Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф05-15056/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
24 июня 2019 г. |
Дело N А40-319105/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения
"Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 марта 2019 года по делу N А40-319105/18,
принятое судьей Шариной Ю.М.
по иску Федерального казенного учреждения
"Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
(ИНН 7841443420, ОГРН 1117847144876)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ"
(ИНН 7728751238, ОГРН 1107746827539),
третье лицо: Акционерное общество "Военторг"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен
от ответчика Сотскова Т.А. по доверенности от 15.05.2019
от третьего лица Цуканова Е.А. по доверенности от 15.11.2018
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - истец, Учреждение, ФКУ "ОСК ЗВО") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "Главная линия" (далее - ответчик) о взыскании 826 460 руб. 07 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ было привлечено Акционерное общество "Военторг".
Решением Арбитражного суда города Москвы 21.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ "ОСК ЗВО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, поскольку заявитель является надлежащим истом по делу. Указывает, что срок исковой давности не может считаться пропущенным, поскольку о его истечении не заявлено надлежащим лицом.
Ответчиком и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица возражали против доводов жалобы, считают решение законным и обоснованным.Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Материалами дела установлено, что 24 декабря 2011 года Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России, Государственный заказчик) и Акционерное общество "Военторг" (Исполнитель) заключили Государственный контракт N 241211/1/1/1111 (Контракт) на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны России в 2012-2014 годах, сроком действия по 31 декабря 2014 года.
В соответствии с п. 3.3.3 Контракта Исполнитель вправе привлекать на договорной основе к выполнению Контракта соисполнителей.
В соответствии с п. 3.4.10 Контракта, предусмотрено получение продовольствия, моющих и чистящих средств от воинских частей, учреждений и организаций ("Получатели услуг") Исполнителем по Контракту. При этом стоимость Услуг по питанию уменьшается на стоимость переданного продовольствия, моющих и чистящих средств.
26.12.2012 АО "Военторг" и ООО "Главная линия" (Соисполнитель) заключили договор N ОП-12-8 на оказание услуг по организации питания военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации (Договор).
В соответствии с условиями Договора получение продовольствия, моющих и чистящих средств (Товар) воинскими частями, учреждениями и организациями ("Получатели услуг") осуществлялось со складов войсковых частей 04057, 11262-4, 12801, 21555, 25776, 30616-3, 43431, 45707, 54096, 75752-5, 81405, 30616-25, 11385, входящих в состав ФКУ "Объединённое стратегическое командование Западного военного округа" (Учреждение).
В соответствии с Актами приема-передачи N 8 от 16.02.2012,N 3 от 21.02.2012, N 5 от 26.02.2012, N 10 от 29.03.2012, N 1 от 20.01.2012, N 2 от 20.01.2012, N 5 от 24.02.2012, N 6 от 27.02.2012, N 9 от 07.03.2012, N 17 от 27.03.2012, N 14 от 21.03.2012, N 12 от 14.03.2012, N 18 от 28.03.2012, N 21 от 25.04.2012, N 27 от 19.06.2012, N 24 от 28.05.2012, N 7 от 01.02.2012, N 11 от 29.02.2012, N 12 от 29.02.2012, N 19 от 30.04.2012, N 4 от 30.04.2012, N 49 от 25.09.2012, N 8 от 07.08.2012, N 9 от 14.08.2012, N 10 от 21.08.2012, N 34 от 03.07.2012, N 36 от 24.02.2012, N 35 от 26.05.2012, N 33 от 20.05.2012, N 2/9-1/14 от 27.09.2012, N 20 от 01.02.2012, N 34 от 19.06.2012, N 2/4-8 от 01.08.2012, N 2/4-4 от 10.07.2012, N 2/4-6 от 10.07.2012, N 2/4-5 от 10.07.2012, N 2/4-3 от 10.07.2012, N 2/4-2 от 10.07.2012, N 2/4-1 от 10.07.2012, N 2/4 от 15.01.2012, N 2/47 от 01.03.2012, N 3/48 от 01.04.2012, N 4/49 от 01N 2/4-6 от 10.07.2012..06.2012, N 5/50 от 01.07.2012, N 1/46 от 01.02.2012, N 22 от 24.05.2012, ООО "Главная линия", являясь соисполнителем Контракта, во исполнение п. 3.4.10 Контракта приняло Товар на общую сумму 826 430 руб. 07 коп. от Получателей услуг Учреждения.
В результате взаимозачетов, предусмотренных п. 3.4.10 Контракта, у ООО "Главная линия" возникло неосновательное обогащение перед Получателями услуг Учреждения в вышеуказанном размере.
17.10.2018 в адрес ООО "Главная линия" за исх. N 33/3/1/8076 была направлена претензия с требованием вернуть сумму неосновательного обогащения в размере 826 430 руб. 07 коп.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Согласно п. 1. ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109ГКРФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1107 ГК РФ, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности.
В 2012 услуги по организации питания военнослужащих Западного военного округа оказывались "Главная линия" на основании Договора на оказание услуг по организации питания военнослужащих МО Российской Федерации N ОП-12-8 от 26.12.2011.
Договор заключен в целях исполнения Государственного контракта N 241211/1/1/ПП от 24.11.2011, Государственным заказчиком по контракту выступает МО Российской Федерации.
В соответствии с Договором исполнитель (ответчик) принял на себя обязательство своевременно и надлежащим образом оказать услуги по обеспечению питания в воинских частях в соответствии со спецификацией и Техническим заданием, являющимися приложениями к Договору, и представить Заказчику то документацию по итогам исполнения Договора (пункт 3.4.1 Договора), а Заказчик - своевременно и оплатить надлежащим образом оказанные Услуги (пункт 3.2.7 Договора).
Сторонами по Договору на оказание услуг по организации питания для нужд МО Российской Федерации от 26.12.2011 года N ОП-12-8 выступают Заказчик (АО Военторг) и Исполнитель (ООО "Главная линия"), сторонами по Государственному контракту выступают (Государственный заказчик Министерство обороны Российской Федерации) и Исполнитель ( АО Военторг).
Государственный контракт и Договор заключены в пользу третьего лица -Получателя услуг.
Получателями услуг по Государственному контракту и соответственно Договору являются федеральные бюджетные учреждения, воинские части, учреждения и организации, подведомственные МО РФ, перечень которых установлен Спецификациями к указанным Договорам.
В соответствии с Договором Исполнитель (ответчик) принял на себя обязательство своевременно и надлежащим образом оказать услуги по обеспечению питанием в воинских частях в соответствии со спецификацией и Техническим заданием, являющимися приложениями к Договорам, и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Договора (пункт 3.4.1 Договора), а Заказчик своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные Услуги (пункт 3.2.7 Договора).
Условиями Договора предусмотрено, в случае получения продовольствия, моющих средств в установленном п. 3.4.10, п. 3.4.16 Договоров (п. 3.4.10 Государственного контракта) стоимость услуг по организации питания пересчитывается от стоимости использованного продовольствия, и чистящих средств по учетным ценам и определяется в дополнительном соглашении сторон.
Сторонами по Договору на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 26.12.2011 года N ОП-12-8 выступают Заказчик (АО "Военторг") и ответчик (Исполнитель, ООО "Главная линия"), сторонами по Государственному контракту выступают Заказчик (Государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации) и Исполнитель (АО "Военторг"). Государственный контракт и Договор заключены в пользу третьих лиц - получателей услуг.
ФГКУ "ОСК Западного военного округа" не является стороной по Государственному контракту и Договору, в расчетах по Договору (государственному контракту) участия не принимал.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие наделение Минобороны России (заказчиком по Контракту) ФКУ "ОСК ЗВО" правом представлять его интересы и предъявлять какие-либо требования в рамках Контракта. В этой связи у истца не имеется правовых оснований на предъявление требований, вытекающих из обязательств, стороной которого он не является.
Доводы апелляционной жалобы Истца о том, что иск заявлен не в связи с возникновением задолженности на основании Контракта и договора, а на основании обязательств, возникших вследствие неосновательного обогащения Ответчика, в связи отсутствием взаиморасчета по актам приема-передачи, подписанным с войсковыми частями, входящими в состав ФКУ "ОСК ЗВО", основано на ошибочном толковании правовых норм.
Юридическими фактами, лежащими в основе настоящего дела, являются факты возникновения договорного обязательства и оказания услуг, а не акты их сдачи-приемки. Поскольку акты сдачи-приемки подписаны во исполнение обязательственных правоотношений, возникших из Контракта и договоров, следует признать, что Истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов, в защиту которых подан настоящий иск, при этом иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Также судом первой инстанции обоснованно указано на пропуск срока исковой давности.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является Федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооружёнными Силами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 11.1 ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом. Основными целями деятельности истца является обеспечение поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа.
В развитие п. 3.4.10 Контракта и, соответственно, Договора, начальником управления (продовольственного) Департамента ресурсного обеспечения (далее - ДРО МО РФ) Минобороны России издано Указание (телеграмма) N HP 256/31/3452 от 28.12.2011.
Из указанных 6-ти экземпляров Актов приема-передачи, продовольственные службы военных округов 5-е экземпляры Актов приема-передачи с копиями доверенностей и "Реестров на передачу документов" обязаны были представить Заказчику (Минобороны России) в течении 3-х дней с момента поступления.
Кроме того, в последующем продовольственные службы военных округов, количество переданного продовольствия обязаны были отражать в графе "прочий расход" отчета ф. 4/ПРОД с приложением копий Актов приема-передачи товаров и представлять их в Управление (продовольственное) ДРО МО РФ (отчет ф. 4/ПРОД. в соответствии с "Табелем срочных донесений", который представляется ежеквартально, в т.ч., к 5 февраля, 5 мая, 5 августа, 5 ноября).
В этой связи, сведения о количестве переданного продовольствия, моющих и чистящих средств, с подтверждающими документами (оригиналом 5-х экземпляров Актов, копиями доверенностей и реестров), в соответствии с установленным порядком поступали Заказчику с отчетами ф. 4/ПРОД, не реже одного раза в квартал, т.е. 4 раза в год.
Таким образом, Минобороны России в оперативном порядке знало о количестве и стоимости переданного продовольствия.
Получением от воинских частей экземпляра акта ДРО МО РФ приняло на себя обязанность по контролю подлинности актов и обоснованному уменьшению стоимости Услуг на стоимость переданного продовольствия.
В связи с чем, сводный учет переданного продовольствия должен был осуществляться Минобороны России, как собственником передаваемого товара, который должен был своевременно вести учет и получение информации о количестве и стоимости переданного продовольствия, моющих и чистящих средств для уменьшения стоимости оказанных услуг.
Как уполномоченные лица по Договору и Государственному контракту Получатели услуг получили не только права, но и обязанности, а также были наделены правом подписания документов, предусмотренных Договором и Государственным контрактом, в том числе, актов приема передачи продовольствия и актов сдачи-приемки Услуг. Действия получателей услуг имеют те же последствия, что и действия Заказчика.
Акты подписаны уполномоченными представителями получателей услуг. Следовательно, подписание получателями услуг документов влечет правовые последствия, в том числе в виде начала течения срока исковой давности для исполнения обязательств и защиты прав. В связи с этим дата передачи продовольствия, указанная в акте приема-передачи продовольствия, подписанного получателем услуг, и есть дата, с которой начинается исчисление срока для реализации права на уменьшение стоимости услуг по договору, за защитой которого обратился Истец.
Поскольку иск подан в декабре 2018, судом правильно установлен факт пропуска ФКУ "ОСК ЗВО" срока исковой давности, о применении которого заявил Ответчик.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Истца законодательство связывает начало течения срока исковой давности не только с моментом, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но и с моментом, когда оно должно было, то есть имело юридическую возможность, узнать о нарушении права.
Ссылка Истца на телеграмму заместителя Министра обороны Российской Федерации от 04.12.2017 об организации работы по взысканию денежных средств за переданное в 2012-2014 годах продовольствие является не состоятельной, поскольку ни названный документ, ни непроведение в установленном порядке сверки взаиморасчетов по окончании срока действия договора, не изменяют момент, с которого Истец имел возможность узнать о нарушении права, который во всяком случае не может исчислять позднее срока окончания действия договора от 26.12.2011 N ОП-12-8 (во исполнение которого подписаны спорные акты) - 31.12.2012.
Согласно статьям 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Представленные истцом в материалы дела акты приема передачи датированы 2012 годом, с исковым заявлением в суд истец обратился только в декабре 2018 года. Следовательно трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения ко дню подачи настоящего искового заявления в суд истек.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно применены последствия пропуска срока исковой давности в виде отказа истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2019 года по делу N А40-319105/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-319105/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Ответчик: ООО "ГЛАВНАЯ ЛИНИЯ"
Третье лицо: АО "ВОЕНТОРГ"