г. Ессентуки |
|
4 июля 2019 г. |
Дело N А63-1472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Медчеста-М" - Сидоровой Ю.А. по доверенности от 01.07.2019, представителя Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Антоновой Е.И. по доверенности от 09.01.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медчеста-М" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2019 по делу N А63-1472/2019 (судья Алиева А.К.) принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медчеста-М" (г. Ставрополь, ОГРН1022601957113, ИНН2634047098) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки, ОГРН1112651028676, ИНН 2626800494) о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2019 N 08-19/29-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50000р,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медчеста-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) от 29.01.2019 N 08-19/29-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 18.04.2019 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого постановления Управления.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, заявленные требования Общества удовлетворить, производство по делу прекратить. В дополнениях к апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие обязанности по декларированию об объеме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов, поскольку порядок предоставления и форм деклараций не был утвержден.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, возразил по существу доводов Общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении Общества проведен анализ данных деклараций и сведений, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе за 3 квартал 2018 года. По результатам проведенной проверки 20.12.2018 составлен отчет о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в котором зафиксированы имеющиеся расхождения в данных деклараций и сведений, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе за 3 квартал 2018 года.
По мнению Управления Обществом нарушены положения статьи 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Правил предоставления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815), нарушен порядок и сроки представления декларации по формам приложений N 5, 7 (к Правилам) за 3 квартал 2018 года.
16.01.2019 в отношении Общества должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 08-19/29 и 29.01.2019 принято постановление по делу об административном правонарушении N 08-19/29-1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000р.
Не согласившись с указанным постановлением Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий по форме и в порядке, утвержденном Правилами N 815.
В соответствии с пунктами 2, 7, 9 и 15 Правил N 815 организации, осуществляющие закупки, хранение и поставки спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее-декларации) по формам приложений N N 5, и 7 к Правилам N815 ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пунктам 16, 17 Правил N 815 организации, осуществляющие оборот спиртосодержащей продукции, представляют декларации в целом по организации, включая ее обособленные подразделения. Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
Указанные нормативные правовые акты определяют, что порядок декларирования объемов оборота спиртосодержащей продукции, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
В рассматриваемом случае Обществом допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда за 3 квартал 2018 года по формам приложений N 5, 7 к Правилам N 815.
Приказом Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержден Классификатор видов продукции, в соответствии с которым 484 код - это другая спиртосодержащая непищевая продукция.
Как следует из материалов дела, ОАО "Флора Кавказа" в декларации об объеме поставки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6), представленной за 3 квартал 2018 также отражена поставка в адрес Общества "другой спиртосодержащей непищевой продукции" по коду "484" в объеме 2653,298 дал.
При таких обстоятельствах Обществом осуществлена закупка "другой спиртосодержащей непищевой продукции по коду "484" и у Общества возникла обязанность представить в срок не позднее 20.10.2018 декларации по формам приложения N N 5,7 к Правилам N815 за 3 квартал 2018 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Обществом декларации по форме согласно приложений N 5,7 в установленный законодательством срок не представлены.
Указанные факты свидетельствуют о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Нарушение сроков при декларировании препятствует осуществлению контроля со стороны административного органа за производством и оборотом алкогольной продукции.
Состав вменяемого Обществу правонарушения является формальным, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения информации при декларировании производства, оборота и (или) пользования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, имеющей повышенный уровень опасности для общественных отношений.
С учетом изложенных обстоятельства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.13 КоАП РФ. Вина Общества в совершении вмененного правонарушения, с учетом положения части 1 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка Общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.02.2019 N 03-14-11/10438 несостоятельна, поскольку письмо содержит прямое указание на использование при декларировании спиртосодержащих лекарственных препаратов код вида продукции 484 - "другая спиртосодержащая непищевая продукция".
В данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства.
Довод Общества об отсутствии обязанности по осуществлению декларирования объемов оборота лекарственных средств и препаратов противоречит положениям действующего законодательства, в частности, Закона N 171-ФЗ, Правил N 815.
Учитывая правовую позицию, отраженную в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом спиртосодержащей продукции, находящейся под особым контролем со стороны государства, обязано выполнять требования законодательства, регулирующего оборот такой продукции.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности Управлением не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку нарушение законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта не может быть отнесено к категории малозначительных правонарушений. Состав вменяемого Обществу правонарушения является формальным, что связано с особым характером правонарушения в сфере контролируемых государством видов деятельности.
Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.04.2019 по делу N А63-1472/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1472/2019
Истец: ООО "МЕДЧЕСТА- М", ООО "МЕДЧЕСТА-М"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ