город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2024 г. |
дело N А32-62968/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: в режиме веб-конференции Гловко Е.Н. по доверенности от 10.01.2024 N ГС-1-С/24;
от государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок": в режиме веб-конференции Бакланов С.А. по доверенности от09.01.2023 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-62968/2022
по заявлению государственного казённого учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Королёва С.И.; общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛЬРУС-ДОН"; Министерство здравоохранения Краснодарского края; общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"; индивидуальный предприниматель Васина Ю.Г.
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное казённое учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 07.11.2022 по делу N 023/06/99-5249/2022.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Королёва С.И.; общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛЬРУС-ДОН"; Министерство здравоохранения Краснодарского края; общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"; индивидуального предпринимателя Васина Ю.Г..
Учреждением подано ходатайство об отказе от требования о признании недействительным предписания от 07.11.2022 N 320.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023:
- суд принял отказ Учреждения от требования о признании недействительным предписания от 07.11.2022 N 320 и прекратил производство по делу в указанной части;
- признано недействительным решение Управления от 07.11.2022 по делу N 023/06/99-5249/2022, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ);
- на Управление возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Учреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Учреждения отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что заказчик необоснованно ограничил возможность участия в закупке участников с эквивалентным оборудованием.
Победителем закупки предложен подъёмник мобильный Senta, характеристики которого не соответствуют требованиям извещения, однако заявка признана комиссией соответствующей - комиссией нарушены положения пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайства Учреждения и Управления об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
В назначенное время представитель Учреждения и Управления подключение к онлайн-трансляции не обеспечили.
ООО "ДЕЛЬРУС-ДОН" и Учреждения представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
ООО "ДЕЛЬРУС-ДОН" подало ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
15.01.2024 апелляционный суд объявил перерыв до 16.01.2024. После перерыва Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Учреждения просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
26.09.2023 Учреждением на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru и в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение на проведение электронного аукциона "Поставка системы передвижной для подъёма и перемещения пациента с жёстким сидением" (извещение N 0318200054123000003).
На участие в аукционе подано три заявки: индивидуального предпринимателя Васина Ю.Г. (заявка N 112853313), индивидуального предпринимателя Королёва С.И. (заявка N 112842185) и ООО "ДЕЛЬРУС-ДОН" (заявка N 112713403).
Победителем закупки признано ООО "ДЕЛЬРУС-ДОН", которым предложены к поставке подъёмники мобильные "Senta" для перемещения маломобильных пациентов с принадлежностями, производства компании Beka Hospitec GmbH (Германия).
индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. и индивидуального предпринимателя Королёвой С.И. были предложены к поставке - подъёмники для опускания пациента в ванну (бассейн) по ТУ 9451-007-76228444-2010, производства ООО "Физиотехника" (Россия).
Решением комиссии заявки индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. и индивидуального предпринимателя Королёвой С.И. были отклонены. Основанием для отклонения заявок явились следующие обстоятельства: в составе заявок названных участников закупки содержались предложения, согласно которым к поставке предлагалось медицинское изделие с размерами сидения-ложа (Д?Ш) 1860?500 миллиметров и представлена копия регистрационного удостоверения от 11.04.2016 N ФСР 2011/10384, при проверке действительности которого, аукционная комиссия установила, что на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services) размещена информация с уникальным номером реестровой записи 14998, в состав которой включен электронный образ названного удостоверения и руководства по эксплуатации подъёмника для опускания пациента в ванну (бассейн) по ТУ 9451-007-76228444-2010, согласно пункту 3.10 которого, данное медицинское изделие имеет максимальную длину ложа при горизонтальном положении всех трёх частей 1600*10 мм и ширину ложа 535*5 мм.
31.10.2022 в Управление поступила жалоба индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. о нарушении комиссией Учреждения Федерального закона N 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы, 07.11.2023 Комиссией Управления по делу N 023/06/99-5249/2022 вынесено решение N 997/2022, согласно которому, жалоба индивидуального предпринимателя Васиной Ю.Г. признана обоснованной, а в действиях отраслевой комиссии установлено нарушение требований пункта 8 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
07.11.2022 Управлением Учреждению выдано Учреждению предписание N 320 по делу N 023/06/99-5249/2022, в соответствии с которым Учреждению надлежало в срок до 25.11.2022:
- устранить нарушения пункта 8 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
- оператору ЭП не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе и Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
- оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания;
- комиссии рассмотреть заявки, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учётом решения N 997/2022 от 07.11.2022 по делу N 023/06/99-5249/2022;
- Учреждению, заказчику - Министерству здравоохранения Краснодарского края, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учётом решения N 997/2022 от 07.11.2022 по делу N 023/06/99-5249/2022.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчику Управлением вменяется нарушение части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона; б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых Предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учётом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1.2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.112011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учётом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Росздравнадзор в письме от 21.10.2022 N 04-67990/22 разъясняет, что сведения о зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделиях размещены на официальном сайте https://roszdravnadzor.gov.ru в подразделе "Электронные сервисы" - "Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий" (далее - Реестр).
Реестр содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам, иными словами, именно он является официальным источником информации об области применения, технических характеристиках и свойствах медицинского оборудования (изделия).
Поскольку предложения данных участников закупки содержали размеры сидения-ложа отличные от размеров, указанных в руководстве по эксплуатации медицинского изделия, зарегистрированного с учётом статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, индивидуальный предприниматель Васиной Ю.Г. и индивидуальный предприниматель Королёвой С.И. в составе заявок представлена недостоверная информация, в связи с чем, комиссия приняла решение об их отклонении.
Учитывая, что обращение медицинских изделий на территории Российской Федерации возможно в случае их надлежащей регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 323-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку антимонопольного органа на письмо ООО "Физиотехника", в котором указано, что подъёмник для опускания пациента в ванну (бассейн) по ТУ 9451-007-76228444-2010 имеет габаритные размеры 1860х500, поскольку указанная информация идёт вразрез с информацией, размещённой в составе инструкции на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services) во исполнение действующего законодательства Российской Федерации.
В составе заявки ООО "ДЕЛЬРУС-ДОН" содержится предложение, согласно которому, к поставке планируется медицинское изделие с размерами сидения-ложа (Д?Ш) 1841?430 миллиметров и представлена копия регистрационного удостоверения от 10.02.2017 N ФСЗ 2009/05748, при проверке действительности которого комиссия заявителя установила, что на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services) размещена информация с уникальным номером реестровой записи 20202, в состав которой включен электронный образ названного регистрационного удостоверения и инструкции по применению подъёмника мобильного "Senta" для перемещения маломобильных пациентов с принадлежностями.
В инструкции на медицинское изделие отсутствуют сведения о размерах сиденья-ложа, при этом, комиссия заявителя установила следующее: подъёмник мобильный BEKA Hospitec Senta для перемещения маломобильных пациентов представляет собой гибкую систему подъёма, оснащено сиденьем пациента, которое может трансформироваться в ложе или лежак.
В приложении к регистрационному удостоверению от 10.02.2022 N ФСЗ 2009/05748 перечислены принадлежности к мобильному подъёмнику "Senta", в состав которых входят боковые крылья (ложе) для подвесного сиденья, которые позволяют сиденью пациента трансформироваться в ложе или лежак.
Согласно материалам дела, инструкция по применению подъёмника мобильного "Senta", размещённой на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services), содержит указания на следующие габаритные данные изделия: Длина - 896 мм.; Ширина - 688 (-1083) мм.; Высота - 960 - 1360 мм.
В целях определения достоверных сведений о параметрах медицинского изделия, судом первой инстанции у ООО "Бека Рус" была запрошена информация о габаритных размерах сиденья-ложа мобильного подъёмника "Senta" при горизонтальном положении всех трёх частей в мм, а также ширина ложа в мм.
ООО "Бека Рус" сообщило, что габариты сиденья-ложа мобильного подъёмника "Senta" составляют 1841х430 мм., что соответствует требованиям описания объекта закупки, и не противоречит информации из инструкции, размещённой на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services) на данное медицинское изделие, с учётом особенностей его конструкции (т.3 л.д.30, 32)
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что положения Инструкции по заполнению заявки не противоречат Федеральному закону N 44-ФЗ, поскольку содержат детальное описание предъявляемых требований заказчика.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда об удовлетворении требований Учреждения о признании незаконным решения Управления от 07.11.2022 по делу N 023/06/99-5249/2022, как нарушающее права участника закупки и заказчика.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2023 по делу N А32-62968/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-62968/2022
Истец: ГКУ КК "Государственная дирекция закупок", государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок", Карелина Е Г
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК
Третье лицо: Васина Ю Г, ИП Королёва С.И, Королева С И, Министерство здравоохранения Краснодарского края, ООО "РТС-тендер", ООО "РТС-Тендер", ООО ДЕЛЬРУС-Дон