Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф09-5489/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А34-2099/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.04.2019 по делу N А34-2099/2019 (судья Крепышева Т.Г.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее- заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Джемир - Курган" (далее- общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 9 500 рублей за отчётный период ноябрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Джемир - Курган" Шистеров Игорь Николаевич.
Решением суда первой инстанции от 09.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление (далее также- податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требований удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года представлены 16.12.2017. Таким образом, руководствуясь частью 19 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, срок исковой давности по заявлению о взыскании финансовых санкций, по мнению Управления, составляет три года, то есть до 16.12.2020. Кроме того, согласно требованию от 31.10.2018, страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 20.11.2018. С рассматриваемым заявлением Управление обратилось в суд 04.03.2019, то есть в пределах шестимесячного срока на подачу заявления.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором страхователь не согласился с доводами апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованным лицом 19.12.2017 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период ноябрь 2017 года (л.д. 24-27)
Управлением 04.09.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период ноябрь 2017 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период ноябрь 2017 года, направленные 25.12.2017, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 04.09.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180004249 (л.д. 12).
По результатам рассмотрения акта Управлением 10.10.2018 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19180004890 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 9500 руб. (л.д. 13).
31.10.2018 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01180016958 об уплате в срок до 31.10.2018 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 14-16).
Неисполнение обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию (закон действовал в период спорных правоотношений).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, сведения в отношении одного застрахованного лица за отчетный период - ноябрь 2017 года были представлены страхователем 19.12.2017, то есть с нарушением установленного законом срока.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, сведения о застрахованном лице за отчетный период ноябрь 2017 года должны были быть представлены в срок не позднее 15.12.2017. Таким образом, правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, начиная с 16.12.2017.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен.
Однако, отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на основании положений указанного закона, правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций Управление должно было руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Правонарушение совершено обществом 16.12.2017, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, истек, соответственно обращение в суд Пенсионного фонда 04.03.2019 произведено за пределами установленного законом срока. При этом, судом обоснованно отклонены доводы Управления о том, что акт о выявлении правонарушения был составлен 04.09.2018 со ссылкой на то, что заявителем нарушены сроки производства по делу о совершенном обществом правонарушении, а также вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что частью 19 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрено, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного Фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), не свидетельствуют о том, что Управление вправе обращаться с заявлением о взыскании штрафных санкций в пределах трехлетнего срока со дня совершения правонарушения. Данный срок неприменим к требованиям о взыскании начисленных штрафных санкций, а определяет срок давности привлечения страхователя к ответственности решением органа Пенсионного Фонда. Шестимесячный срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, истек на момент обращения заявителя в суд. При этом, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании штрафных санкций заявление Управление не содержало, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 09.04.2019 по делу N А34-2099/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2099/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области межрайонное
Ответчик: ООО "Джемир-Курган"
Третье лицо: ООО к/у ТД "Джемир-Курган" Шистеров И.Н.