г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А56-9586/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Антоненко В.В. - доверенность от 22.01.2019
от ответчика (должника): Владимирова О.В. - доверенность от 12.03.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12537/2019) ГУ - УПФР В КИНГИСЕППСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 по делу N А56-9586/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ЦЕНТРЫ ДИАЛИЗА "ПАРАЦЕЛЬС"
к ГУ - УПФР В КИНГИСЕППСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ)
об оспаривании акта
установил:
Частное учреждение здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" (далее - заявитель, Центр) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании Акта N 18 от 20.11.2018, признании действий ЧУ "ЦД "Парацельс" по применению кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников согласно Сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2017 правомерными.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным Акта Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области от 20.11.2018 N 18. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Управления требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Центра с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Управлением на основании решения от 29.10.2018 N 12 проведена документальная проверка первичных документов ЧУ "ЦД "Парацельс", послуживших основанием для заполнения сведений о страховом стаже застрахованных лиц с условиями для досрочного назначения страховой пенсии за 2017 год.
В ходе проверки установлено, что Центр не может быть отнесен к учреждениям, предусмотренным пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, в связи с чем оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам рассматриваемого учреждения не имеется.
По результатам проверки составлен и подписан Акт о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 20.11.2018 N 18 (далее - Акт N 18).
Актом проверки предложено Центру в срок до 15.12.2018 представить в Управление сведения о периодах работы застрахованных лиц за 2017 год по форме "корректирующая" без кода (27-ГД) "условия для досрочного назначения страховой пенсии".
Не согласившись с выводами Управления, Центр обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным акта проверки от 20.11.2018 N 18.
В части требований о признании действий ЧУ "ЦД "Парацельс" по применению кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников согласно Сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2017 правомерными, производство по делу прекращено.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном прекращении производства по делу сторонами не оспаривается, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Правоотношения участников спора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 11 которого страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, уплаченных страховых взносах; периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному обеспечению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что ПФР имеет право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
Статьей 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В рассматриваемом споре Управлением в ходе проверки сделан вывод об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж работы в должностях старшая медицинская сестра, врач-нефролог, медицинская сестра, поскольку указанное учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В пункте 9 указанного раздела названы поликлиники всех наименований.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент создания Частного учреждения здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс") было предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ параграф 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Некоммерческие организации", куда входила и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.
Аналогичные нормы об учреждении содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Из имеющегося в материалах дела Устава Частного учреждения здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" следует, что это - некоммерческая организация, учредителем которой является ООО "Б.Браун Авитум Руссланд", ООО "Б.Браун Авитум Руссланд Клиникс", основная цель деятельности - оказание медицинской помощи, услуг больным хронической почечной недостаточностью. На осуществление медицинской деятельности частное учреждение имеет лицензию (л.д. 54).
Таким образом, Частного учреждения здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" является некоммерческой организацией, созданной как самостоятельное юридическое лицо для осуществления лечебной деятельности по охране здоровья граждан, то есть медицинским учреждением.
Пунктом 8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены следующие наименования учреждений: Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований); медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих; консультативно-диагностический (вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота); лечебно-диагностический (Генерального штаба, вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота); восстановительной терапии длявоинов-интернационалистов; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации; профессиональной патологии; медицинской профилактики; мануальной терапии; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); восстановительного лечения для детей; диагностический; консультативно-диагностический для детей; лечебной физкультуры и спортивной медицины; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича; перинатальный; планирования семьи и репродукции; по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности, Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации); федеральный; Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России; вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота; Клинический центр Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
В рассматриваемом случае Частное учреждение здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" в соответствии с учредительными документами и лицензиями на осуществление медицинской деятельности относится к центрам медицинской профилактики, включенным в раздел "Наименование учреждений" пункта 8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным Акта документальной проверки достоверности сведений о страховом стаже застрахованных лиц, содержащих информацию о стаже работы с условиями для досрочного назначения страховой пенсии N 18 от 20.11.2018.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 4-КГ18-94.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном распределении судом первой инстанции расходов по уплате государственной пошлины отклоняются апелляционным судом.
Как следует из материалов дела Центр обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным ненормативного акта Управления и признании действий Центра правомерными.
При обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.
В силу части 1 статьи 102 АПК РФ государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 103 АПК РФ цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Вопросы, связанные с размером и уплатой государственной пошлины, в том числе при подаче исковых заявлений, регулируются положениями главы 25.3 НК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче организацией в арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, составляет 3000 руб.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 руб.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с требованиями Центром подлежала уплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
В пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" также разъяснено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьей 150 Кодекса.
Поскольку в данном деле имело место не частичное удовлетворение заявленных требований, а полное удовлетворение требований в отношении признания недействительным ненормативного акта, и прекращение производство по делу в части неимущественного требования, положения ст. 110 АПК РФ о пропорциональном распределении расходов по уплате государственной пошлины в рассматриваемом случае не применяются.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 по делу N А56-9586/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9586/2019
Истец: ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ЦЕНТРЫ ДИАЛИЗА "ПАРАЦЕЛЬС"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИНГИСЕППСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ