Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф06-51659/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 июня 2019 г. |
Дело N А12-5580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 апреля 2019 года по делу N А12-5580/2019 (судья Репникова В. В.)
по заявлению общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (ИНН 3444047831, ОГРН 1023400009665)
к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557)
о признании недействительным приказа,
при участии в судебном заседании: представитель общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов - Шоме Ю. И., доверенность от 20.12.2018;
представитель комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Дубцов С. Н., доверенность от 29.082018 N 349.
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (далее - ОО - ВООО и Р, организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о признании незаконным пункта 2, подпункта 2.1, подпункта 2.2, абзаца 4 пункта 4 приказа от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году" по отношению к юридическому лицу - общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 апреля 2019 года по делу N А12-5580/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОО - ВООО и Р не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области издан приказ от 23 января 2019 года N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году".
ОО -ВООО и Р не согласившись с пунктами 2, подпункта 2.1, подпункта 2.2, абзаца 4 пункта 4 приказа, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания недействительным оспариваемого приказа в обжалуемой части не имеется, нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным актом не установлено.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, оспариваемыми пунктами приказа от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году" предусмотрено следующее:
п.2. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения (далее - охотпользователи)
- п.2.1. Провести с привлечением общественности, сотрудников районных ветеринарных служб (по согласованию) в закрепленных охотничьих угодьях зимний учет численности (сбор сведений о численности) охотничьих ресурсов, в срок до 18 февраля 2019 года представить в соответствующие межрайонные подразделения отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет):
карточки учета охотничьих животных методом прогона;
ведомости расчетов численности охотничьих животных (для каждого вида отдельно);
сводные ведомости результатов учетов (подписанные ответственным за проведение учетов, руководителем охотпользователя, а также лицами, привлеченными к проведению учета численности (сбора сведений о численности), ответственным за организацию работы межрайонных подразделений отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета;
карточки учета численности кабана на подкормочных площадках;
сводные ведомости учета численности кабана на подкормочных площадках (подписанные ответственным за проведение учетов, руководителем охотпользователя).
2.2. При проведении учетных работ по определению численности и распространению охотничьих ресурсов, в зависимости от сложившихся на территории Волгоградской области погодных условий, руководствоваться следующими методиками:
Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 января 2012 г. N 1, с заполнением приложений 1-5 к методическим указаниям;
Методические указания по учету охотничьих животных на площадках методом прогона, разработанные ФГБУ "Центрохотконтроль" и утвержденные научно-техническим советом Минсельхоза России от 18 сентября 2008 года протокол N 53 с заполнением приложений 1-3 к методическим указаниям.
Получение дополнительных сведений о численности кабана осуществляется посредством учета на подкормочных площадках с заполнением карточек (сводных ведомостей) согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
Пункт 4 абзац 2. Ответственным за организацию работы межрайонных подразделений отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета осуществить контроль за проведением учета (сбора сведений о численности) в закрепленных за охотпользователями охотничьих угодьях.
В соответствии со статьями 14, 40, 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 53-ФЗ) в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В силу статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, и является частью государственного экологического мониторинга и осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 36).
В силу пунктов 7.2, 7.2.2, 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 344 (далее - Порядок N 344), при осуществлении государственного мониторинга сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Ими ежегодно до 1 апреля представляются в уполномоченные государственные органы данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов) (пункты).
В соответствии с законодательством об охоте на охотпользователей возлагается обязанность по осуществлению сбора сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов и их представлению в уполномоченный орган.
Как следует из материалов дела: в соответствии с заключенными охотхозяйственными соглашениями ВОООиР приняло на себя обязательства по:
осуществлению учета и оценке состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценке состояния среды их обитания (п. 8.2.5);
представлению в комитет сведений о численности охотничьих ресурсов, их распространении и использовании, объемах их изъятия, состоянии среды их обитания в закрепленном охотничьем угодье (п. 8.2.13);
осуществлению учета численности и использования охотничьих ресурсов, сбору сведений об их распространении и размещении в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам с представлением первичных материалов учета в комитет.
Указанные в пункте 2.2 Приказа N 216 карточки, являющиеся приложением 1 и 2 к настоящему приказу, предназначены для получения дополнительных сведений о численности в рамках исполнения вышеназванных условий заключенных охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963 мероприятия по учету численности распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.
Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.
Научно-техническим советом Минсельхоза России 18.09.2008 утверждены (протокол N 53) Методические указания по учету охотничьих животных на площадках методом прогона, разработанные ФГБУ "Центрохотконтроль".
Названные методические указания содержат также ведомости, таблицы, подлежащие заполнению по результатам проведения мероприятий по сбору сведений о численности (учету численности) объектов животного мира, в том числе охотничьих животных.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что Приказ N 216 не утверждает новых методик проведения учета численности охотничьих ресурсов, а указывает на необходимость применения уже существующих методик в зависимости от сложившихся на территории Волгоградской области погодных условий (пункт 2.2 приказа N 216).
В части привлечения к мероприятиям по сбору сведений о численности (учету численности) охотничьих ресурсов представителей общественности и сотрудников районных ветеринарных служб комитет руководствовался требованиями Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963, в соответствии с пунктом 10 которого уполномоченные органы субъектов Российской Федерации при ведении государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с научными и общественными организациями.
Указание в приказе N 216 на проведение сбора сведений о численности (учета численности) охотничьих ресурсов и предоставление в срок до 18.02.2019 в уполномоченный орган сведений о численности охотничьих ресурсов (вместо установленного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 срока до 1 апреля) Комитет мотивирует необходимостью своевременной подготовки по заявкам охотпользователей, в том числе ВОООиР, материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого закрепленного охотничьего угодья в отдельности, для обеспечения последующего представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся к другой, чем у суда, оценке доказательств и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Кроме того, апелляционный суд, оценивая обжалуемый акт пришел к выводу, что "Приказ N 216" по своему содержанию направлен на организацию деятельности самого комитета природных ресурсов, а также его межрайонных подразделений и для заявителя не носит обязывающий характер с применением последствий его неисполнения. Приказ не содержит властно-распорядительной направленности его исполнения Общественной организацией - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 апреля 2019 года по делу N А12-5580/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5580/2019
Истец: - ВОЛГОГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
Ответчик: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ