Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2019 г. N Ф09-2745/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А47-6820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,
судей Забутыриной Л.В., Тихоновского Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигаматулиной Л.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, апелляционную жалобу уполномоченного органа Российской Федерации - Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2019 об отказе в удовлетворении жалобы на бездействия конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Чикризова Александра Николаевича, вынесенное в рамках дела N А47-6820/2016 (судья Дмитриенко Т.А.),
В судебном заседании принял участие: представитель уполномоченного органа Белоцерковец С.В. по доверенности от 05.02.2019 г., представитель конкурсного управляющего Чикризова А.Н. Рагулин К.Ю. по доверенности от 01.07.2019 г.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 (резолютивная часть от 02.02.2017) в отношении Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970) (далее по тексту - должник, ФГУСХП "Ильинское") введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Подкопаев Олег Игоревич, являющийся членомСоюза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс" (г. Нижний Новгород) (номер в реестре арбитражных управляющих 59, ИНН 563800121308, адрес для корреспонденции: 460000, г. Оренбург, ул. Гая, д. 23А).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области 06.06.2018 (резолютивная часть от 30.05.2018) должник признан банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Этим же судебным актом исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Подкопаева О.И. до даты утверждения конкурсного управляющего.
Определением суда от 29.06.2018 (резолютивная часть от 27.06.2018) конкурсным управляющим должника утвержден Чикризов Александр Николаевич (ИНН 561001028108; регистрационный номер в сводном реестре арбитражных управляющих - 5515; адрес для корреспонденции: 460001, г. Оренбург, а/я 3167).
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее по тексту - уполномоченный орган, заявитель жалобы), 16.11.2018 обратилось в арбитражный суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего должника Чикризова А.Н., выразившееся в нарушении сроков проведения инвентаризации имущества должника.
Определением от 08.05.2019 г. (резолютивная часть от 04.04.2019) в удовлетворении жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (г. Оренбург) на бездействие конкурсного управляющего должника - Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970), Чикризова Александра Николаевича (г. Оренбург), выразившееся в не проведении инвентаризации имущества должника с 31.08.2018 по 13.11.2018 при отсутствии доказательств продления судом срока проведения инвентаризации, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование довод, изложенных в апелляционной жалобе, ее податель указывает следующее.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции основывался на том, что конкурсным управляющим неоднократно подавались запросы в регистрирующие органы с целью установления всего объема имущества должника. Суд решил, что сроки проведения инвентаризации зависят от действий третьих лиц.
Также судом первой инстанции сделан вывод о том, что бездействие управляющего, в том числе не проведение инвентаризации в период с 31.08.2018 по 13.11.2018, вызвано объективными обстоятельствами, не зависящими от воли конкурсного управляющего.
С указанными выводами суда уполномоченный орган не согласен, считает принятыми их с нарушением судом норм материального права.
Податель жалобы полагает, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что срок обращения с ходатайством о продлении сроков проведения инвентаризации имущества был нарушен управляющим на 81 день, непроведение инвентаризации в такой длительный срок нарушает права конкурсных кредиторов, ведет к затягиванию процедуры конкурсного производства.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа настаивал на доводах жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
От конкурсного управляющего поступил отзыв, в котором в удовлетворении апелляционной жалобы уполномоченного органа просит отказать, указывая на то, что в течении всего времени им проводились мероприятия по выявлению и оценке как имущества, так и иных активов должника. Однако учитывая значительность и объем имущественного комплекса должника, проведение инвентаризации в сроки, установленные ст. 129 Закона о банкротстве объективно было бы невозможно..
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве, частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов уполномоченного органа путем обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
По смыслу данной нормы, основанием для удовлетворения жалобы является установление арбитражным судом фактов несоответствия действий (бездействия) конкурсного управляющего законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Целью инвентаризации имущества является не только определение фактического наличия имущества юридического лица, но и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности путем сопоставления сведений о фактическом наличии имущества со сведениями регистров бухгалтерского учета, для установления расхождений в виде недостачи или излишков (пункты 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н).
Инвентаризация имущества проводится на основании документов бухгалтерской отчетности (первичных документов).
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
В пункте 1.4 Методических указаний предусмотрено, что основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ абзац второй пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, вступившей в действие с 21.12.2016, изложен в новой редакции. Новая редакция пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве предусматривает срок проведения инвентаризации имущества - не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области 06.06.2018 (резолютивная часть от 30.05.2018) ФГУ СП "Ильинское" признано банкротом, в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Таким образом, срок проведения инвентаризации имущества оканчивается 06.09.2018 г.
Исполнение обязанностей конкурсного управляющего решением суда от 06.06.2018 г. было возложено на временного управляющего Подкопаева О.И. до даты утверждения конкурсного управляющего.
Определением суда от 29.06.2018 (резолютивная часть от 27.06.2018) конкурсным управляющим должника утвержден Чикризов Александр Николаевич.
Определение от 27.11.2018 г. (резолютивная часть) срок конкурсного производства, открытого в отношении должника продлен на шесть месяцев до 30.05.2019.
С ходатайством о продлении срока проведения инвентаризации конкурсный управляющий обратился 20.11.2018 г., то есть спустя дней, после окончания срока, установленного п.2 ст.129 Закона о банкротстве, и после подачи уполномоченным органом жалобы на такие действия. Указанные обстоятельства конкурсным управляющим подтверждены в судебном заседании.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Чикризов А.Н. утвержден конкурсным управляющим ФГУ СХП "Ильинское" определением суда от 27.06.2018, исполняющим обязанности конкурсного управляющего Подкопаевым О.И. вся имеющаяся у него документация Чикризову А.Н. была передана 26.07.2018, при этом имущество в натуре не передавалось.
После назначения конкурсным управляющим им были 02.07.2018 сделаны самостоятельно запросы в регистрирующие органы, данные запросы направлялись повторно в связи с не получением ответов либо в связи с тем, что данные об имуществе должника не совпадали с данными бухгалтерского баланса должника.
ФГУСХП "Ильинское" расположено от города Оренбурга в 179 км, состоит из трех сел, протяженность у предприятия с запада на восток более 50 км, площадь земельного участка, находящегося у предприятия в бессрочном пользовании, более 27 000 гектар.
По запросу конкурсного управляющего от 08.08.2018 Управлением ФСБ по Оренбургской области в городе Медногорске, изъятые ранее документы, принадлежащие должнику, были возвращены в большом объеме (7 мешков), для анализа данных документов также потребовалось длительное время.
В ходе инвентаризации конкурсным управляющим были выявлены ценности по счету 10 в количестве 315 позиций. Проект инвентаризационной описи с примерной стоимостью объявлений о продаже данного имущества в газете "Коммерсантъ" и газете "Оренбургская сударыня" были представлены на собрании кредиторов 26.09.2018, все кредиторы, в том числе, уполномоченный орган ознакомился с состоянием имущества, осмотр был произведен.
Вышеуказанные совершенные конкурсным управляющим Чикризовым А.Н. действия, свидетельствуют о том, что конкурсным управляющим проводились мероприятия входящие в круг мероприятий по инвентаризации имущества должника.
Сообщениями от 11.12.2018 г. N 3286830, от 11.03.2019 г. N3548310, на ЕФРСБ конкурсный управляющий опубликовал сведения о результатах инвентаризации части имущества должника.
Таким образом, доводы ФНС России о ненадлежащем проведении мероприятий по взысканию дебиторской задолженности и затягиванию процедуры конкурсного производства также правомерно отклонены судом.
В дело представлены документы, свидетельствующие о проведении конкурсным управляющим работы с дебиторами, доказательств того, что данная работа безусловно могла быть проведена в иные сроки, учитывая особенности взыскания задолженности, поставленной в зависимость он наличия (отсутствия) первичной документации в деле не имеется. Уклонения от проведения работы с дебиторами со стороны конкурсного управляющего судом не установлено.
При таких обстоятельствах, судебный акт является верным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается. Апелляционная жалоба признается апелляционным судом несостоятельной.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2019 по делу N А47-6820/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу уполномоченного органа Российской Федерации - Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Позднякова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6820/2016
Должник: Временный управляющий Подкопаев Олег Игоревич член Союза "СОАУ "Альянс", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИЛЬИНСКОЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Кредитор: ООО "ОренбургПродСервис"
Третье лицо: Ассоциация "СОАУ"Южный Урал", ИФНС, Кувандыкский районный суд Оренбургской области, ООО "ПЦ "Премиум Карт", ОСП Кувандыкского района, Подкопаев О.И., Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс", СРО ААУ "Евросиб", Территориальное Управление Росимущества по Оренбургской области, УФРС, УФСИН России по Оренбургской области, ФГУ СХП "Ильинское" ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Саратовской области, ООО "Агрофирма "Платовская", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОРЕНБУРГ", ООО "Процессинговый центр ПРЕМИУМ КАРТ", ООО "СТРОЙ ТОРГ", ООО "Тара.ру", ООО "Эльба", Союз "СОАУ"Альянс"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
31.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14042/2022
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
22.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13308/2021
09.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12537/20
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
15.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4909/20
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
30.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14168/19
13.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
09.09.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
04.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8543/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
06.06.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
28.05.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
28.02.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-962/18
19.10.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11398/17
11.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9838/17
05.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2171/17
07.03.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-846/17
08.02.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
29.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16