г. Киров |
|
20 июня 2019 г. |
Дело N А28-10956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Пономарева А.В., действующего на основании доверенности от 01.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения администрация Немского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019
по делу N А28-10956/2018, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению муниципального казенного учреждения администрация Немского района Кировской области (ОГРН 1024300954754, ИНН 4320000825)
к Контрольно-счетной палате Кировской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство финансов Кировской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Архангельское Немского района Кировской области, муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад "Колосок" с. Архангельское Немского района Кировской области,
о признании недействительными уведомления, представления в части,
установил:
муниципальное казенное учреждение администрация Немского района Кировской области (далее - заявитель, Администрация Немского района) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными уведомления Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - ответчик, Контрольно-счетная палата, надзорный орган) от 15.08.2018 N 01-13/475 о применении бюджетных мер принуждения и пункта 3 представления от 15.08.2018 N 01-19/476.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Кировской области (далее - Министерство финансов), министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (далее - Министерство сельского хозяйства), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Архангельское Немского района Кировской области (далее - МБОУ СОШ с.Архангельское), муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад "Колосок" с. Архангельское Немского района Кировской области (далее - МКДОУ детский сад "Колосок" с.Архангельское).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Немского района обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает выводы надзорного органа, поддержанные судом первой инстанции, о совершении им бюджетного нарушения (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)). Полагает, что Контрольно-счетной палатой и арбитражным судом неправильно истолковано понятие проектной документации. Действительно, приложение N 9 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса", пункты 2.24, 3.3.2 соглашения от 02.05.2017 N 104 предусматривали в качестве условия предоставления субсидии наличие проектной документации, однако государственная программа различает случаи строительства и реконструкции объектов, их капитального ремонта, форма соглашения является типовой. Проведенный на средства субсидии капитальный ремонт носил характер выборочного, при котором производился демонтаж изношенных материалов и конструкций и их замена, какие-либо новые конструктивные решения не принимались. В связи с этим заявитель считает необходимым и достаточным составление сметы, разработка каких-либо иных разделов сметной документации не требовалась. Сметы, содержащие виды и перечень необходимых для производства капитального ремонта работ, используемые материалы, были разработаны и утверждены заказчиком, достоверность их подтверждена в установленном порядке. Подробно позиция изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Министерство сельского хозяйства в отзыве поддерживает позицию заявителя.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.04.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.04.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения требований жалобы.
Заявитель и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, министерство сельского хозяйства просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2017 распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты N 43 утвержден план работы Контрольно-счетной палаты Кировской области на 2018 год, пунктом 7 которого предусмотрено проведение проверки законности и результативности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Немского района (т.3 л.д.5-7).
Ответчиком установлено, что постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 N 185/735 утверждена государственная программа Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы. В приложении N 9 к названной государственной программе установлено, что субсидии местным бюджетам из областного бюджета на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры предоставляются, в том числе при наличии утвержденной проектной документации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях и положительного заключения государственной экспертизы на данную документацию объектов, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также при наличии соглашения между Министерством сельского хозяйства и администрацией муниципального образования Кировской области о предоставлении субсидии на финансирование и реализацию мероприятий Подпрограммы на территории конкретного муниципального образования Кировской области.
02.05.2017 между Министерством сельского хозяйства и Администрацией Немского района подписано соглашение от N 104 о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2017 год (т.1 л.д.50-57).
Согласно пункту 1.1 названного соглашения субсидия предоставляется на реализацию мероприятий в соответствии с приложением N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения. В приложении N 1 указано проведение капитального ремонта здания муниципального казенного учреждения средняя образовательная школа с.Архангельское, капитальный ремонт здания муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Колосок" с.Архангельское, капитальный ремонт здания муниципального казенного учреждения образовательная школа с. Васильевское. Срок выполнения мероприятий 01.11.2017.
В пункте 2.2.4 соглашения определено, что субсидия предоставляется при соблюдении Администрацией Немского района условий, в том числе наличия утвержденной проектной документации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях и положительного заключения государственной экспертизы на данную документацию объектов, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 2.2 настоящего соглашения.
Контрольно-счетной палатой в рамках контрольного мероприятия проведены проверки в перечисленных выше образовательных учреждениях, по итогам которых установлено, что капитальный ремонт в данных учреждениях был проведен без проектной документации. Все работы осуществлялись только на основании локальных смет, проектная документация не разрабатывалась.
Проанализировав изложенные обстоятельства, надзорный орган заключил, что Администрация Немского района нарушила условие предоставления субсидии, установленное приложением N 9 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса", пунктами 2.2.4, 3.3.2 соглашения от 02.05.2017 N104. Признал, что заявитель не обеспечил наличие утвержденной проектной документации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях и положительного заключения государственной экспертизы на данную документацию объектов, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации. Результаты контрольного мероприятия оформлены актом от 20.06.2018 (т.2 л.д.8-16).
09.08.2018 председателем Контрольно-счетной палаты утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия, в котором подтверждено указанное нарушение условий предоставления субсидии (т.2 л.д.16-19). Указано, что выполнение работ по капитальному ремонту только на основании локальных смет создает риски невыполнения (некачественного выполнения) работ, и, как следствие, неэффективных расходов, связанных с устранением недостатков.
15.08.2018 Контрольно-счетной палатой Кировской области выдано представление N 01-19/476 (т.1 л.д.43-46). В пункте 3 данного представления зафиксировано нарушение пунктов 2.2.4 и 3.3.2 соглашения от 02.05.2017 N 104 на общую сумму 9 960,3 тыс. рублей в связи с необеспечением администрацией Немского района выполнения условия о наличии проектной документации при проведении капитального ремонта на объектах указанных образовательных организаций. Работы осуществлялись на основании локальных смет. На основании статьи 18 Закона Кировской области от 27.09.2011 N 46-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" Администрации Немского района предложено рассмотреть настоящее представление и в пределах имеющихся полномочий принять меры по устранению отмеченных в нем нарушений и недостатков, и недопущению их в дальнейшем (пункт 1). В пункте 2 названного представления заявителю указано рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. Информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах заявителю следовало представить в Контрольно-счетную палату в течение одного месяца со дня его получения.
15.08.2018 Контрольно-счетная палата Кировской области направила Министерству финансов уведомление N 01-13/475 о применении к Администрации Немского района бюджетных мер принуждения в связи с нарушением последней условий получения субсидии из областного бюджета (статья 306.8 БК РФ) (т.1 л.д.63-65).
Не согласившись с пунктом 3 представления Контрольно-счетной палаты от 15.08.2018 N 01-19/476 и уведомлением ответчика от 15.08.2018 N 01-13/475 о применении бюджетных мер принуждения, Администрация Немского района обратилась в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Правовой статус контрольно-счетной палаты Кировской области регламентирован положениями Закона Кировской области от 27.09.2011 N 46-ЗО "О Контрольно-счетной палате Кировской области" (далее - Закон N 46-ЗО).
В силу пункта 2 статьи 268.1 БК РФ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания; финансовым органам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ установлено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения (пункт 6 статьи 306.2 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
К бюджетным нарушениям относится, в частности нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (статья 306.8 БК РФ).
Применительно к рассматриваемому спору нарушение бюджетного законодательства со стороны администрации Немского района выразилось в нарушении условий получения субсидии на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. В частности, Контрольно-счетной палатой установлено, что заявителем не выполнено условие предоставления субсидии (соглашение от 02.05.2017 N 104) - не обеспечено наличие проектной документации при проведении капитального ремонта на объектах МКОУ СОШ с.Архангельское, МКДОУ детский сад "Колосок" с. Архангельское, МКОУ ООШ с. Васильевское, в то же время последним получены субсидии на сумму 9 960,3 тыс. руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с нормативно-правовым регулированием рассматриваемых в настоящем случае отношений, суд апелляционной инстанции признает правомерным и обоснованным вменение Администрации Немского района указанного бюджетного нарушения связи со следующим.
Статьей 136 БК РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Пунктом 8 части 1 статьи 16 Закона Кировской области от 30.11.2016 N 21-ЗО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрены субсидии местным бюджетам из областного бюджета на 2017 год на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сумме 19 960,4 тыс. руб. и согласно приложению N 38 к данному Закону распределена бюджету Немского района в объеме 9 960,4 тыс. руб.
Согласно части 3 статьи 16 названного Закона предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется соответствующими главными распорядителями средств областного бюджета, определенными ведомственной структурой расходов областного бюджета согласно приложениям 11 и 47 к настоящему Закону, в соответствии с порядком, установленным Правительством Кировской области.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета утвержден постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 N 58/192 (далее - Порядок N 58/192).
Согласно пункту 3 указанного Порядка субсидии предоставляются главными распорядителями средств областного бюджета, определенными ведомственной структурой расходов областного бюджета, в соответствии с условиями их предоставления, установленными законом Кировской области об областном бюджете и (или) соответствующими государственными программами Кировской области. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, соответствующих критериям отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, предусмотренным государственными программами Кировской области или нормативными правовыми актами Правительства Кировской области, устанавливающими порядки конкурсного отбора.
Постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 N 185/735 утверждена государственная программа Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы.
Из приложения N 9 к указанной государственной программе Кировской области (в редакции, действующей в рассматриваемый период) следует, что субсидия местным бюджетам из областного бюджета на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры предоставляются, в том числе при наличии утвержденной проектной документации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях и положительного заключения государственной экспертизы на данную документацию объектов, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также при наличии соглашения между министерством сельского хозяйства и продовольствия Кировской области и администрацией муниципального образования Кировской области о предоставлении субсидии на финансирование и реализацию мероприятий Подпрограммы на территории конкретного муниципального образования Кировской области.
02.05.2017 между Министерством сельского хозяйства и Администрацией Немского района было подписано соглашение N 104 о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельских поселениях, объектами социальной и инженерной инфраструктуры на 2017 год.
В пункте 2.2.4 названного соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при соблюдении Администрацией Немского района условий, в том числе наличия утвержденной проектной документации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях и положительного заключения государственной экспертизы на данную документацию объектов, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектной документации объектов капитального строительства определен частью 12 статьи 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).
Согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются одним из разделов проектной документации.
На основании части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 87 необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются, соответственно, пунктами 23, 27 (1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Исходя из статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В рассматриваемом случае арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела, в том числе муниципальными контрактами, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, подтверждается, что в отношении зданий МКОУ СОШ с.Архангельское, МКДОУ детский сад "Колосок" с. Архангельское, МКОУ ООШ с. Васильевское был проведен капитальный ремонт. Названное обстоятельство заявителем по существу не оспаривается.
Позиция подателя апелляционной жалобы об отсутствии новых конструктивных решений при проведении капитального ремонта необходимым образом не подтверждена. Как ранее уже сказано, в силу статьи 48 ГрК РФ проектная документация готовится, в том числе при капитальном ремонте частей объектов капитального строительства.
Вместе с тем в нарушение изложенных выше требований законодательства проектная документация на капитальный ремонт указанных зданий Администрацией Немского района не разрабатывалась, данные работы велись по локальному сметному расчету.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 11 Положения N 87 раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию, требования к их содержанию определены в пунктах 29, 30 названного Положения, соответственно. При этом сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Таким образом, локальные сметные расчеты (сметы) являются лишь частью сметной документации раздела "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации.
Ссылка заявителя на то, что достоверность смет подтверждена в установленном порядке, апелляционным судом не принимается как не влияющая на существо рассматриваемого спора.
При установленных по делу обстоятельствах вывод надзорного органа, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении заявителем условий предоставления субсидии, установленных приложением N 9 к государственной программе Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы, пунктом 2.2.4, 3.3.2 соглашения от 02.05.2017 N 104, апелляционный суд признает правомерным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Администрацией Немского района допущено установленное статьей 306.8 БК РФ бюджетное нарушение. Оснований для иных выводов, вопреки мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выявив указанное бюджетное нарушение, Контрольно-счетная палата направила заявителю представление от 15.08.2018 N 01-19/476 с предложением рассмотреть данное представление и в пределах имеющихся полномочий принять меры по устранению отмеченных в нем нарушений и недостатков; рассмотреть вопрос и привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие нарушения. В пункте 3 названного представления надзорным органом изложено поименованное выше бюджетное нарушение, указано на то, что Администрацией Немского района с нарушением условий получены субсидии на сумму 9 960,3 тыс. руб.
Кроме того в связи с установлением факта совершения бюджетного нарушения ответчиком в Министерство финансов Кировской области направлено уведомление от 15.08.2018 N 01-13/475 о применении бюджетных мер принуждения, содержащее просьбу рассмотреть данное уведомление и принять решение о применении к Администрации Немского района бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 БК РФ.
Таким образом, выданные Контрольно-счетной палатой представление от от 15.08.2018 N 01-19/476 применительно к пункту 3, а также уведомление от 15.08.2018 N 01-13/475 соответствуют действующему на момент возникновения рассматриваемых отношений законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают. Названные акты надзорного органа основаны на выявленных в ходе проверки нарушениях, содержащиеся в них формулировки исключают возможность двоякого толкования, по сути, являются понятными и реально исполнимыми.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых актов надзорного органа недействительными. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы администрации Немского района, однако они не опровергают выводов суда, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 по делу N А28-10956/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с администрации Немского района государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 по делу N А28-10956/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения администрация Немского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10956/2018
Истец: Администрация Немского района
Ответчик: Контрольно-счестная палата Кировской области
Третье лицо: МБОУ СОШ с. Архангельское Немского р-на Кировской области, Министерства финансов Кировской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, МКДОУ детский сад "Колосок"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5287/19
20.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2528/19
18.02.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-10956/18
31.08.2018 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-10956/18