11 июня 2019 г. |
Дело N А84-3960/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 11.06.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Енокян В.А.,
при участии:
прокурора - Овчаровой Я.Г., служебное удостоверение от 21.08.2018 ГП N 012423,
представителей истца (Правительство Севастополя) - Рябовой Е.П., доверенность от 08.06.2018 N 4397/31/2-18, Борзова С.А., доверенность от 10.09.2018 N 6957/31/1-18,
представителей ответчика (Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя) - Судакова С.А., доверенность N 34 от 11.03.2019; Леготкина В.В., доверенность N 14 от 18.01.2019,
представителя ответчика (Общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство") - Черёмухиной Т.Б., доверенность от 01.12.2017 б/н,
иные лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство", Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя и Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018 по делу N А84-3960/2018 (судья Смоляков А.Ю.)
по иску Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту публичных интересов и интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя
к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя и Обществу с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство",
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя "Севастопольское лесничество", Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства лесного хозяйства,
о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском в защиту публичных интересов и интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Управление) и Обществу с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" (далее - Общество) о признании недействительными охотхозяйственного соглашения от 16.06.2017 N 2 и дополнительных соглашений к нему от 08.09.2017 N 1, от 05.10.2017 N 2, от 13.04.2018 N 3, и договоров аренды лесных участков от 08.09.2017 N 12/17, от 05.10.2017 N 13/17, 14/17, 15/17, 16/17, 17/17, 18/17, 19/17, 20/17, 21/17, заключенных между Управлением и Обществом, и о применении последствий недействительности ничтожных сделок - договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 08.09.2017 N 12/17, от 05.10.2017 N 13/17, 14/17, 15/17, 16/17, 17/17, 18/17, 19/17, 20/17, 21/17, путем обязания ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" возвратить Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя лесные участки с кадастровыми номерами 91:01:000000:22, 91:01:000000:31, 91:01:000000:37, 91:01:000000:48, 91:01:054001:5, 91:01:054001:6, 91:01:054001:7, 91:01:054001:8, 91:01:058001:421, 91:01:058001:489, расположенные в Балаклавском районе города Севастополя.
Исковые требования мотивированы тем, что Охотхозяйственное соглашение от 16.06.2017 N 2 заключено без соблюдения установленных частью 3 статьи 27, статьей 28 Федерального закона N 209-ФЗ конкурсных процедур, поскольку аукцион на право заключения соглашения не проводился, а правом долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" не обладало. Кроме того, охотничьи угодья, переданные соглашением в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", частично расположены на территории особо охраняемой природной территории - государственного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя", в отношении которой установлен специальный режим использования, а именно: в соответствии с пунктом 3.3 главы 3 Лесохозяйственного регламента Севастопольского лесничества города федерального значения Севастополя, утвержденного приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 10.02.2016 N 30 (переутвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 03.08.2017 NПР/253) на его территории запрещены все виды охоты. Согласно подпункту 15 пункта 13 Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Мыс Айя", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 409-ПП, на территории заказника запрещена охота и осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением видов деятельности, указанных в настоящем Положении.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018 исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что спорное охотхозяйственное соглашение могло быть заключено только по результатам аукциона, поскольку правовая регламентация разрешительной системы пользования охотничьими угодьями и сама система разрешительной документации по законодательству Украины и по законодательству Российской Федерации не отвечают признаками полной тождественности. Кроме того, оспариваемое охотхозяйственное соглашение в части, разрешающей в границах всего охотничьего угодья без какого-либо изъятия, в том числе на территории государственного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя", любительскую и спортивную охоту, а также охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (пункт 3.2 соглашения), прямо противоречит законодательству в области природопользования, охраны лесов, особо охраняемых природных территорий, что влечет прямое нарушение публичных интересов. Также суд первой инстанции исходил из того, что спорное охотсоглашение заключено в период приостановления действия части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным охотхозяйственного соглашения, что влечет также недействительность дополнительных соглашений к нему, а также заключенных на его основании производных от него договоров аренды лесных участков. Кроме того, в рамках применения по требованию истца последствий недействительности оспариваемых сделок - договоров аренды, суд первой инстанции обязал Общество возвратить уполномоченному органу лесные участки, полученные по этим договорам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство", Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя и Правительство Севастополя обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что при заключении спорного охотхозяйственного соглашения проведение конкурсных процедур не требовалось. ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" на момент заключения соглашения от 16.06.2017 N 2 являлось пользователем животного мира на основании типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства, по условиям которого решением Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 предоставлены Обществу сроком на 25 лет охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства площадью 12770,5 га. Таким образом, у ответчика в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины возникло право долгосрочного пользования охотничьими угодьями. Кроме того, в жалобах выражено несогласие апеллянтов с выводом суда первой инстанции, согласно которому заключение соглашения произведено на основании повторного обращения от 25.04.2017. По их мнению, подлежит оценке не дата фактического обращения, а дата обращения, на основании которого возникло право, на заявителя не могли быть возложены негативные последствия ошибочности правовой позиции органа, рассматривающего обращение 2014 года, возникшее в результате правовой неопределенности относительно объема ранее возникших прав охотпользования на территории города Севастополя. Также апеллянты считают, что прокурором не представлено доказательств нарушения ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" Положения о государственном ландшафтном заказнике регионального значения "Мыс Айя", связанных с использованием территории ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя" в целях добычи охотничьих ресурсов.
Определениями от 31.01.2019 и 05.02.2019 апелляционные жалобы приняты к совместному производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 12.03.2019.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019, 10.04.2019 и 13.05.2019 судебное разбирательство откладывалось, очередное судебное заседание назначено на 04.06.2019.
В судебное заседание 04.06.2019 явились представители сторон. Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением X сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" в пользование охотничьих угодий, расположенных на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории" Обществу предоставлены в пользование на 25 лет охотничьи угодья общей площадью 12770,5 га (т. 3 л.д. 73-74).
В пункте 3 данного решения указано, что оно не является основанием для возникновения прав на земельный участок или часть участка.
На основании указанного решения Общество и Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" заключили договоры: договор об организации взаимоотношений между землепользователем и пользователем охотничьих угодий от 24.10.2008 (т. 4 л.д. 53-55) и типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 (т. 4 л.д. 56-61), в которых закреплены конкретные права и обязанности сторон договоров в рамках осуществления Обществом деятельности охотничьего хозяйства.
Общество обратилось в Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя с заявлением от 17.12.2014 N 069/2 о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, ранее предоставленных в пользование на основании решения Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 N 4028 (т. 4 л.д. 43-44).
В ответе от 14.01.2015 на указанное обращение Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя отказало в заключении охотхозяйственного соглашения (т.4 л.д. 45-46).
Указом Губернатора города Севастополя от 13.09.2016 N 68-УГ Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя упразднено, его функции и полномочия переданы Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Общество обращалось в Управление с заявлениями от 15.02.2017 исх. N 22 о размещении вольера на территории используемых охотничьих угодий (т. 4 л.д. 37).
В ответе от 14.03.2017 Управление отказало в размещении вольера со ссылкой на отсутствие заключенного охотхозяйственного соглашения (т. 4 л.д. 38-39).
В дальнейшем Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.04.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения (т. 4 л.д. 40-41).
16.06.2017 Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Администрация) и ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" (Охотпользователь) заключили охотхозяйственное соглашение N 2, согласно которому Охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему Соглашению.
Согласно преамбуле указанного Соглашения оно заключено на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) и части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Общая площадь территории угодий согласно пункту 2.1.3 Соглашения - 12770 га, из которых 12326 га охотничьих угодий, пригодных для ведения охотничьего хозяйства, 444 га - непригодных для ведения охотничьего хозяйства территорий.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения в границах охотничьего угодья разрешены любительская и спортивная охота.
Согласно пунктам 8.1.4 и 8.1.5 соглашения охотпользователь имеет право выдавать физическим лицам разрешения на добычу охотничьих ресурсов в пределах установленных квот, нормативов и норм, заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими охотничьих ресурсов с одновременной выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Пунктом 9.2.1 Соглашения предусмотрена обязанность Администрации предоставить Охотпользователю в аренду земельный(ые) и (или) лесной(ые) участок(ки) и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Дополнительными соглашениями от 08.09.2017 и от 05.10.2017 Соглашение дополнено пунктами с указанием сведений о земельных участках и лесных участках, предоставляемых в аренду, расположенных в границах охотничьего угодья.
С учетом изменений, внесенных в охотсоглашение дополнительным соглашением N 3 от 13.03.2018, охотсоглашение заключено на 49 лет.
Между Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприродназдор) и ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" заключены договоры аренды лесных участков, указанных в Охотсоглашении, от 08.09.2017 N 12/17, от 05.10.2017 N 13/17, 14/17, 15/17, 16/17, 17/17, 18/17, 19/17, 20/17, 21/17, с кадастровыми номерами, соответственно, 91:01:000000:22, 91:01:000000:31, 91:01:000000:37, 91:01:000000:48, 91:01:054001:5, 91:01:054001:6, 91:01:054001:7, 91:01:054001:8, 91:01:058001:421, 91:01:058001:489.
По актам приема-передачи лесные участки переданы Обществу.
Согласно пунктам 4 данных договоров Арендатору передаются лесные участки в целях использования лесов для осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с пунктом 23 договора от 08.09.2017 N 12/17 последний заключен на срок 20 лет.
В пунктах 23 договоров от 05.10.2017 срок их действия установлен до 15.06.2037.
На договорах имеются отметки регистрирующего органа о государственной регистрации.
Во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации на основании решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кикотя А.В. от 20.07.2018 N 17 (т. 1 л.д. 20) Управлением Генеральной прокуратуры Российской федерации в Южном Федеральном округе проведена проверка исполнения Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя требований законодательства при распоряжении земельными участками в целях охотничьего хозяйства.
По результатам проверки прокурор обратился с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными законами, одним из которых является признание сделки недействительной.
Суд первой инстанции верно указал на право прокурора по обращению в арбитражный суд с требованием о признании сделки недействительной, поскольку обращение с таким иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования и общественных интересов и сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемой сделкой.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.
В соответствии с частью первой статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
С указанной даты на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь применяются правила российского законодательства.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом, правовое значение юридически значимых документов, в том числе разрешительной документации, подтверждающей право лица на охотпользование, выданное органами власти Украины, признается в Российской Федерации.
Решением X сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 "О предоставлении ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" (т. 3 л.д. 94-95) охотничьих угодий, расположенных на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории" Обществу в пользование на 25 лет предоставлены охотничьи угодья общей площадью 12770,5 га.
Пунктом 2.1 указанного решения предписано ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" заключить договор с Севастопольским государственным лесоохотничьим хозяйством об условиях ведения охотничьего хозяйства и об отношениях с другими землепользователями.
30.12.2008 между Государственным предприятием "Севастопольское опытное охотничье хозяйство" и ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" был заключен Типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства на основании вышеуказанного решения Севастопольского городского Совета (т. 4 л.д. 56-61).
Согласно данному договору ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" имело право в установленном порядке, по согласию собственников либо пользователей земельных участков возводить в охотничьих угодьях необходимые постройки и биотехнические сооружения, выращивать кормовые культуры, создавать защитные насаждения, проводить искусственное обводнение, осуществлять прочие мероприятия, связанные с ведением охотничьего хозяйства, которые не противоречат законодательству и интересам владельцев и пользователей земельных участков. Данному праву корреспондировалась обязанность ГП "Севастопольское опытное охотничье хозяйство" содействовать в выделении земельных участков для осуществления вышеуказанных мероприятий.
Согласно законодательству, действовавшему на территории города Севастополя до 18.03.2014, а именно статьи 22 Закона Украины "Об охотничьем хозяйстве", охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства предоставляются в пользование Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйства, согласованным с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, а также владельцами или пользователями земельных участков.
В силу статьи 21 указанного Закона Украины условия ведения охотничьего хозяйства определяются в договоре, который заключается между центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйства и пользователями охотничьих угодий.
Из изложенного следует, что у ответчика в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, согласно действовавшим нормам права, регулировавшим соответствующие правоотношения, возникло право долгосрочного пользования охотничьими угодьями.
С принятием в Российской Федерации в 2009 году Закона N 209-ФЗ утратили силу положения ранее действовавшего законодательства о выдаче долгосрочных лицензий. Вместо выдачи этих лицензий предусмотрено заключение на конкурсной основе охотохозяйственных соглашений.
В то же время законодательство гарантировало лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу (01.04.2010), право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения или переоформить их в льготном порядке, то есть без аукциона.
Так, в соответствии с частями 3, 4 статьи 71, частью 1 статьи 72 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010, вправе заключить охотохозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона на право заключения охотохозяйственных соглашений. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотохозяйственные соглашения с этими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
При этом, как и договор на ведение охотничьего хозяйства, заключенный в соответствии с законодательством Украины, так и долгосрочная лицензия на пользование животным миром, выданная согласно законодательству Российской Федерации, содержали в себе сроки пользования, площади угодий, описание границ угодий, виды охотничьих животных, объем основных прав и обязанностей пользователей при осуществлении охотхозяйственной деятельности, которые так же являются аналогичными, из чего следует вывод о полной тождественности комплекса прав охотпользователей, закрепленных в указанных документах.
Согласно части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Согласно пункту 5.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ.
В силу указанной нормы права в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Поскольку вопрос о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, ранее переданных в его пользование на основании решения Севастопольского городского Совета от 08.04.2008 N 4028, был инициирован ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" 17.12.2014 путем направления в Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя заявления N069/2, он был вправе завершить процедуру оформления после вступления в силу вышеуказанного Постановления.
При этом недостижение заявителем положительного результата на протяжении длительного времени, начиная с декабря 2014 года, получение отказа уполномоченного органа в заключении охотсоглашения, и заключение охотсоглашения после повторного направления письма с аналогичной просьбой от 05.04.2017 N 36, содержащего ссылку на ранее направленное обращение, не может быть расценено не в пользу заявителя, инициировавшего процедуру заключения охотхозяйственного соглашения до вступления в силу вышеуказанного Постановления Конституционного суда Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому охотхозяйственное соглашение заключено с Обществом по результатам процедуры, инициированной путем подачи заявления в Управление 25.04.2017, в связи с чем суд первой инстанции также пришел к ошибочному выводу, что при заключении указанного соглашения нарушены требования действующего законодательства о необходимости проведения конкурсных процедур.
Согласно исковому заявлению, по мнению прокурора, ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", сохранив возникшее ранее право пользования охотничьими угодьями в силу требований норм Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на основании выданных до 18.03.2014 документов, действительность которых не оспаривается, может продолжать пользоваться угодьями в пределах прав, предоставленных документами, выданными по законодательству Украины, и не может без прохождения конкурсных процедур оформить право пользования необходимыми для создания такой инфраструктуры земельными участками, в отличие от пользователей охотугодьями по законодательству Российской Федерации, в том числе приобретших его до 01.04.2010, то есть по сути приобретает некое ограниченное право пользования охотугодьями, без права создания необходимой инфраструктуры.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данной позицией, поскольку, как указано выше, объем основных правомочий пользователей охотугодий как по законодательству Украины, так и по законодательству Российской Федерации является идентичным, а также такой подход приводит к ограничению прав пользователей охотугодий согласно законодательству Российской Федерации, в отношении лиц, соответствующие права которых возникли до 18.03.2014 и сохранили свое действие после 18.03.2014 на основании Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Относительно довода искового заявления, согласно которому охотничьи угодья, переданные соглашением в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", частично расположены на территории особо охраняемой природной территории - государственного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя", в отношении которой установлен специальный режим использования, а именно: в соответствии с пунктом 3.3 главы 3 Лесохозяйственного регламента Севастопольского лесничества города федерального значения Севастополя, утвержденного приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 10.02.2016 N 30 (переутвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 03.08.2017 NПР/253) на его территории запрещены все виды охоты, согласно подпункту 15 пункта 13 Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Мыс Айя", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 409-ПП, на территории заказника запрещена охота и осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением видов деятельности, указанных в настоящем Положении, судебная коллегия считает необходимым пояснить следующее.
Согласно пункту 10.1 спорного Соглашения ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" обязано соблюдать иные требования, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города федерального значения Севастополь.
Так же в пунктах 12 спорных договоров предусмотрена обязанность Арендатора соблюдать установленные режимы особо охраняемых территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного земельного участка, в связи с чем доводы иска о предоставлении заключением спорных сделок права осуществлять охоту на территории государственного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя", несостоятельны.
Включение участков особо охраняемой природной территории в границы переданных в аренду земельных участков не выводит участок из-под действия режима этой территории, но возлагает на пользователей таких земельных участков обязанности по соблюдению установленных режимов.
Таким образом, установление пунктом 3.2 спорного Соглашения возможности вести в границах охотничьего угодья любительскую и спортивную охоту, а также охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, не отменяет обязанности пользователя земельного участка по соблюдению установленного режима на территории государственного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Айя".
В иске не приведено норм закона, содержащих прямой запрет на совершение сделок по передаче в пользование земельных участков, включающих в себя особо охраняемые территории, а так же не представлено доказательств нарушения ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" Положения о государственном ландшафтном заказнике регионального значения "Мыс Айя".
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2018 по делу N А84-3960/2018, - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
2. В удовлетворении исковых требований Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту публичных интересов и интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.