г. Владимир |
|
03 июля 2019 г. |
Дело N А43-48198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" (ИНН 5260267654, ОГРН 1095260013793) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2019 по делу N А43-48198/2018, принятое судьей Чепурных М.Г., по заявлению акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 23.11.2018 N 515-09-236-18.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 19.11.2018 N 515-09-236-18 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая выездная проверка исполнения акционерным обществом "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - Общество) ранее выданного предписания от 15.11.2018 N 515-09-223-2018.
По результатам проверки составлен акт от 21.11.2018 N 515-09-236-18 и выдано предписание от 23.11.2018 N 515-09-236-18.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 28.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что проверка проведена Инспекцией с нарушением норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: уведомление о начале проведения проверки направлено Обществу в срок менее чем за 24 часа до начала проверки, что является грубым нарушением.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 27.11.2018 восстановить температуру теплоносителя на вводах в многоквартирные дома по адресам: г.Шахунья Нижегородской области, ул.Первомайская, дома 36, 40, ул.Чапаева, дом 3, ул.Островского, дом 15, ул.Революционная, дома 17, 19, 21, 26, 28, ул.Советская, дома 16, 18, 22, 24, 30, 32, ул.Свердлова, дома 13, 15, 18, 20, 21, 22, 27, 29.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354)
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов по адресам: г.Шахунья Нижегородской области, ул.Первомайская, дома 36, 40, ул.Чапаева, дом 3, ул.Островского, дом 15, ул.Революционная, дома 17, 19, 21, 26, 28, ул.Советская, дома 16, 18, 22, 24, 30, 32, ул.Свердлова, дома 13, 15, 18, 20, 21, 22, 27, 29.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что температура теплоносителя на вводах в указанные многоквартирные дома составила от +51 С0 до +48 С0 в подающем трубопроводе, что не соответствует температурному графику сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденному постановлением администрации г.о.г.Шахунья от 07.11.2017 N 1413 (+50 С0 в подающем трубопроводе при температуре наружного воздуха на момент проверки 0 С0).
С учетом изложенного, у Инспекции имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания и возложения на Общество обязанности восстановить температуру теплоносителя на вводе в указанные многоквартирные дома.
Довод Общества об отсутствии в акте проверки сведений о приборе измерений, которым проводились замеры, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В акте проверки указано, что измерение температуры воздуха и поверхности трубопроводов отопления проводились термометром контактным цифровым ТК-5.06, заводской номер 1468784, свидетельство о поверке от 09.10.2018, действительно до 08.10.2019. Данное свидетельство о поверке представлено в материалы дела.
Довод Общества о том, что о проведении проверки Общество предупредили незаблаговременно, поскольку и уведомление о проведении проверки поступило за день до ее проведения, а проверка назначена была уже в первой половине дня, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается факт уведомления Общества о проведении данной проверки 20.11.2018 (л.д.15). Дополнительным доказательством факта извещения является явка представителя на проведение проверки, в связи с чем, заявленный довод является несостоятельным и судом отклоняется.
Довод Общества, о том, что Инспекция проверяла температуру ресурса на вводе в дом, а не температуру воздуха в жилых помещениях, также подлежит отклонению.
Поскольку Общество осуществляет поставку ресурсов, то Инспекция вправе проверить температуру только на вводе в дом. В данный домах ресурсоснабжающей организацией является Общество, в связи с чем Инспекция и вменяет выполнить соответствующие мероприятия, а именно: восстановить температуру теплоносителя на вводе в дома.
По смыслу норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, потребитель имеет право получать коммунальные услуги надлежащего качества независимо от периода года и погодных условий.
При изложенных обстоятельствах, необходимость проведения измерения температуры воздуха внутри жилого помещения в холодный период года при температуре наружного воздуха не выше минус 5°C, применительно к государственному жилищному надзору, осуществляемому в целях проверки исполнения обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги надлежащего качества, не может носить обязательный характер. Иное сделает фактически невозможным проверку качества оказываемой коммунальной услуги теплоснабжения в холодный период года, когда температура наружного воздуха выше минус 5°C.
При температуре наружного воздуха 0°C температура воздуха внутри жилых помещений уже не соответствовала норме, установленной Правилами N 354. Следовательно, при уменьшении температуры наружного воздуха, в случае непринятия соответствующих мер, температура воздуха внутри жилого помещения также будет уменьшаться.
Доводы Общества о том, что Общество не должно исполнять оспариваемое предписание, поскольку температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный постановлением администрации г.о.г.Шахунья N 1413 от 07.11.2017, несоответствие которому выявлена температура теплоносителя в ходе спорной проверки, носит рекомендательный характер, также обоснованно не приняты судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий поселений к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов.
Пунктом 7 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
В соответствии с вышеназванными положениями действующего законодательства постановлением администрации г.о.г.Шахунья от 07.11.2017 N 1413 утвержден рекомендуемый температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа город Шахунья Нижегородской области.
При этом, утвержденный органом местного самоуправления рекомендуемый температурный график сетевой воды соответствует температурному графику сетевой воды котельных Шахунского филиала Общества, утвержденному Обществом и согласованному с администрацией г.о.г.Шахунья.
Так, согласно температурному графику, утвержденному органом местного самоуправления, и температурному графику, утвержденному теплоснабжающей организацией, при температуре наружного воздуха -3С0 температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять +57С0. Однако, как установлено в ходе проверки, температура теплоносителя на вводах в спорные многоквартирные дома составила от +51 С0 до +48 С0 в подающем трубопроводе, что не соответствует вышеназванным показателям.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, законодательно предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации по поддержанию температуры сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
В связи с чем, тот факт, что температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный постановлением администрации г.о.г.Шахунья N 1413 от 07.11.2017, носит рекомендательный характер, не имеет существенного правового значения. Пункт 1 оспариваемого предписания, возлагающий на общество обязанность по восстановлению температуры теплоносителя на вводе в дом, направлен в первую очередь на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных МКД.
Следовательно, данное требование предписания от 23.11.2018 не может нарушать прав и законных интересов теплоснабжающей организации, так как обязанность общества по предоставлению потребителям коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества императивно установлена нормами действующего жилищного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2019 по делу N А43-48198/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48198/2018
Истец: АО "Нижегородская областная коммунальная компания" АО "НОКК"
Ответчик: ГЖИ Нижегородской области, Уренский отдел государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5538/19
03.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3590/19
28.02.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48198/18
29.11.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-48198/18