Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф08-7950/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2019 г. |
дело N А53-31603/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области - Булаева Ж.В. по доверенности от 29.12.2018, удостоверение;
от АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" - Гавриленко Евгения Вячеславовна, директор приказ N 10 от 09.04.2018, решение N 1 от 07.09.2018, выписка, паспорт; Новикова Т.Г. по доверенности от 06.11.2018;
от Министерства экономического развития Ростовской области - Егорова Е.Г., по доверенности от 21.05.2018, паспорт и Глущенко С.В., по доверенности от 10.09.2018, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.12.2018 по делу N А53-31603/2018, принятое судьей Лебедевой Ю.В.,
по заявлению автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области"
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
при участии третьего лица: Министерства экономического развития Ростовской области
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" (далее - заявитель, АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области") обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) от 01.08.2018 N 5823-12/23-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2018 признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 01.08.2018 N 58-23-12/23-16. С Управления Федерального казначейства по Ростовской области в пользу АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" взыскано 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Решение мотивировано тем, что управление при проведении проверки вышло за пределы предоставленных ему Бюджетным кодексом РФ полномочий и не имело права проводить самостоятельную проверку некоммерческого партнерства вне рамок проверки распорядителя бюджетных средств - Министерства экономического развития Ростовской области, что свидетельствует о незаконности проверки и ее результатов и является самостоятельным основанием для признания оспариваемого представления недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что АНО "Центр поддержки экспорта" в порядке софинансирования бюджета Ростовской области получило средства федерального бюджета. АНО "Центр поддержки экспорта", получив бюджетные средства и став субъектом бюджетных правоотношений, участником расходов бюджета, в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приобретает статус объекта финансового контроля (составной части бюджетных правоотношений).
В рассматриваемом случае АНО "Центр поддержки экспорта", как объекту финансового контроля (субъекту бюджетных отношений), нарушившему нормы, регулирующие бюджетные правоотношения, выдано представление (статьи 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, управление действовало в рамках полномочий, предоставленных как бюджетным законодательством, так и условиями договора.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство экономического развития Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 04.06.2019 в связи с нахождением судьи Ильиной М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 05.06.2019 перерыв до 16 час. 30 мин. 11.06.2019.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК по Ростовской области) в соответствии с приказом УФК по Ростовской области N 535 от 25.05.2018 "О назначении (проведении) внеплановой выездной проверки в Автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" (в редакции приказа УФК по Ростовской области от 14.06.2018 N 598 "О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 25.05.2018 N 535"), в период с 13.06.2018 по 29.06.2018 в отношении Автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" (далее - АНО "Центр поддержки экспорта") проведена внеплановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
По результатам проверки составлен Акт выездной проверки Автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" от 29.06.2018.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:
1. АНО "Центр поддержки экспорта" произведена оплата за счет средств субсидии 53 консультаций представителей малого и среднего предпринимательства Ростовской области по вопросам организации внешнеэкономической деятельности за период с 22.12.2016 по 31.03.2017, неподтвержденных как факт оказания услуги Журналом регистрации консультаций по ведению ВЭД.
Нарушены положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; часть 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации; часть 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункт 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила от 30.09.2014 N 999); статья 3 "Направления расходования средств субсидии" договора о предоставлении субсидии на обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации "Центр координации экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" от 06.09.2016 N 1, заключенного в рамках реализации Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 13.07.2016 N 060-МБ-16 (далее - договор от 06.09.2016 N 1); пункты 1.5 и 3 договора возмездного оказания информационно-консультационных услуг по тематике внешнеэкономической деятельности N 95, заключенного с Торгово-промышленной палатой Ростовской области 22.12.2016 (далее - договор от 22.12.2016 N 95).
2. АНО "Центр поддержки экспорта" направлены в министерство экономического развития Ростовской области Отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 01.01.2017, на 01.04.2017, на 01.07.2017, на 01.10.2017 и на 01.01.2018 с недостоверными (завышенными) значениями показателей результативности.
Нарушены положения статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи) часть 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункт 9 от 30.09.2014 N 999; пункт 2.1.5 статьи 2 "Права и обязанности Сторон" договора от 06.09.2016 N 1.
По результатам проверки, проводимой в период с 13.06.2018 по 29.06.2018, вынесено представление от 01.08.2018 N 5823-12/23-16.
Автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" не согласившись с выданным представлением, обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 01.08.2018 N 58-23-12/23-16.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Согласно пунктам 2 и 3 названного Указа Президента Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", переданы Федеральному казначейству.
Федеральное казначейство является правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого представления; далее - БК РФ) предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Следовательно, для вынесения представления в адрес конкретного субъекта УФК по Ростовской области должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушений бюджетного законодательства, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
Судом первой инстанции установлено, что АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц, за основным идентификационным номером 6163113192, с кодом постановки на учет 616301001.
Учредителями АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" являются: Министерство экономического развития Ростовской области и Департамент инвестиций и Торгово-промышленная палата Ростовской области.
В соответствии с уставом АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области", предметом деятельности организации является оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Деятельность организации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", иным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и настоящим Уставом.
Целью создания АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" является оказание услуг по предоставлению информационно-аналитической, консультационной, организационной, финансовой и иной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области, содействие их выходу на иностранные рынки. Организация учитывает в своей работе приоритетные задачи по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, сформулированные в программных документах Правительства Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ростовской области, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, общественными объединениями предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства", приведенных в приложении N 8 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (далее - Правила N 316), Соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 13.07.2016 N 060-МБ-16 (далее - Соглашение) в 2016 году Министерством экономического развития Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Ростовской области предоставлена субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на общую сумму 282 136 926 рублей 00 копеек, в том числе на обеспечение деятельности АНО "Центр поддержки экспорта" на сумму 12 745 000 рублей 00 копеек.
В связи с чем, между Министерством экономического развития Ростовской области и АНО "Центр поддержки экспорта" заключен Договор от 06.09.2016 N 1.
Предметом Договора от 06.09.2016 N 1 является предоставление субсидии АНО "Центр поддержки экспорта" (получателю субсидии) на цели, установленные приказом Министерства экономического развития Ростовской области от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в целях информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия выходу экспортоориентированных малых и средних предприятий на иностранные рынки.
Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, согласно которым в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Нормами статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии со статьей 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации указаны виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, а именно: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4. БК РФ); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (306.7 БК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства могло быть установлено только нецелевое использование денежных средств, поскольку иные правонарушения, установленные Бюджетным кодексом, отнесены к отношениям связанным с предоставлением бюджетного кредита.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу названной нормы Бюджетного кодекса РФ она распространяется исключительно на участников бюджетного процесса, в том числе на получателей бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Из материалов дела следует, что субсидии предоставлены Автономной некоммерческой организации в рамках заключенного с Министерством экономического развития Ростовской области договора от 06.09.2016 N 1 о предоставлении из областного бюджета имущественного взноса в виде субсидии Автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области".
Под субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, понимаются предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе денежные средства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставленные субсидии с учетом уставной деятельности Автономной некоммерческой организации и его ответственность регулируются не нормами Бюджетного кодекса РФ, а условиями соглашения, заключенного между Автономной некоммерческой организации и министерством.
После списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и ее зачисления на счет Автономной некоммерческой организации указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения ст. 306.4 БК РФ. Поскольку некоммерческое партнерство не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом этому понятию ст. 6 БК РФ, на него не распространяются и бюджетные полномочия Управления.
Статьей 158 БК РФ установлены полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, ответственных за предоставление средств из бюджета, обеспечить соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных данным Кодексом (в том числе получателями - юридическими лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса) условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, условий, на которых средства из бюджета были им предоставлены.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические лица (за исключением юридических лиц, определенных данной статьей БК РФ), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что общество является объектом государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.
Таким образом, на основании пункта 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля могут проводить такие проверки юридических лиц только в процессе проверки деятельности главных распорядителей бюджетных средств, которые предоставили средства соответствующим юридическим лицам.
Однако, такие проверки не являются самостоятельным видом контроля. Проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, является составной частью проверки деятельности соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В этой связи Автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" не является получателем бюджетных средств, но относится к числу объектов контроля, в отношении которых может быть проведена проверка, предусмотренная абзацем 2 пункта 2 статьи 266.1 БК РФ.
С учетом положений пункта 2 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль в отношении некоммерческого партнерства в части соблюдения им условий предоставления средств из бюджета мог быть осуществлен управлением лишь в процессе проверки Министерства экономического развития Ростовской области как главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего их некоммерческому партнерству.
В силу положений Бюджетного кодекса РФ обязанность по проверке соблюдения некоммерческими организациями целей предоставления субсидий закреплена лишь за главными распорядителями бюджетных средств, предоставивших субсидию.
АНО "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области", вопреки доводам Управления ФК по РО не относится к лицам, исключенным из абз. 2 части 2 статьи 266.1 БК РФ.
Заявитель не является участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, государственной корпорацией и государственной компанией и коммерческой организацией с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Также заявитель не является хозяйственным товариществом и обществом с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах.
В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что управление при проведении проверки вышло за пределы предоставленных ему Бюджетным кодексом РФ полномочий и не имело права проводить самостоятельную проверку некоммерческого партнерства вне рамок проверки распорядителя бюджетных средств - Министерства экономического развития Ростовской области, что свидетельствует о незаконности проверки и ее результатов и является самостоятельным основанием для признания оспариваемого представления недействительным.
В связи с чем, довод управления о том, что партнерство является самостоятельным объектом контроля, в связи с чем, в отношении него управлением проводилась проверка в соответствии с бюджетным законодательством, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на неправильном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Доводы управления о том, что указанная организация включена в план проверок, что главный распорядитель тоже подвергался контролю, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку исходя из установленных норм права, заявитель не мог быть самостоятельным объектом контроля.
Довод Управления федерального казначейства по Ростовской области о том, что "АНО "Центр поддержки экспорта" в порядке софинансирования бюджета Ростовской области получило средства федерального бюджета" не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 Правилам субсидии из федерального бюджета предоставляются на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.
Данные субсидии предусмотрены в федеральном бюджете в целях их предоставления на безвозмездной основе для обеспечения выполнения полномочий Ростовской области. В рамках действующего бюджетного законодательства эти субсидии предоставлены бюджету субъекта РФ (Ростовской области) в форме межбюджетных субсидий - субсидий из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской, Федерации с момента зачисления средств на единый счет бюджета субъекта РФ (областного бюджета) данные денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего (регионального) бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) отнесены к безвозмездным поступлениям бюджетов.
В соответствии с положениями статьи 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций, относятся к собственным доходам бюджетов.
Таким образом, поступившие из федерального бюджета денежные средства в виде субсидий на поддержку становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации, но имеющими определенное при их предоставлении целевое назначение.
Таким образом, субсидия, полученная из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись, в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета.
Аналогичная позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.11.2018 N 58-АПГ18-18.
Довод управления о невозможности другим способом, за исключением применяемого управлением, осуществления проверки использования бюджетных средств на всех этапах их расходования и применения ответственности непосредственно, в том числе к юридическому лицу, являющемуся неучастником бюджетного процесса, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из подпункта "ж" пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, к полномочиям УФК по Ростовской области отнесены проверки соблюдения юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении им средств исключительно из федерального бюджета.
При этом, соответствующим образом, проверки соблюдения юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении им средств из бюджета субъекта РФ (регионального или областного бюджета) закреплены положениями данной статьи Бюджетного кодекса РФ за органами внешнего и внутреннего финансового контроля субъекта РФ, то есть за Контрольно-счетной палатой Ростовской области (как за органом внешнего государственного финансового контроля) и министерством финансов Ростовской области (как за органом внутреннего финансового контроля).
Именно этим двум организациям (равно как и Минэкономразвития Ростовской области) предусмотрено интегрированное в условия договора на предоставление субсидий из областного бюджета право осуществлять проверки в указанной некоммерческой организации.
Реализация данного права указанными контрольными органами в силу части 2 статьи 266.1 БК РФ осуществляется исключительно в рамках встречной проверки в Минэкономразвития Ростовской области.
Довод Управления федерального казначейства о проведении им двойного контроля в отношении АНО "Центр поддержки экспорта", судом апелляционной инстанции не принимается, так как согласно положениям статьи 34 Бюджетного кодекса РФ "Принцип эффективности использования бюджетных средств", согласно которой эффективным является результат, достигнутый с использованием наименьшего объема средств (что также относится и к бюджетным расходам на содержание контрольных органов).
Исходя из положений части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки.
При указанных обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление управления выдано с нарушением закона ненадлежащему субъекту, нарушает права и законные интересы партнерства, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное им требование.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2019 по делу N А53-21767/2018.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2018 по делу N А53-31603/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31603/2018
Истец: АНО "ЦЕНТР КООРДИНАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство экономического развития ростовской области