Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф06-50884/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А65-19329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Сергеевой Н.В., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны - до перерыва - Хайруллиной А.К. (доверенность от 09.01.2019), Груздевой Е.И. (доверенность от 09.01.2019), после перерыва - Хайруллиной А.К. (доверенность от 09.01.2019),
представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - до и после перерыва - Бузиной Н.К. (доверенность от 12.10.2018), после перерыва - Галимовой А.И. (доверенность от 11.10.2018),
представителя Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - до перерыва - Бузиной Н.К. (доверенность от 27.07.2018), после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Мухаматшина Рината Юсуповича - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая - 03 июня 2019 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по делу N А65-19329/2018 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны (ОГРН 313167710200020, ИНН 165035821696) г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), г.Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан,
Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан,
Мухаматшин Ринат Юсупович,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна (далее - заявитель, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании недействительными решений об отказе в учете объектов недвижимости
от 19.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-327, N 16-0-1-228/3009/2018-326 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3687; N 16-0-1-228/3009/2018-313, N 16-0-1-228/3009/2018-310 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3621;
от 20.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-115, N 16-0-1-228/3009/2018-114 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3735;
от 22.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-125, N 16-0-1-228/3009/2018-124 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3767; N 16-0-1-228/3009/2018-176, N 16-0-1-228/3009/2018-175 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3591;
от 28.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-248, N 16-0-1-228/3009/2018-247 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3654;
в части внесения изменений в категорию земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования земельных участков на основной вид использования "зоны Ж 1 - жилая застройка" : "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", согласно утвержденному 16.12.2014 Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;
- об обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования : основной вид разрешенного использования "зоны Ж 1 - жилая застройка" : "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", согласно утвержденному Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3647, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенных по адресу: село Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель заявителя в судебном заседании 24.09.2018 заявил отказ от заявленных требований в части признания недействительными решений об отказе в учете объектов недвижимости от 19.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-327, N 16-0-1-228/3009/2018-326 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3687, N 16-0-1-228/3009/2018-310 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3621, от 20.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-114 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3735; от 22.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-124 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3767; N 16-0-1-228/3009/2018-175 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3591; от 28.03.2018 N 16-0-1-228/3009/2018-247 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3654, а также заявил о дополнении числа оспариваемых решений решением об отказе в учете объектов недвижимости от 29.03.2018 N 16-0-1-228/303/2018-325 по земельному участку с кадастровым номером 16:39:102402:3647.
Определением суда от 24.09.2018 принят частичный отказ от требований, производство по делу в указанной части прекращено, а также принято увеличение заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определениями суда от 27.06.2018 и 22.01.2019 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Мухаматшин Ринат Юсупович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2019 по делу N А65-19329/2018 заявление удовлетворено.
Суд признал решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в учете изменений объектов недвижимости N 16-0-1-228/3003/2018-313 от 19.03.2018, 16-0-1-228/3003/2018-115 от 20.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-125 от 22.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-248 от 28.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-325 от 29.03.2018 недействительными.
Суд взыскал с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в пользу Крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
Суд выдал Крестьянскому фермерскому хозяйству Мохтаровой Лейсан Фаридовне справку на возврат из бюджета 4 600 (Четыре тысячи шестьсот) руб. излишне уплаченной государственной пошлины чек - ордером от 19.06.2018 (т.7 л.д.43-52).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.05.2019 по делу N А65-19329/2018 исправлена опечатка в решении суда от 22.03.2019, суд исключил из всего текста решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по делу NА65-19329/2018 указание на земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:3687.
Во второй абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по делу N А65-19329/2018 внесено исправление и читать его
как:
"Признать решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в учете изменений объектов недвижимости N 16-0-1-228/3003/2018-313 от 19.03.2018, 16-0-1-228/3003/2018-115 от 20.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-125 от 22.03.2018, N 16-0-1-228/303/2018-176 от 22.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-248 от 28.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-325 от 29.03.2018 недействительными".
В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.7 л.д.59-62).
В апелляционной жалобе Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. просит изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, обязать внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (т.7 л.д.80-85).
Лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Мухаматшина Р.Ю., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Главы КФХ Мохтаровой Л.Ф. поддержал свою апелляционную жалобу и отклонил апелляционную жалобу Росреестра.
Представитель Совета и Исполкома отклонил обе апелляционную жалобу.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.05.2019 до 09 час. 15 мин. 03.06.2019, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
В ходе рассмотрения дела, представитель Главы КФХ Мохтаровой Л.Ф. заявил отвод составу суда.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 в удовлетворении заявления об отводе седей отказано.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, выступлении представителей предпринимателя, Совета и Исполкома, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, Глава крестьянского фермерского хозяйства Мохтарова Лейсан Фаридовна на основании договора дарения земельного участка от 14.08.2014 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер. ДНП УК "Усадьба", что подтверждается свидетельством от государственной регистрации от 31.10.2014 Серии 16-АН N 645378 (т.1 л.д. 16).
В последующем данный земельный участок был размежеван на множество земельных участков, в том числе земельных участков: с кадастровым номером 16:39:102402:3591; с кадастровым номером 16:39:102402:3621; с кадастровым номером 16:39:102402:3647; с кадастровым номером 16:39:102402:3654; с кадастровым номером 16:39:102402:3687; с кадастровым номером 16:39:102402:3735; с кадастровым номером 16:39:102402:3767 (далее - спорные земельные участки).
На основании договора дарения земельного участка от 02.04.2017 земельный участок с кадастровым номером 16:39:102402:3621 перешел в собственность Мухаматшина Р.Ю., привлеченного к участию в рамках настоящего дела в качестве третьего лица.
Решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 N 12/7 утвержден генеральный план муниципального образования "Малошильниснкое сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ, предусматривающий расширение границ Малошильнинского сельского поселения путем включения в границы поселения земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 площадью 732 125 кв.м. сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - Генеральный план).
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, южнее н.п. Малая Шильна, являются территорией усадебной жилой застройки, имеют вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1-зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования: "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками".
С целью внесения произведенных Генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости - принадлежащих заявителю земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно, изменение категории земли и разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. 12.03.2018, 14.03.2018, 15.03.2018, 19.03.2018 обратилась в Тукаевский филиал государственного бюджетного учреждения с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлению выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от N 12/7 от 16.12.2014 и пояснительную записку от 31.01.2005.
В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно: отсутствием документов для изменения сведений о разрешенном использовании и категории земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан направлен запрос в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района о предоставлении документа об изменении категории земельного участка.
В ответ на указанные запросы Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района сообщил, что указанные земельные участки образованы из земельного массива паевого фонда, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и не входят в границу населенного пункта Малошильнинского сельского поселения и относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан N 16-0-1-228/3003/2018-313 от 19.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-327 от 19.03.2018, N 16-0-0-228/3003/2018-115 от 20.03.2019, N 16-0-1-228/3003/2018-176 от 22.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-125 от 22.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-248 от 28.03.2018, N 16-0-1-228/3003/2018-325 от 29.03.2018, заявителю отказано в учете изменений объектов недвижимости (т.1 л.д. 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58).
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений послужило отсутствие необходимых документов, подтверждающих изменение категории земельных участков и разрешенного использования, а также ответ на межведомственный запрос органа местного самоуправления об отсутствии документа об изменении категории земель и информации, необходимой для кадастрового учета.
Не согласившись с отказами в учете изменений объекта недвижимости и считая, что выписка из Генерального плана является достаточным основанием для внесения изменений в сведения в части категории земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, а также в части видов разрешенного использования земельных участков, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2017, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Частями 1-3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
На основании пунктов 3, 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид или виды разрешенного использования земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно части 10 статьи 29 Закона N 218-ФЗ факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав), для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка (пункт 2); об установлении или изменении границ населенного пункта (пункт 8); об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую (пункт 11).
Частью 3 статьи 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В связи с тем, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения, в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемых земельных участков, Глава КФХ Мохтарова Л.Ф. самостоятельно обратилась в кадастровый орган с соответствующими заявлениями.
Обращаясь в орган кадастрового учета с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта земельных участков, заявитель в качестве документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", представил выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7.
Довод Росреестра о том, что представленная выписка из Генерального плана от 16.12.2014 N 12/7 не является основанием для изменения сведений о разрешенном использовании и категории земель земельных участков, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным по следующим основаниям.
Орган кадастрового учета не проводит правовую экспертизу представленных на кадастровый учет документов (письмо Министерства экономического развития РФ, ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.05.2014 N 10-1886-КЛ).
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, статьей 5 Федерального закона N 172-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, следует признать, что генеральный план является достаточным правовым основанием считать спорные земельные участки категории "земли сельскохозяйственного назначения" переведенными в категорию земель "земли населенных пунктов".
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.07.2017 N 341-АПГ17-5, согласно которой принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую не требовалось, поскольку имело место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Росреестра об отсутствии оснований для внесения изменений сведений о категории земель со ссылкой на ответ, полученный от Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ, поскольку из представленной в материалы дела пояснительной записки Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения следует, что спорные земельные участки вошли в границы населенного пункта: село Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в зону жилой застройки (т.1 л.д. 62 - 64).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Частью 2 статьи 18 ГрК РФ предусмотрено, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения изменений в такие документы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Таким образом, порядок перевода земель из одной категории в другую, установленный Градостроительным кодексом РФ и Федерального законом N 172-ФЗ, применим в том случае, когда установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется теми органами местного самоуправления, которые наделены такими полномочиями.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генеральных планов поселения.
Пунктом 21 статьи 5 Устава муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", утвержденного 01.08.2012 N 8/1, утверждение генеральных планов поселения относилось к вопросам местного значения поселения.
Генеральный план Малошильнинского сельского поселения утвержден решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" 16.12.2014, то есть до 1 января 2015 года.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Проект Генерального плана Малошильнинского сельского поселения согласован Премьер - министром Республики Татарстан, что подтверждается заключением от 16.12.2013 (т.3 л.д. 21).
Следовательно, на момент утверждения Генерального плана сельского поселения Совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" обладал соответствующими полномочиями по его утверждению.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ N 1697 от 16.06.2017 во исполнение представления прокуратуры Тукаевского района от 08.06.2017 N02-08-03 Генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 был отменен.
Указанное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 16.06.2017.
Между тем, на основании протеста прокуратуры Тукаевского района от 10.07.2017 N 02-08-02 постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25.07.2017 N 2334 постановление от 16.06.2017 N 1697, отменено.
Советом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан 14.08.2017 принято решение N 17/5 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан". Указанным решением Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан решил:
"1. Утвердить генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
2. Отменить генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16 декабря 2014 г. N 12/7 со всеми изменениями".
Суд первой инстанции считает, что такая формулировка пункта 2 решения Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" от 14.08.2017 для утвержденного решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 N 12/7 генерального плана муниципального образования "Малошильниснкое сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ правового значения не имеет. При указанных обстоятельствах действие генерального плана, утвержденного решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 не прекратилось, а генеральный план, утвержденный решением Совета Тукаевского муниципального района от 14.08.2018 N 17/5 не мог быть введен в действие вплоть до принятия Советом Малошильнинского сельского поселения решений от 12.11.2018 NN 46/2 и 46/3.
Согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решению Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102402:3591, 16:39:102402:3621, 16:39:102402:3654, 16:39:102402:3687, 16:39:102402:3735, 16:39:102402:3767, расположенные по адресу: Малошильнинское сельское поселение, южнее н.п. Малая Шильна, являются территорией усадебной жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1 - зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент утверждения 16.12.2014 Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района РТ Генерального плана, которым установлены границы населенного пункта, с включением спорного земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907 в границы этого населенного пункта.
Закрепленные в статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Указанная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А65-9158/2017.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 4.1. Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 31.12.2016 в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Таким образом, в данном случае изменение категории спорных земельных участков влечет за собой и изменение разрешенного вида использования земельных участков.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у регистрирующего органа в марте 2018 года не имелось оснований для принятия решения об отказе в учете изменений категории земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования: "основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство" "зоны Ж1 - зона жилой застройки", в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2017 по делу N А65-449/2017 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2018 N 306-КГ18-1878), от 13.12.2017 по делу N А65-8412/2017, от 06.03.2017 по делу N А65-30645/2015, от 20.03.2018 по делу N А65-9091/2017, от 03.05.2018 по делу NА65-9158/2017.
В соответствии с правилами части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав недействительным ненормативный правовой акт и необходимость устранения нарушений прав заявителя, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав и срок их совершения. При установлении способа и срока устранения нарушения необходимо учитывать положения законодательства в области применения которого был издан оспариваемый ненормативный правовой акт.
Суд первой инстанции правомерно не установил оснований для возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф. по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план Малошильнинского сельского Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому спорные земельные участки не вошли в черту населенного пункта и отменен генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 со всеми изменениями.
Суд считает, что новый генеральный план Малошильнинского сельского Тукаевского муниципального района, утвержденный решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5, введен в действие только после того, как во исполнение представления прокурора Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03а Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были приняты решения: от 12.11.2018 N 46/2 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 г. N 12/7 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан"; от 12.11.2018 N 46/3 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 03 декабря 2015 г. N 6/2 "Об утверждении изменений генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан".
В постановлении от 30.11.2018 по делу N А65-449/2017, в рамках которого рассматривался аналогичный спор между теми же лицами, но в отношении других земельных участков, образованных из того же земельного участка с кадастровым номером 16:39:102402:907, что и в настоящем деле, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что "Как видно из материалов дела, решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 отменен генеральный план Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 со всеми изменениями и принят новый генеральный план Малошильнинского сельского поселения, согласно которому спорные земельные участки не вошли в черту населенного пункта".
Кроме того, из постановления кассационной инстанции от 30.11.2018 по делу N А65-449/2017 прямо следует, что спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
Доводы заявителя о том, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 были внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения, а не принят новый генеральный план, спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5, судом не принимаются, поскольку аналогичные доводы были заявлены в рамках дела А65-449/2017, которые были отклонены судом кассационной инстанции.
Учитывая, что условия нового генерального плана 2017 года, действующие на момент принятия настоящего решения, исключают нахождение спорных объектов в составе границ населенного пункта и обязание уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод предпринимателя, что суд первой инстанции необоснованной отказал в обязание уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории.
По смыслу части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По правилам части 4 статьи 15 АПК РФ судебные акты, принимаемые арбитражными судами, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Соблюдение указанных принципов обеспечивается выполнением лицами, участвующими в деле, обязанностей по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а также выполнением арбитражным судом обязанности по оценке представленных доказательств и разрешению прочих вопросов, касающихся существа спора.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 201 АПК РФ).
Спецификой данного спора является тот факт, что на момент принятия решения судом первой инстанции генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7, был отменен в установленном порядке и решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 принят новый генеральный план, который в установленном порядке не оспорен, основания для отказа в применении указанного нормативного акта в пределах реализации полномочий арбитражного суда отсутствуют (пункт 2.2 постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П, от 06.07.2018 N 29-П).
При таких обстоятельствах при разрешении спора судом первой инстанции и также при определении способа восстановления нарушенных прав либо ограничении в реализации такого права должно было учитываться и принятие уполномоченным органом нового нормативного акта и отмена решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7.
Из содержания Генерального плана, утвержденного решением Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 следует, что участки по настоящему спору не вошли в границу указанного населенного пункта и данный факт установлен документально.
Учитывая, что условия нового генерального плана 2017 года, действующие на момент принятия судебного решения, исключают нахождение спорных объектов в составе границ населенного пункта и обязание уполномоченного органа внести изменения по учету приведет к правовой неопределенности режима использования спорных земельных участков и их категории, в рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Мохтаровой Л.Ф.
Во исполнение представления прокурора Тукаевского района от 08.06.2017 N 02-08-03а Советом муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были приняты решения: от 12.11.2018 N 46/2 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16.12.2014 N 12/7 "Об утверждении генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан"; от 12.11.2018 N 46/3 "Об отмене решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2015 N 6/2 "Об утверждении изменений генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республика Татарстан".
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный доводы предпринимателя, что решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5 были внесены изменения в ранее действующий генеральный план Малошильнинского сельского поселения, а не принят новый генеральный план, спорные земельные участки не были исключены из границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом Малошильского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.08.2017 N 17/5.
Положенные в основу апелляционных жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
По апелляционной жалобе предпринимателя, расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Росреестром в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по делу N А65-19329/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.