Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2019 г. N Ф05-15667/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А40-253836/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Савенкова О.В., Александровой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2019 года
по делу N А40-253836/18, принятое судьей Дудкиным В.В.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к КФХ "БЛАГОДАТЬ" (ИНН 6925002892, ОГРН 1026901659014)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Милентьева М.В. по доверенности от 04.03.2019;
от ответчика: Гусев В.Г. по доверенности от 23.04.2019;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к КФХ "Благодать" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 891 943 руб. 31 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 775 007 руб. 28 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2019 года по делу N А40-253836/18 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 25.01.2007 г. между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N М-09-513669 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003012:121 площадью 6195 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, Старокоптевский пер., вл.4 для эксплуатации зданий с целью осуществления производственной деятельности сроком на 11 месяцев. Договор является действующим.
Согласно п. 5.1. договора арендатор обязуется использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления.
В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
В ходе осмотра, проведенного Госинспекцией по недвижимости 11.08.2014 г. установлено, что в границах указанного земельного участка расположены автомойка, автосервис, различные бытовки, часть участка используется под автопарк такси.
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003012:21 имеет вид разрешенного использования - эксплуатация зданий с целью осуществления производственной деятельности.
Таким образом, арендная плата по договору аренды N М-09-513669 начислялась арендатору исходя из кадастровой стоимости, соответствующей виду разрешенного использования - зданий с целью осуществления производственной деятельности.
Вместе с тем, размер арендной платы напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая в свою очередь, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Департамент утверждает, что ответчик, используя арендованный земельный участок не в соответствии с тем видом разрешенного использования, который указан в договоре аренды, получил финансовую выгоду без законных на то оснований.
В соответствии со ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
По мнению истца, не оплачивая фактическое землепользование, ответчиком были неосновательно сбережены денежные средства, которые ответчик должен был возвратить истцу исходя из размера арендной платы в размере 3 891 943 руб. 31 коп., кроме того истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 775 007 руб. 28 коп.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, с доводами Департамента не согласился, нарушений вида разрешенного использования земельного участка, исходя из установленных обстоятельств, не усмотрел, на основании чего в удовлетворении исковых требований отказал.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из названной нормы неосновательное обогащение может выражаться в двух формах: в форме неосновательного приобретения имущества без наличия к тому законных оснований, либо в форме неосновательного сбережения своего имущества, когда лицо обязано его передать, но не передало или обязано потратить свои денежные средства, но их не потратило.
При применении статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, помимо того, что истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имело место приобретение денежных средств без должного правового основания, также доказать размер неосновательного обогащения.
Согласно п. 1.5 Приложения N 1 к договору аренды, установлено, что ставка аренды платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 1,5 %.
Согласно Примечанию N 1 к приложению N 1, в случае изменения кадастровой стоимости участка ежегодная арендная плата определяется плательщиком самостоятельно на основании уведомления арендодателя.
Из примечаний к в Приложении N 1 к договору аренды земельного участка установлено, что расчет арендных платежей произведен на основании:
- постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендой платы за землю в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 24.05.2005 года и мерах по реализации задач в области земельных отношений в 2005 г.
Вопреки доводам истца, Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", установлено, что основными параметрами, влияющими на размер арендной платы за землю, является вид деятельности арендатора и кадастровая стоимость самого земельного участка.
Для более детального учета стоимости земель города проведена государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночной стоимости платы за право на заключение договоров аренды земельных участков и иной информации о земельных участках и объектах недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель г. Москвы по состоянию на 01 января 2015 года. Одновременно установлена кадастровая стоимость земельного участка 77:09:0003012:121 на основании п./п. 95163 Таблицы 3. "Значения показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы" в размере 59 270 352 руб. 75 коп.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11 сформулирован правовой подход, согласно которому поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы, расчет арендной платы должен производится исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка. С учетом правовой позиции, сформулированной в указанном постановлении, а также постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, согласно которой, фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр, принимая во внимание подтверждающий характер сведений в кадастре о характеристиках недвижимого имущества, до внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, в соответствии с требованиями законодательства о кадастровом учете, следует исходить из сведений, внесенных в кадастр.
Согласно ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно принципам, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", установлен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; а так же, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в Постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" (в редакции последующих изменений и дополнений; далее -Постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП), п. 3.2 которого предусмотрено, что для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, установленной Методическими указаниями, на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Согласно п. 5.1 Постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года 363-ПП в правовых актах о предоставлении земельных участков, образованных для предоставления в собственность или образованных для предоставления в аренду собственникам расположенных на них объектов недвижимости (зданий, сооружений) для использования таких объектов (за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства или реконструкции объектов капитального строительства), а также в договорах аренды соответствующих земельных участков в качестве цели предоставления указывается фактическое использование земельного участка, установленное на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Соотношение категорий объектов капитального строительства и видов разрешенного использования земельных участков, на которых они располагаются, применительно к городу Москве установлено Приложением к Постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве" (в редакции последующих изменений и дополнений).
Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве (далее - Перечень N 228-ПП), которым установлены категории объектов капитального строительства, подлежащие размещению на земельных участках в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:03012:121, согласно кадастровому паспорту - "эксплуатация зданий с целью осуществления производственной деятельности".
Так, в пункте 3 "Участки размещения производственных объектов" Перечня N 228-ПП (утратил силу с 01 июля 2017 года - в период спорных правоотношений имел юридическую силу) указаны объекты, подлежащие размещению на земельных участках, предназначенных для производственных объектов, в состав которых отнесены, в том числе "Объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных личных транспортных средств" (пункт 3.1.1.).
Как следует из материалов дела, расположенное на предоставленном обществу в аренду земельном участке здание используется под размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа, и по своему назначению соответствует объектам, расположение которых в силу пункта 3.1.1. Перечня N 228-ПП предусмотрено на земельных участках, предназначенных для размещения производственных объектов.
Настаивая на удовлетворении исковых требований истец утверждает, что размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа соответствует виду разрешенного использования, предусмотренному п. 1.2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:03012:121 произведена в соответствии с п. 1.2.9. Одновременно указанное утверждение не соответствует нормам материального права и сложившейся правоприменительной практике.
Вместе с тем истцом не представлено нормативного обоснования, согласно которого размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа соответствует виду разрешенного использования, предусмотренному п. 1.2.5 Приказа-Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 - Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а не виду разрешенного использования, предусмотренному п. 1.2.9 - Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В свою очередь, соотношение категорий объектов капитального строительства и видов разрешенного использования земельных участков, на которых они располагаются, применительно к городу Москве установлено Приложением к Постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве"
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:03012:121, согласно кадастровому паспорту - "эксплуатация зданий с целью осуществления производственной деятельности".
Так, в пункте 3 "Участки размещения производственных объектов" Перечня N 228-ПП (утратил силу с 01 июля 2017 года - в период спорных правоотношений имел юридическую силу) указаны объекты, подлежащие размещению на земельных участках, предназначенных для производственных объектов, в состав которых отнесены, в том числе "Объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (пункт 3.1.1.).
Таким образом, в системной взаимосвязи положений Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП, Постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" и Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств соответствуют п. 1.2.9. и соответствуют виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:03012:121 "эксплуатация зданий с целью осуществления производственной деятельности" на основании которого и установлена кадастровая стоимость земельного участка.
При таких условиях размещение автомойки, автосервиса, шиномонтажа соответствует виду разрешенного использования, предусмотренному 1.2.9 -Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком производится в процентном соотношении к его кадастровой стоимости.
Согласно п. 2-3 ст. 66 ЗК РФ. для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка не оспорена, а сумма арендной платы напрямую зависит от размера последней, правовых оснований для удовлетворения заявленных требования не имеется.
Позиция Департамента, изложенная в апелляционной жалобе, согласно которой, при расчете заявленных требований истец правомерно исходил из иного размера кадастровой стоимости исследуемого земельного участка, указанным выше нормам права противоречит и судебной коллегией не принимается, поскольку в настоящем случае земельный участок использовался арендатором в соответствии в видом разрешенного использования.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2019 года по делу N А40-253836/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.