Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2019 г. N Ф07-11047/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2019 г. |
Дело N А56-591/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Скорописенко К.О. по доверенности от 27.05.2019
от ответчика: Громов Д.А. по доверенности от 04.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12496/2019) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2019 по делу N А56-591/2019 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "Квинс Интернэшнл"
о взыскании утилизационного сбора
установил:
Центральная акцизная таможня (адрес: 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8; далее - заявитель, Таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Квинс Интернэшнл" (ОГРН: 1117847356769, адрес: 190031 Санкт-Петербург, ул. Ефимова, д. 4а, лит. А, пом. 24Н, оф. 548-А; далее - ООО "Квинс Интернэшнл", Общество, ответчик) о взыскании утилизационного сбора в размере 483 000 рублей.
Решением от 18.03.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о том, что ввезенное Обществом оборудование - ручной уборщик Verti Top WB не относится к категории самоходных машин для содержания дорог, названных в пункте Х Перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, на него не выдан паспорт самоходной машины, следовательно, ввоз указанной техники на территорию Российской Федерации не облагается утилизационным сбором.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что спорный товар является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, следовательно, сфера применения машины, ввезенной Обществом, относится к категории, указанной в разделе Х Перечня.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в августе 2018 года Обществом на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (далее - СЗАТП(с), таможенный пост) подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10009193/270818/0006907, по которой предъявлен к таможенному декларированию товар: самоходная машина для коммунального хозяйства, марки Redexim, модель Verti-Top, серийный номер С2183582, с мощностью двигателя 6,5 л.с., 2018 года выпуска.
В графе 33 указанной ДТ декларантом был заявлен классификационный код 8479 10 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - также ТНВЭД ЕАЭС).
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Согласно положениям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление), в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение пункта 17 Постановления таможенный орган письмом от 04.09.2018 N 45-14-09/5780 информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной машины.
Согласно уведомлению о вручении, письмо от 04.09.2018 N 45-14-09/5780 (почтовое отправление N 19429224055059) получено ООО "Квинс Интернэшнл" 13.09.2018.
В связи с неуплатой Обществом утилизационного сбора за ввезенную в Российскую Федерацию самоходную технику в добровольном порядке, Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что ввезенный товар не относится к категории самоходных машин для содержания дорог, в отношении которых установлена обязанность по уплате утилизационного сбора, в удовлетворении заявленных требований таможенному органу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 данной статьи виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона).
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закон, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
В соответствии с абзацем 2 примечания 4 Перечня Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении машин, классифицируемых в соответствии с кодом 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом X Перечня в зависимости от мощности силовой установки и даты выпуска.
Для новых самоходных машин с мощностью силовой установки менее 100 л.с. указанный коэффициент равен "2,8", для самоходных машины, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - "10,9"
В соответствии с абзацем 1 примечания 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500, 00 рублей.
Согласно сведениям, заявленным Обществом в ДТ N 10009193/270818/0006907 ввезенная самоходная машина изготовлена в 2018 и имеет силовую установку мощностью 6,5 л.с.
Указанные Обществом сведения послужили основанием для начисления утилизационного сбора, размер которого в соответствии с представленным расчетом составил 483 000, 00 руб. (1 х 172 500 х "2,8" = 483 000), где "1" - количество ввезенных самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, "172 500 руб." - базовая ставка для расчета утилизационного сбора, "2,8" - коэффициент.
Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
В названный Перечень согласно разделу X включены "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
Таким образом, разделом Х Перечня утилизационный сбор установлен только для машин, имеющих одновременно следующие характеристики:
(1) Машины предназначены для содержания дорог; и
(2) Машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств; и
(3) Машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
В свою очередь товар, ввезенный Обществом, под названную категорию не подпадает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Квинс Интернэшнл" и компанией REDEX1M BV (Королевство Нидерланды) заключен договор купли-продажи N 5 от 11 ноября 2013 года, согласно условиям которого компания REDEXIM BV продает, а ООО "Квинс Интернэшнл" покупает поставляемую компанией REDEXIM BV продукцию на условиях Инкотермс-2000 EXW/FCA г. Зайст, Нидерланды или EXW/FCA г. Дроуэн, Нидерланды в количестве, ассортименте (по наименованиям) и по ценам, указанным в инвойсах и/или упаковочных листах, оформляемых отдельно на каждую поставку (л.д.47-50).
В рамках договора купли-продажи N 5 от 11 ноября 2013 года и согласно инвойсу N 1802688 от 15.08.2018 произведена поставка на условиях базиса EXW г. Зайст. Нидерланды ручной машины для чистки искусственного газона марки REDEXIM, модели Verti Top Walk Behind, серийный номер С2183582, в количестве 1 штуки, за цену 4107.13 евро (далее - ручной уборщик Verti Top WB).
Ручной уборщик Verti Top WB ввезен в Российскую Федерацию для дальнейшей перепродажи на внутреннем рынке.
К таможенному оформлению ручного уборщика Verti Top WB ответчик привлек таможенного представителя ООО "РусИН" по договору от 27.07.2018 N 0887/00-18-27.
27 августа 2018 года таможенный представитель подал на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни декларацию на товары N 10009193/270818/0006907 в отношении ручного уборщика Verti Top WB.
В ДТ N 10009193/270818/0006907 ручному уборщику Verti Top WB присвоен классификационный код 8479 10 000 0 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - также ТН ВЭД ЕАЭС).
28 августа 2018 года ручной уборщик Verti Top WB выпущен таможенным органом для внутреннего потребления согласно ДТ N 10009193/270818/0006907.
В дальнейшем, таможенный орган направил в адрес ответчика письмо от 04.09.2018 N 45-14-09/5780, которым просил представить в течение 20 дней с момента получения письма документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора.
В ответ Общество письмом от 06.09.2018 N 124 сообщило, что ввоз ручного уборщика Verti Top WB не является основанием для уплаты утилизационного сбора, поскольку данный товар не относится к категории самоходных машин для содержания дорог.
Как правильно указал суд первой инстанции, код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень, особенно, в случае отнесения товара к нескольким позициям.
В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС "8479 10 000 0", указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Доказательств того, что спорная самоходная машина для чистки искусственного газона может использоваться для содержания дорог в материалы дела не представлено.
Согласно представленному в материалы дела письму продавца REDEXIM BV (Нидерланды) от 30.08.2018 машина Verti Top WB является оборудованием, которое используется только на искусственном покрытии и произведено для использования только на стадионах и тренировочных площадках (л.д.60).
Согласно Постановлению правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" наличие паспортов самоходных машин является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1). Указанные паспорта выдаются, в том числе таможенными органами Российской Федерации при ввозе техники на территорию Российской Федерации (пункта 2).
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание так же то обстоятельство, что паспорт самоходной машины на ввезенную Обществом технику не выдавался.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд находит правильным вывод суда о том, что в отношении ввезенной ООО "Квинс Интернэшнл" техники утилизационный сбор не установлен и уплате не подлежит.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы таможенного органа отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2019 года по делу N А56-591/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-591/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "КВИНС ИНТЕРНЭШНЛ"