Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2019 г. N Ф08-7878/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
12 июня 2019 г. |
дело N А32-45279/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Зайцевой О.К. по доверенности от 08.02.2019, Свечкаревой М.В. по доверенности от 03.12.2018,
от заинтересованного лица: Москаленко Г.В. по доверенности от 15.05.2019 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2019 по делу N А32-45279/2018, принятое в составе судьи Гонзус И.П., по заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительными постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 04.10.2018 N 25994/6 и представления от 04.10.2018 N 25993/6.
Решением суда от 13.03.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу об отсутствии в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку необходимость разработки проектной документации владельцем земельного участка с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" определена нормами действующего законодательства.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что сетевая организация независимо от действий (бездействия) потребителя должна выполнить мероприятия, возложенные на нее договором о технологическом присоединении, при этом обязанность по разработке проектной документации у потребителя отсутствовала.
От управления также поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых антимонопольный орган указал, что сложившиеся правоотношения не являются гражданско-правовыми и урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Определением от 03.06.2019 в составе суда, рассматривающего апелляционную жалобу, в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Ильиной М.В. на судью Филимонову С.С. в связи с нахождением судьи Ильиной М.В. в очередном трудовом отпуске. Рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель УФАС по Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ПАО "Кубаньэнерго" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управление из прокуратуры поступило обращение Непорядкина А.С. (далее - заявитель) на действия ПАО "Кубаньэнерго", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, а именно: обществом в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) срок не осуществлено технологическое присоединение заявителя.
В ходе рассмотрения дела управление установлено, что основания, по которым уведомление заявителя об исполнении им со своей стороны техусловий было отклонено, а именно: необходимость организации учета электроэнергии с применением прибора электроучета класса точности 2,0 и выше, устойчивого к воздействию температуры окружающей среды и обеспечивающей контроль величины максимальной мощности, а также необходимсоть разработки проектной документации, не могли препятствовать осуществлению технологического подключения со стороны сетевой организации, поскольку прибор учета, установленный заявителем не противоречил пункту 11 техусловий, а разработка проектной документации с учетом категории заявителя осуществляется в инициативном порядке.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом того, что общество уже ранее привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом в отношении общества в присутствии его представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 23.08.2018 N 410А/2018 (т.1 л.д. 104-108).
По результатам рассмотрения материалов административного производства управлением в отношении ПАО "Кубаньэнерго" вынесено постановление от 06.08.2018 N 260А/2018 о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Обществу также выдано представление от 04.10.2018 N 25993/6 по делу N 410А/2018 об устранении нарушений законодательства и необходимости осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.
Общество, не согласившись с указанным постановлением и представлением обжаловало их в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относится, в том числе, услуга по передаче электрической энергии.
Доминирующим в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признается положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Общество является электросетевой организацией, которая включена в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правилами N 861 регулируется порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Как следует из материалов дела спор возник на стадии выполнения сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Представленным в материалы дела договором от 05.03.2018 N 10203-18-00432160-1 об осуществлении технологического присоединения, заключенным между обществом и заявителем, подтверждается, что сторонами определен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в течение 4 - х месяцев со дня заключения договора. Объектом технологического подключения определен земельный участок "для ведения личного подсобного хозяйства", максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств определена сторонами в 15 кВт, категория надежности - 3, класс напряжения - 0,4 кВ, максимальная мощность ранее присоединенных устройств - 0 кВт. (т.1 л.д. 142-146).
Техническими условиями определены, в том числе, точки присоединения и основанной источник питания, а также мероприятия, которые должны совершить стороны каждый со своей стороны (т.1 л.д. 147-148).
В частности, заявителю необходимо было осуществить организацию учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности, применив прибор учета электрической энергии класса точности 2,0 и выше, устойчивого к воздействию температуры окружающей среды и обеспечивающей контроль величины максимальной мощности, или установку отдельного прибора учета и прибора с функцией контроля величины максимальной мощности (пункт 11.3 техусловий), а также при необходимости разработать проектную документацию для мероприятий, выполняемых в разделе 11 техусловий.
Представителем заявителя по доверенности в ПАО "Кубаньэнерго" подано заявление от 07.05.2018 (т.1 л.д. 122) о необходимости направления представителя энергосетевой организации для осмотра электроустановки и выполнения процедуры техприсоединения.
По итогам проверочных мероприятий представителем общества составлен перечень мероприятий для завершения выполнения техусловий заявителем от 14.05.2018 (т.1 л.д. 127), согласно которому Непорядкиным А.С. не выполнены пункты 11.3 и 11.7 техусловий.
В силу пункта 18 Правил N 861 8. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;
д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Таким образом, в силу прямого указания подпункта "в" пункта 18 Правил N 861 проектная документация разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На момент обращения заявителя в сетевую организацию действовала редакция части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В рассматриваемом случае объектом энергоприсоединения являлся земельный участок "для личного подсобного хозяйства".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 4 названного закона определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Как следует из материалов дела, земельный участок заявителя расположен в г. Сочи, Лазаревский рйон, с. Сергей Поле, пер. Праздничный, кадастровый номер 23:49:0136009:7243, расположен на землях населенных пунктов, в связи с чем является приусадебным (т.1 л.д. 111-115).
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, установить на момент обращения заявителя с какой целью будет использоваться приусадебный земельный участок организация электросетевого хозяйства не могла, в связи с чем требование о разработке проектной документации для мероприятий техприсоединения с учетом названных положений Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" было правомерным.
Кроме того, в материалах дела имеется повторное уведомление заявителя о совершении им мероприятий по техприсоединению от 29.11.2018, к которой была приложена копия проектной документации (т.1 л.д. 67-71).
Ссылка на пункт 18(5) Правил N 861 подлежит отклонению, поскольку данным пунктом предусмотрено право заявителей максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт представлять в сетевую организацию проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям со стороны сетевой организации.
В рассматриваемом же случае от заявителя не требовалось представление проектной документации в сетевую организацию на подтверждение.
Пунктом 82 Правил N 861 определено, что проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;
б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки готовности электроустановки заявителя к подключению к сетям общества, установлено, что прибор учета не соответствовал параметрам, определенным в техусловиях.
Довод управления о том, что прибор учета не противоречил пункту 11 техусловий подлежит отклонению, поскольку согласно техусловиям класс точности прибора учета должен быть не менее 2. Согласно имеющимся материалам дела класс прибора учета Меркурий 231 АТ-011, установленного на момент первого осмотра готовности электроустановки, составлял 1 (т.1 л.д. 123).
По итогам второй проверки электроустановки заявителя в эксплуатацию допущен прибор учета Рим 489.18 зав. N 01196667 (т.1 л.д. 72-74).
С учетом изложенного в деянии общества отсутствовала объективная сторона вмененного ему правонарушения, в связи с чем оснований для привлечения общества к административной ответственности и выдаче представления не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2019 по делу N А32-45279/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.