28 июня 2019 г. |
А79-8209/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кириловой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
от 11.03.2019 по делу N А79-8209/2018,
принятое судьей Даниловым А.Р.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (ИНН 2122000210, ОГРН 1022101628592) к индивидуальному предпринимателю Фролову Александру Григорьевичу (ИНН 212200095326, ОГРНИП 313213123300037) о взыскании 107 155 руб. 12 коп.,
при участии представителя
от ответчика: Фроловой И.В., доверенность от 20.03.2019,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (далее - МУП "АПОКиТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к индивидуальному предпринимателю Фролову Александру Григорьевичу (далее - ИП Фролов А.Г., ответчик) о взыскании 102 068 руб. долга и 5087 руб. 12 коп. пеней за период с 13.03.2018 по 20.07.2018 и далее по день фактической оплаты суммы долга.
Определением от 28.01.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ" и общество с ограниченной ответственностью "УК "Горжилком" (далее - третьи лица).
Решением от 11.03.2019 суд отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "АПОКиТС" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что доводы ответчика, который производил расчеты только по показаниям ИПУ, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, не учитывают изменения внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в МКД, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 (далее - Правила N 1708), которые прямо предписывают при определении размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении в МКД, который оборудован ОДПУ тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ, учитывать показания ОДПУ. Кроме того, необоснованно отклонены доводы МУП "АПОКиТС" о том, что установленные ответчиком ИПУ тепловой энергии "Индивид" в спорном помещении не отражают необходимых параметров для коммерческого учета тепловой энергии, а значит при расчете платы за коммунальную услугу - отопление, учитываться не могут. Заявитель жалобы полагает, что принципы измерения и методика расчета тепловой энергии измерителя тепловой энергии "Индивид" не соответствуют "Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя". Кроме того, теплосчетчик должен состоять из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя и их комбинации. Вместе с тем приложенный ответчиком расчет противоречит нормам по определению затраченных Гкал на отопление спорного нежилого помещения (магазина).
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 27.03.2019 N 698.
ИП Фролов А.Г. в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 270, 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела МУП "АПОКиТС" (теплоснабжающая организация) и ИП Фролов А.Г. (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 01.10.2015 N 135/138 (далее - договор), в силу пункта 1.1 которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для отопления, а потребитель обязался оплатить принятую тепловую энергию и обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В отопительный период подлежат отоплению: нежилое помещение в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ленина, д. 45, площадью 94,2 кв.м, нежилое помещение в многоквартирном жилом доме по адресу: Стрелка, д. 4, площадью 466,4 кв.м, здание по адресу: ул. Димитрова, 6а, магазин "Хозяин" с наружным объемом 793 куб.м, магазин "У Ирины" с наружным объемом 927 куб.м (пункт 1.3 договора).
Объем коммунального ресурса, поставляемого в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Алатырь, мкр. Стрелка, д. 4, подлежит определению при наличии тепловых счетчиков, установленных на тепловом вводе потребителя, в соответствии с их показателями, за вычетом объема поставки коммунального ресурса собственников жилых помещений; при выходе из строя и ремонте контрольно-измерительных приборов учет отпускаемой тепловой энергии осуществляется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункт 4.3 договора).
Расчетный период при оплате исчисляется с 01 числа предыдущего месяца по 31 число включительно, текущего (пункт 5.2 договора).
Основанием для оплаты стоимости отпущенной тепловой энергии являются счета-фактуры, предъявляемые потребителю ежемесячно и подлежащие оплате в течение 10 банковских дней с даты их выставления, путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации или путем внесения денежных средств в кассу предприятия (пункт 5.3 договора).
Во исполнение договорных обязательств истец в декабре 2017 года - мае 2018 года поставил ответчику тепловую энергию, на оплату которой предъявил счета-фактуры от 31.12.2017 N 00ЦБ-0001335, от 31.01.2018 N 00ЦБ-0000151, от 28.02.2018 N 00ЦБ-0000318, от 31.03.2018 N 00ЦБ-0000486, от 30.04.2018 N 00ЦБ-0000649, от 31.05.2018 N 00ЦБ-0000795 на общую сумму 210 687 руб. 13 коп.
В направленной в адрес ответчика претензии истец предложил оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензии без исполнения послужило основанием для обращения МУП "АПОКиТС" с соответствующим иском в арбитражный суд.
На основании статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ, оплата производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суд установил, что между сторонами возникли разногласия по порядку определения количества тепловой энергии, поданной в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Алатырь, мкр. Стрелка, д. 4.
Из материалов дела следует, что 13.03.2014 ИП Фролов А.Г. обратился к МУП "АПОКиТС" с письмом, в котором в связи с тяжелым финансовым положением и во избежание увеличения задолженности просил с 15.03.2014 прекратить подачу тепловой энергии в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Алатырь, мкр. Стрелка, д. 4.
В письме от 17.03.2014 N 251 МУП "АПОКиТС" сообщило о невозможности прекращения теплоснабжения помещения по причине взаимосвязанности тепловой системы помещения с тепловой системой многоквартирного дома.
ИП Фролов А.Г. 09.12.2014 и 28.05.2015 обратился к МУП "АПОКиТС" с заявлением о выдаче технических условий для решения вопроса по установке узла коммерческого учета тепловой энергии, в том числе в помещениях магазина "Жемчужина", расположенного по адресу: мкр. Стрелка, д. 4.
В акте от 05.06.2015 стороны зафиксировали, что помещения общей площадью 46,4 кв.м не имеют системы распределителей тепла (не отапливаются), в помещениях общей площадью 28,6 кв.м проходят стояки отопления, системы распределителей тепла отсутствуют.
МУП "АПОКиТС" 17.06.2015 выдало предпринимателю технические условия на установку теплового счетчика N 245.
В соответствии с рабочей документацией 2016-1140-ОВ, согласованной с главным инженером МУП "АПОКиТС", ИП Фролов А.Г. заключил с ООО "Консоль" договор от 17.11.2017 N 1290-16/ПУ на установку комплекта измерителей тепловой энергии "Индивид".
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 18.11.2017 ООО "Консоль" установило в спорном нежилом помещении 9 комплектов измерителей учета тепловой энергии "Индивид", производитель ЗАО "ИВК-Саяны", заводской номер 023956, 023627, 023596, 023566, 023619, 023619, 023553, 023628, 024706, 023635. Установка комплектов "Индивид" на отопительных конвекторах выполнена в соответствии с Руководством по эксплуатации С 580.000 РЭ измерителей тепловой энергии "Индивид". Начальные показания равны нулю. Работоспособность установленных комплектов проверена в течение 72 часов, приборы учета работоспособны.
На основании актов допуска, составленных представителем МУП "АПОКиТС", приборы учета тепловой энергии допущены в эксплуатацию с 01.12.2017 по 01.12.2018.
В актах от 01.12.2017, составленных при участии представителей ресурсоснабжающей организации и потребителя отражено, что на радиаторах N 2, 3, 4, 7, 9 установлены свинцовые пломбы на закрытых вентилях с оттиском теплоснабжающей организации.
В пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
На основании пункта 17 N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Приборы учета у потребителя установлены на основании технических условий, выданных ресурсоснабжающей организацией, и введены последней в эксплуатацию.
Доводы заявителя жалобы о том, что установленные приборы не отражают необходимых параметров для учета тепловой энергии, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются.
В пункте 1.1 паспорта на изделие указано, что измерители предназначены для вычисления количества тепловой энергии, отданной отопительным прибором (радиатором, батарея), на котором установлен измеритель, в нагреваемое помещении (квартиру), путем измерения разности температур отопительного прибора и воздуха в помещении.
Измерители тепловой энергии "Индивид" признаны средством измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Кроме того, при согласовании проекта на установку приборов "Индивид" возражений против установки данных приборов учета МУП "АПОКиТС" не заявляло, после установки приняло их в эксплуатацию, признав соответствующими требованиям Правил N 1034.
В случае, когда в силу объективных причин учет тепловой энергии не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуальных приборов учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускает использование при определении объема потребленных коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей.
Заявитель жалобы также считает, что учет тепловой энергии в нежилом помещении на основании индивидуальных приборов учета не предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных данным документом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей в спорный период) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий); в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый).
Правила N 354 прямо предписывают учитывать показания индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепла
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 N 30-П указал, что одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, то есть не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил учета предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что оплата тепловой энергии по показаниям индивидуальных приборов учета является правомерной и произведена ответчиком в полном объеме, а расчет потерь тепловой энергии на участке сети от границы балансовой принадлежности до установки прибора учета подлежащих оплате истец не представил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Учитывая, что судом первой инстанции принято верное и обоснованное решение, правильно применены нормы материального права, дана оценка фактическим обстоятельствам дела, апелляционная жалоба возражений по существу принятого судом решения не содержит.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта суд апелляционной инстанции не установил каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласился с оценкой представленных в дело доказательств.
Обжалуемый судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
МУП "АПОКиТС" при подаче апелляционной жалобы заявило ходатайство о представлении отсрочки уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Определением от 10.04.2018 суд принял апелляционную жалобу МУП "АПОКиТС" и возбудил производство по ней, поэтому с МУП "АПОКиТС" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.03.2019 по делу N А79-8209/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (ул. Чайковского, д. 102, город Алатырь, Чувашская Республика - Чувашия, 429826, ИНН 2122000210, ОГРН 1022101628592) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Кирилова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8209/2018
Истец: МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей"
Ответчик: ИП не отправлять Фролов Александр Григорьевич, ИП Фролов Александр Григорьевич
Третье лицо: ООО "УК "Горжилком", ООО "Управление ЖКХ", Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5245/19
03.09.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5245/19
28.06.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3375/19
11.03.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-8209/18