город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2019 г. |
дело N А32-52543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Т.Г. Гуденица, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" в лице внешнего управляющего Лозановой Е.Ю. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2019 по делу N А32-52543/2018 (судья Купреев Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зодчий" (далее - ООО "Зодчий") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 25.09.2018 N ГКН-232-СЦ об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Решением от 04.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Зодчий" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что данные о том, что между ООО "Зодчий" и участниками строительства: Яковлевым О.В., Хахиашвили РМ и Жовченко Д. Н., вообще когда либо заключались вышеупомянутые договоры у ООО "Зодчий" отсутствуют; у внешнего управляющего отсутствуют первичные документы о взаимоотношениях ООО "Зодчий" с контрагентами и внешний управляющий не располагает сведениями о полученных от участников долевого строительства и израсходованных ООО "Зодчий" денежных средствах; разрешение на строительство на момент вынесения предписания у ООО "Зодчий" отсутствовало.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
От Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.09.2018 N 164-вдп/2018 Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Зодчий" на предмет исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве по объектам строительства: 20-этажный 105-квартирный жилой дом по адресу: г. Сочи, Хостинский район, квартал жилой застройки микрорайона "Средняя Мацеста" ул. Аллея Челтенхэма и многоквартирные жилые дома со встроено-пристроенными помещениями 1А, 1Б, 1В по адресу: г. Сочи, Центральный район, переулок Теневой, выполнения ранее выданного предписания.
В ходе проведения проверки департаментом установлено, что обществом не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 19.03.2018 N ГКН-45-ДМ, согласно которому обществу указывалось на необходимость:
* устранить нарушения статьи 3 и части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), допущенные при привлечении денежных средств в общей сумме 45 168 091 рублей по 5 договорам, а именно привести указанные правоотношения в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве;
* устранить нарушения статьи 18 Закона N 214-ФЗ, восстановить денежные средства, уплаченные участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве в сумме 14 346 109,39 рубля, израсходованные на цели, не связанные со строительством объектов.
По результатам проверки департаментом вынесено в отношении ООО "Зодчий" предписание от 25.09.2018 N ГКН-232-СЦ.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений.
При этом, предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 21.10.2015 N 3255-КЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края", постановлениями главы администрации от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", от 21.12.2015 N 1245 "О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края" с 01.01.2016 признано утратившим силу Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.07.2014 N 769, управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края присоединено к управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, которое, в свою очередь, переименовано в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
С 01.01.2016 департамент является правопреемником управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, то есть органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 214-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 18 Закона N 214-ФЗ установлено, что денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в следующих целях:
- строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией или возмещение затрат на их строительство (создание);
- возмещение затрат на приобретение, в том числе оформление, права собственности или права аренды, права субаренды на земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
* возмещение затрат на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение такой экспертизы является обязательным;
* строительство систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (присоединения) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией;
* возмещение затрат в связи с внесением платы за подключение (присоединение) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения;
* возмещение затрат в связи с заключением в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договора о развитии застроенной территории и исполнением обязательств по этому договору (за исключением затрат на строительство и (или) реконструкцию объектов социальной инфраструктуры), если строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику на основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории;
* возмещение затрат на подготовку документации по планировке территории и выполнение работ по обустройству застроенной территории посредством строительства объектов инженерно-технической инфраструктуры, если строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельном участке, предоставленном застройщику для комплексного освоения в целях жилищного строительства, или земельных участках, образованных в границах земельного участка, предоставленного застройщику для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Зодчий" является застройщиком 20-этажного 105-квартирного жилого дома по адресу: г. Сочи, Хостинский район, квартала жилой застройки микрорайона "Средняя Мацеста" ул. Аллея Челтенхэма и многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями 1А, 1Б, 1В по адресу: г. Сочи, Центральный район, переулок Теневой.
Департаментом проведена проверка ООО "Зодчий" по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по спорному объекту строительства, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором подряда на выполнение работ по производству продукции от 04.05.2007 N 64, заключенному ООО "Зодчий" с ОАО "Конструкция", заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязанности по изготовлению металлоконструкций, а именно поставить ООО "Зодчий" съемную металлическую опалубку. Проектной документацией приобретение указанных основных средств не предусмотрено. Общая сумма денежных средств участников долевого строительства, направленная на оплату поставленной опалубки, составляет 11 142 109,39 рубля, в том числе денежных средств участников долевого строительства ЖК "Эдельвейс" - 9 264 189,39 рубля, участников долевого строительства жилого дома по ул. Аллея Челтенхема - 1 877 920 рублей.
Согласно договору поставки N 138, заключенному ООО "Зодчий" с ООО "Фирма "Русь-Нова" на поставку товара в ассортименте, ООО "Фирма "Русь-Нова" поставила заявителю съемную металлическую опалубку на общую сумму 10 679 775,50 рубля. Проектной документацией приобретение указанных основных средств не предусмотрено. За счет денежных средств участников долевого строительства оплачено поставщику 3 204 000 рублей, в том числе денежных средств участников долевого строительства ЖК "Эдельвейс" - 1 000 000 рублей, участников долевого строительства жилого дома по ул. Аллея Челтенхема - 2 204 000 рублей. Оплата остальной суммы произведена за счет заемных средств.
Таким образом, денежные средства участников долевого строительства в общей сумме 14 346 109,39 рубля, в том числе денежные средства участников долевого строительства жилых домов по переулку Теневому в размере 10 264 189,39 рубля, участников долевого строительства жилого дома по ул. Аллея Челтенхема в размере 4 081 920 рублей, направлены на цели, не связанные со строительством объектов (на приобретение основных средств).
Документы, подтверждающие восстановление денежных средств, уплаченных участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, в сумме 14 346 109,39 рубля, израсходованных на цели, не связанные со строительством объектов, ООО "Зодчий" департаменту не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации договора.
Департаментом установлено, что договоры участия в долевом строительстве с гражданами Яковлевым О.В., Жовченко Д.Н., Хахиашвили Р.М. обществом не зарегистрированы.
Судом установлено, что общество в нарушение требований Закона N 214-ФЗ не зарегистрировало 5 договоров с участниками долевого строительства и допустило расходование денежных средств участников долевого строительства на цели, не связанные со строительством объектов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о законности предписания департамента.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что данные о том, что между ООО "Зодчий" и участниками строительства: Яковлевым О.В., Хахиашвили РМ и Жовченко Д. Н., вообще когда либо заключались вышеупомянутые договоры у ООО "Зодчий" отсутствуют; у внешнего управляющего отсутствуют первичные документы о взаимоотношениях ООО "Зодчий" с контрагентами и внешний управляющий не располагает сведениями о полученных от участников долевого строительства и израсходованных ООО "Зодчий" денежных средствах.
Судом установлено, что ранее контролирующим органом заявителю выдавалось предписание от 19.03.2018 N ГКН-45ДМ, содержащее аналогичные требования, которое было оспорено обществом в Арбитражном суде Краснодарского края (дело N А32-35487/2018).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2018 по указанному выше делу, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019, удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Из судебных актов по делу N А32-35487/2018 следует, что вступившим в законную силу заочным решением Центрального районного суда города Сочи от 23.10.2015 по делу N 2-5777/2015 признано незаконным бездействие ООО "Зодчий", выразившееся в непринятии мер по восстановлению денежных средств участников долевого строительства в сумме 36 419 359,39 рубля, использованных на цели, не связанные со строительством следующих объектов:
- многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями расположенные по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Теневой;
- 20-ти этажный 105 квартирный жилой дом расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, квартал жилой застройки микрорайона "Средняя Мацеста" ул. Аллея Челтенхэма.
Кроме того, суд обязал ООО "Зодчий" восстановить денежные средства участников долевого строительства в сумме 36 419 359,39 рубля, использованные не по целевому назначению и направить их на строительство следующих объектов:
- многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями расположенные по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Теневой;
- 20-ти этажный 105 квартирный жилой дом расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, квартал жилой застройки микрорайона "Средняя Мацеста" ул. Аллея Челтенхэма.
Кроме того, решением Первомайского районного суда от 06.06.2018 по делу N 12-289/2018 внешний управляющий общества признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд установил, что арбитражным управляющим не исполнено ранее выданное предписание от 12.09.2017 N ГКН-93-ДМ.
Приведенные обстоятельства незаконности действий управляющего применительно к исполнению требований Департамента по надзору в строительной сфере, как и обстоятельства законности требований департамента, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ.
Судом также отклоняются доводы апелляционной жалобы о неисполнимости предписания, поскольку предписание содержит четкие формулировки в части выявленных нарушений, департамент не должен был определять для общества конкретные способы устранения нарушения.
Доказательств неисполнимости предписания обществом не представлено.
Таким образом, судом не установлено предусмотренных ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для признания предписания незаконным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 04.04.2019.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 1500 рубле, отсрочка уплаты которой была предоставлена при принятии жалобы к производству, подлежит взысканию с ООО "Зодчий" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2019 по делу N А32-52543/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" (ИНН 2320134575, ОГРН 1052311743440) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52543/2018
Истец: ООО "Зодчий"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО Внешний управляющий "Зодчий" Лозанова Е.Ю.