Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2019 г. N Ф05-14454/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
11 июня 2019 г. |
дело N А40-216703/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018
по делу N А40-216703/18, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "Нежинское"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
при участии:
от заявителя - Самойлова С.В. по доверенности и от 04.03.2019;
от заинтересованного лица - Аликина С.В. по доверенности от 20.12.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 признано незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 10/16906 от 28.05.2018 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Нежинское" путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Нежинское" земельного участка площадью 1.561.224 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14316, площадью 1.718.242 кв.м., расположенного по адресу Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:0000000:14316 площадью 1.718.242 кв.м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, находящийся в собственности Российской Федерации, ООО "Нежинское" использует на праве аренды на основании договора передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды (перенаем) от 13.10.2014, заключенного между ООО "Возрождение" и ООО "Нежинское", зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 06.11.2014 за номером 56-56-01/586/2014-192.
ООО "Нежинское" обратилось в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп земельного участка площадью 1.561.224 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14316, площадью 1.718.242 кв.м., расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, без проведения торгов на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей сельскохозяйственного использования.
ООО "Нежинское" использует указанный земельный участок более 3-х лет на праве аренды.
28.05.2018 Росимущество письмом N 10/16906 отказано обществу в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого из земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14316 земельного участка общей площадью 1.561.224 кв.м. со ссылкой на то, что ООО "Нежинское" не представлены при подаче заявления в Росимущество документы, подтверждающие отсутствие утвержденного проекта межевания территории. При этом, Росимущество, указывает, что в силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Не согласившись с выводами Росимущества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Предварительное согласование предоставления земельного участка регламентировано ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа.
Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Приказом Минэкономразвития от 04.04.2017 N 166 об утверждении Административного регламента по предоставлению Росимуществом земельного участка предусмотрено, что утвержденные проекты планировки и утвержденные проекты межевания территории Росимуществом запрашиваются самостоятельно. Кроме того, органы Росимущества не вправе требовать от заявителя предоставления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов.
Согласно подп. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, осуществляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 настоящего закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию.
В части 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, в отношении которых действие подп. 3 ч. 1 ст. 6 Закона не распространяется.
Проект межевания территории в данный перечень не входит.
Таким образом, в Законе не предусмотрено обязанности о предоставлении заявителем в Росимущество документов, подтверждающих отсутствие проекта межевания территории, напротив, данный документ Росимущество должно было запросить самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
Росимущество обосновывает свой отказ тем, что представленная на рассмотрение схема расположения земельного участка не содержит необходимой информации, предусмотренной приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 N 762, а именно: отсутствует информация о наличии (отсутствии) утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; зон с особыми условиями использования территории; земельных участков общего пользования и территорий общего пользования, красных линий, а также информации о местоположении границ земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (п. 4 приказа).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, исходя из буквального толкования приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, следует, что указанные материалы и сведения учитываются при подготовке схемы. При этом приказ от 27.11.2014 N 762 не требует включения информации из п. 4 в Схему расположения земельного участка.
Заявитель указывает, что ООО "Нежинское" в Росимущество представлена Схема расположения земельного участка при подготовке которой, учитывалась вся информация, указанная в п. 4.
Схема содержит неполную информацию в части изображения границ исходного земельного участка (п. 6 приказа).
В представленной схеме расположения земельного участка указана полная информация в соответствии с п. 6 приказа: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование 2-х и более земельных участков), проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименование уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Единственное, что не указано в схеме расположения земельного участка - это сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Однако, данные сведения не могли быть указаны в схеме расположения земельного участка на момент подачи ООО "Нежинское" заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку данные сведения могут быть известны только после утверждения схемы по итогам рассмотрения заявления ООО "Нежинское".
Росимущество в своем отказе ссылается на то, что представленная на рассмотрение схема расположения не соответствует п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
В рассматриваемом случае образование земельного участка проводится с целью исключения из его границ объектов, препятствующих выкупу земельного участка (береговая полоса, ЛЭП с охранной зоной, территория разлива и скопления талых вод при паводке и т.д.) строго, с учетом конфигурации данных объектов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 1.561.224 кв.м. подлежит образованию из земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14316 площадью 1.718.242 кв.м.
На оставшейся площади: 1.718.242 кв.м. - 1.561.224 кв.м. расположены ЛЭП с охранными зонами, береговая полоса водных объектов общего пользования, территории я разлива и скопления талых вод при паводке.
Протяженность ЛЭП составляет 1.476 м. и 84 м.
Согласно кадастровому учету охранная зона для ЛЭП составляет 23,31 м. в каждую сторону.
В результате исключения охранных зон ЛЭП, береговой полосы водных объектов общего пользования, территории я разлива и скопления талых вод при паводке сформирован земельный участок площадью 1.561.224 кв.м.
Росимущество в обоснование своего отказа ссылается на то, что на территории Оренбургской области максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица, установлен п. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" и составляет 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на данной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
С учетом того, что от ООО "Нежинское" поступили иные обращения о предварительном согласовании предоставления в собственность ряда земельных участков, то, по мнению Росимущества, невозможно установить соблюдается ли данное требование.
Обязанность установления того, соблюдено ли данное требование возложена на Росимуществе, которое могло проверить данную информацию путем запроса соответствующих сведений в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии подп. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что не сделано.
Росимущество ссылается на то, что согласно выписки из ЕГРП, а также справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, содержащейся на сайте Росреестра, в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14316 расположено сооружение с кадастровым номером 56:00:0000000:243 "ВЛ-110 кВ "Ростоши-Аэропорт", собственником которого является ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", что, по мнению Росимущества, в силу пп. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Данный довод Росимущества отклоняется, поскольку обществом представлена схема, на которой показан объект - сооружение "ВЛ-110 кВ "Ростоши-Аэропорт", исходя из данной схемы видно, что сооружение вместе с его охранной зоной находится за пределами испрашиваемого земельного участка, не накладывается на него.
В оспариваемом отказе в качестве оснований отказа Росимущество не указывает такое основание для отказа, как отсутствие у ООО "Нежинское" права на приобретение спорного земельного участка согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в силу прямого указания п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем 30 дней со дня поступления о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
ООО "Нежинское" представлены доказательства того, что является арендатором спорного земельного участка более 3-х лет, заявление подано до дня истечения срока действия договора аренды.
Информация о нарушениях ООО "Нежинское" действующего законодательства при использовании спорного земельного участка отсутствует.
Учитывая изложенное, ООО "Нежинское" наделено правом на приобретение спорного земельного участка по основанию, указанному в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административным регламентом закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их представления. В данном перечне отсутствует обязанность заявителя предоставлять доказательства использования земельного участка для определенных целей и доказательства отсутствия нарушений законодательства РФ при использовании земельного участка.
В силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрещается требовать от заявителя предоставления документов или информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
Такие документы и информация запрашиваются уполномоченным на предоставление государственной услуги органом самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.
Росимущество считает, что суд не может обязать его осуществить предварительное согласование, так как не может подменять собою уполномоченный (административный) орган и настаивает на том, что суд может только обязать Роисмущество повторно рассмотреть заявление ООО "Нежинское".
Предметом рассмотрения дела N А40-216703/18-120-2388 является оспаривание не бездействия, а конкретного отказа Росимущества в предварительном согласовании ООО "Нежинское" предоставления земельного участка.
В отсутствие правовых оснований для отказа, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Росимущество обязано принять решение о предварительном согласовании предоставления ООО "Нежинское" земельного участка.
В порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано устранить в установленный судом срок допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 по делу N А40-216703/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.