Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2019 г. N Ф02-4902/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А19-1191/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года по делу N А19-1191/2019 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 28 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1023800525374, ИНН 3801055180) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) о признании в части незаконным решения от 23.11.2018 N 134 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
(суд первой инстанции - Пугачев А.А.),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 28 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заявитель, Учреждение, ФГБУЗ ЦГИЭ N 28 ФМБА РОССИИ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании незаконным решения филиала N 8 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.11.2018 г. N 134 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части выплат пособия Шук Р.Ф. за март 2015 г. в сумме 1 411,99 руб. и за апрель 2015 г. в сумме 1 330,73 руб., а также по выплате пособия Каргиной Н.М. за июнь 2015 г. в сумме 5 242,68 руб. за счет средств социального страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.11.2018 N 134, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 28 Федерального медикобиологического агентства" в части выплат пособия: Шук Р.Ф. за март 2015 в сумме 1411,99 руб., за апрель 2015 в сумме 1330,73 руб.; Каргиной Н.М. за июнь 2015 в сумме 5242,68 руб. за счет средств социального страхования, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года по делу N А19-1191/2019. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указал на то, что поскольку на момент выездной проверки страхователем не представлены оригиналы листков нетрудоспособности, то решение Фонда об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством правомерно.
В материалы дела поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.05.2019.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 17.10.2018 г. по 18.10.2018 г. в отношении ФГБУЗ ЦГИЭ N 28 ФМБА РОССИИ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.
По результатам проверки филиалом N 8 регионального отделения Фонда было вынесено решение от 23.11.2018 года N 134, согласно которому неприняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ФГБУЗ ЦГИЭ N 28 ФМБА РОССИИ с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 58 325,43 руб.:
март 2015 г. - 1 951,54 руб.;
апрель 2015 г.- 1 330,73 руб.;
июнь 2015 г. - 5 242,68 руб.;
июль 2016 г. - 49 800,48 руб.
В том числе, неприняты к зачету расходы, произведенные за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в оспариваемой части) в сумме 7985,40 руб., из них: Щук Р.Ф. за март 2015 г. - 1411,99 руб., за апрель 2015 г. -1330.73 руб.; Каргиной Н.М. за июнь 2015 г. - 5242,68 руб.
Полагая, что решение Фонда от 23.11.2018 в данной части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является Учреждение.
Статьей 8 указанного Закона установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, которыми, в том числе признаются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам регулируются Законом N 255-ФЗ.
Как указано в части 5 статьи 13 от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее Закон N 255- ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования 6 соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; документальное подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), указано, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как правильно установлено судои первой инстанции, основанием для непринятия к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности за март и апрель 2015 в отношении Щук Р.Ф, за июнь 2015 год в отношении Каргиной Н.М. вследствие их утраты.
Представитель заявителя пояснил, что указанные листки нетрудоспособности были утеряны при смене руководства в ФГБУЗ ЦГИЭ N 28 ФМБА РОССИИ.
Как следует из материалов дела, Учреждение обращалось в медицинские учреждения с просьбой подтвердить выдачу листков нетрудоспособности своим работникам.
В ответах медицинских учреждений (письма МАНО "Лечебно-диагностический центр" от 02.11.2018 N 3513, ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" от 06.11.2018N 1/2310) содержатся сведения о выданных листах нетрудоспособности, с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, о фамилиях, именах, отчествах работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, о периодах их нетрудоспособности.
Также лечебными учреждениями представлены копии корешков листков временной нетрудоспособности.
Данные ответы медицинских учреждений Учреждение предоставило Фонду в ходе проверки.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что содержащаяся в представленных документах информация позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц и несение страхователем соответствующих расходов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что факт наступления страховых случаев, а также выдача лечебными учреждениями работникам ФГБУЗ ЦГИЭ N 28 ФМБА РОССИИ спорных листков нетрудоспособности, выплаты пособия сотрудникам в полном объеме Фондом социального страхования ни при проведении проверки, ни при принятии оспариваемого решения, а также на момент рассмотрения настоящего дела не опровергнуты.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных. Из содержания перечисленных в оспариваемом решении норм законодательства не следует, что страхователь не вправе подтверждать правомерность произведенных расходов иными документами и что в отсутствие подлинников больничных листов Фонд обязан отказать в принятии к зачету расходов на выплату пособия.
Так, в пункте 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" определен перечень лиц, которым выдается листок нетрудоспособности, страхователи к таким лицам не отнесены.
Корешки больничных листов в медицинских учреждениях хранятся один год с момента их выдачи, тем самым получение дубликата больничного листа после истечения указанного срока не представляется возможным даже самому пациенту медицинского учреждения, которому был выдан больничный лист.
Суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда первой инстанции, что необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 4.2 Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Нарушений при выдаче листков нетрудоспособности и/или необоснованной их выдачи лечебными учреждениями не установлено и Фондом социального страхования об этом не заявлено, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Фондом социального страхования необоснованно не приняты к зачету 7985 рублей 40 копеек.
Таким образом, оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования, признав решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.11.2018 N 134, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения 9 здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 28 Федерального медико- иологического агентства" в части выплат пособия: Шук Р.Ф. за март 2015 в сумме 1411,99 руб., за апрель 2015 в сумме 1330,73 руб.; Каргиной Н.М. за июнь 2015 в сумме 5242,68 руб. за счет средств социального страхования незаконным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанций. Они были рассмотрены судом и получили надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года по делу N А19-1191/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1191/2019
Истец: ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N28 Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации