взносов в размере 8 342 руб. 39 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Саратов" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.