13 июня 2019 г. |
Дело N А83-8275/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 13.06.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.01.2019 по делу N А83-8275/2018 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (ОГРН 1149102003423; 295034, республика Крым, город Симферополь, Киевская улица, дом 74/6)
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13),
третье лицо - Совет министров Республики Крым (295050, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13)
о признании незаконным отказа,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту- Госкомрегистр) о признании незаконным отказа от 15.03.2018 N 1043419/2868 в государственной регистрации права хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" на объект недвижимого имущества - нежилое здание - теплица, литера Н, площадью 43,5 м2, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, Керченское шоссе/ул. Гарнаева, д.16А/106, кадастровый номер 90:24:010111:2276 - незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.01.2019 по делу N А83-8275/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГУП РК "Крымэнерго" обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
До начала судебного заседания, от ГУП РК "Крымэнерго" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.12.2017 в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрацией права хозяйственного ведения обратилась Дончик Е.А., действующая в интересах ГУП РК "Крымэнерго", на объект недвижимого имущества - здание, литер Н, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ш. Керченское, д. 16А, ш. Керченское/ул. Гарнаева, д. 16а/106, кадастровый номер 90:24:010111:2276. К данному заявлению прилагалось доверенность и платежное поручение об уплате государственной пошлины в сумме 22000 руб.
Плановая выдача документов по результатам оказания государственной услуги установлена на 20.12.2017.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 06.10.2017 указанный объект (кадастровый N 90:24:010111:2276) зарегистрирован 06.10.2017 как собственность Республики Крым на основании постановления Государственного совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014.
Распоряжением Совета Министров от 24.01.2017 N 44 "О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 6-р и вопросах управления имуществом Республики Крым" - теплица (литер Н) по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ш. Керченское, д. 16А, ш. Керченское/ул. Гарнаева, д. 16а/106, кадастровый номер 90:24:010111:276 передано ГУП РК "Крымэнерго" на праве хозяйственного ведения.
В связи с несоответствием кадастрового номера, указанного в распоряжении Совета Министров Республики Крым N 44 от 24.01.2017 кадастровому номеру в ЕГРН, Госкомрегистр приостановил регистрационные действия до 15.03.2018, о чем свидетельствует уведомление от 15.12.2017.
02.03.2018 заявителем дополнительно было предоставлено в Госкомрегистр распоряжение Совета Министров Республики Крым N 44 от 24.01.2017.
Сообщением от 15.03.2018 N 1043419/2868 Госкомрегистром было отказано в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером: 90:24:010111:2276, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ш. Керченское/ул. Гарнаева, д.16А/106, по причине не устранения противоречий в описании объекта недвижимости при указании кадастрового номера. Сообщение было получено заявителем 20.04.2018.
Полагая, что отказ Госкомрегистра не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с соглашением от 16.11.2016 N 2432-р, переданы уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 164.
Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2016 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктами 5, 7, 49 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона N 218-ФЗ в день приостановления государственной регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 29 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что в представленных документах имеются противоречия в описании объекта недвижимости права, на который подлежат государственной регистрации, а именно в распоряжении Совета Министров Республики Крым от 24.01.2017 N 44-р данный объект имеет кадастровый номер 90:24:010111:276, тогда как в ЕГРН указанному объекту присвоен другой кадастровый номер - 90:24:010111:2276.
Следовательно, осуществление государственной регистрации было приостановлено до устранения указанных противоречий.
При этом, из представленных в суд Советом Министров Республики Крым письменных пояснений подтверждается, что в распоряжении от 24.01.2017 N 44 "О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015 N 6-р и вопросах управления имуществом Республики Крым" допущена ошибка, поскольку объекту присвоен иной кадастровый номер.
С учетом изложенного, действия Госкомрегистра, выраженные сначала в принятии уведомления о приостановлении государственной регистрации, а в последующем и в принятии отказа в государственной регистрации, осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку в силу наличия противоречий в сведений, изложенных в правоустанавливающем документе органа государственной власти субъекта Российской Федерации с регистрационными данными, отраженными в ЕГРН, Госкомрегистр лишен был правовых оснований для регистрации права хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго" на спорный объект.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о безосновательности доводов заявителя о нарушении Госкомрегистром направления уведомления о приостановлении регистрационных действий.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Закона N 218-ФЗ порядок и способы направления уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, в том числе форма таких уведомлений (в случае их направления в форме документа на бумажном носителе), требования к формату таких уведомлений (в случае их направления в форме электронного документа), устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Такой порядок установлен приказом Министерства экономического развития России от 25.03.2016 N 173.
В пункте 1 приложения N 1 к указанному приказу указано, что настоящий Порядок устанавливает порядок и способы направления органом государственной регистрации прав: уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 7 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 приложения N 1 к приказу, если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 настоящего Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении: 1) лично при обращении в орган регистрации прав; 2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.
Приказом Министерства экономического развития России от 08.12.2015 N 920 утверждена форма заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и требования к ее заполнению (приложения N 1 и N 4).
В пункте 16 приложения N 4 к приказу установлено, что при заполнении реквизита "Способ получения документов" выбирается один из способов получения (направления) документов, за исключением графы "также по адресу электронной почты", которая может быть выбрана одновременно с любым иным способом получения (направления) документов. В случае получения документов лично в органе регистрации прав, многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или посредством курьерской доставки в дополнение к отметке в графе "лично" следует отметить соответствующую графу.
Следовательно, довод предприятия о том, что оно не было извещено о приостановлении государственной регистрации, правомерно отклонен судом, поскольку как следует из материалов регистрационного дела, в заявлении о государственной регистрации права было подано представителем лично в многофункциональном центре. В графе 10 заявления определен способ получения документов: "лично в многофункциональном центре по месту представления документов", а также "по электронной почте", при этом адрес электронной почты для направления уведомления о приостановлении регистрационных действий в указанном разделе заявления не отражен.
Доказательств того, что заявителем принимались попытки личного получения информации о ходе государственной регистрации, с учетом установленных статьей 16 Закона N 218-ФЗ сроков государственной регистрации, не представлено.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель также должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, апелляционной суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.01.2019 по делу N А83-8275/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.