г. Саратов |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А06-10643/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 марта 2019 года по делу N А06-10643/2018 (судья Н. Н. Колмакова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002)
к Прокуратуре Икрянинского района Астраханской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Муниципального образования "Икрянинский район" (ОГРН: 1023001942226, ИНН: 3004002501), Администрация Муниципального образования "Рабочий Поселок Красные Баррикады" (ОГРН: 1023001939410, ИНН: 3004002565), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН: 1063015050780, ИНН: 3015075565),
о признании недействительным представления от 18.09.2018 N 7-49-2018,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" - Андросова В. Н., доверенность от 29.12.2018 N 182, Китидов Т. А., доверенность от 12.10.2018 N 164.
Иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЦентр" (далее - ООО "ЭкоЦентр", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Прокуратуре Икрянинского района Астраханской области о признании недействительным представления от 18.09.2018 N 7-49-2018.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22 марта 2019 года по делу N А06-10643/2018 в удовлетворении заявления отказано.
ООО "ЭкоЦентр" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 04.09.2018 в ходе проверки прокуратурой района соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, с привлечением должностных лиц администрации МО "Рабочий поселок Красные Баррикады", Территориального отделения Управления Роспотребнадзора в Икрянинском и Лиманском районах, представителя ООО "ЭкоЦентр" возле площадок для мусорных контейнеров по улицам Шаумяна, д. 14; Шаумяна, д. 26, 50 лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; Рабочая, д. 6 в Рабочем поселке Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области выявлены факты образования мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, состоящих из бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, сухой растительности.
По результатам проверки ООО "ЭкоЦентр" (далее - Обществу) выдано представление от 18.09.2018 N 7-49-2018 об устранении нарушения законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, согласно которому на Общество возлагалась обязанность: рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять меры к устранению нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих:
- путем вывоза и ликвидации мест складирования твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, строительного мусора и сухой растительности возле площадок для мусорных контейнеров по улицам Шаумяна, д. 14, Шаумяна, д. 26, 50 лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; рабочая, д. 6 в рп.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области;
- путем определения мест сбора и накопления ТКО, а также расположения контейнерных площадок по согласованию с администрацией МО "Рабочий поселок Красные Баррикады";
- путем определения в соответствии со схемой обращения с отходами мест расположения площадок для крупногабаритных отходов в МО "Рабочий поселок Красные Баррикады",
- путем обеспечения вывоза крупногабаритных отходов;
Кроме того, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
Общество, не согласившись с указанным представлением, оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления, соблюдении прокуратурой требований к проведению проверки и отсутствии доказательств нарушения охраняемых законом интересов общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с ТКО.
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с ТКО обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На основании пункта 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Постановлением министерства ЖКХ Астраханской области от 23.09.2016 N 42-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области" утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области.
07.02.2017 в соответствии с протоколом конкурсного отбора между министерством ЖКХ Астраханской области и ООО "Экоцентр", являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключено соглашение об организации деятельности общества.
В соответствии с указанным соглашением региональный оператор (ООО "Экоцентр") обязуется в течение 365 календарных дней с даты подписания соглашения: провести инвентаризацию имеющихся в зоне его деятельности источников образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в целях актуализации данных и обеспечить обращение с ТКО ранее размещенными в зоне его деятельности, в местах не предназначенных для этих целей за счет собственных средств собственника земельного участка; привести места сбора и накопления ТКО в муниципальных образованиях, входящих в его зону деятельности в соответствии с нормами действующего законодательства.
В течение срока действия соглашения ООО "Экоцентр" обязуется, в том числе, осуществлять деятельность по сбору, транспортированию ТКО в соответствии с территориальной схемой ТКО, в том числе: устанавливать места сбора и накопления ТКО, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерной площадки и контейнеров по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области; устанавливать график сбора ТКО; устанавливать график сбора ТКО; определять целесообразность использования контейнерного или бесконтейнерного способа сбора ТКО на территории зоны деятельности регионального оператора по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области; обеспечивать уборку мест сбора и накопления ТКО; заключать с собственниками ТКО - потребителями (гражданами и юридическими лицами) договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию ТКО; обеспечить обращение с ТКО, оставленными без возможности определения их собственника в местах временного накопления отходов за счет средств собственника земельного участка; обеспечить соблюдение требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов при организации деятельности в сфере обращения с ТКО (пункт 2.1.2 соглашения от 07.02.2017).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка сбора ТКО сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Обращение с ТКО на территории Астраханской области обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО на территории Астраханской области (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (пункт 2.2 Порядка сбора ТКО).
Согласно пункту 2.3 Порядка сбора ТКО территории населенных пунктов Астраханской области подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с территориальной схемой и требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка сбора ТКО места сбора и накопления ТКО определяются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Пунктом 14.1 Порядка сбора ТКО предусмотрено, что расположение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.10.2002 N 7-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений.
ООО "Экоцентр" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательств согласования с органом местного самоуправления мест сбора и накопления ТКО, а также расположения контейнерных площадок.
В ходе проверки прокуратурой также установлено, что ООО "ЭкоЦентр" в нарушение вышеуказанных норм меры, направленные на вывоз и ликвидацию мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м. в р.п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области по улицам Шаумяна, д. 14, Шаумяна, д. 26, 50 лет Октября, д.2; 50 лет Октября, д. 1/Баррикадная, д. 13; Рабочая, д. 6 на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого представления не были приняты; не определены места расположения крупногабаритных отходов в МО "Рабочий поселок Красные Баррикады" в соответствии со схемой обращения с отходами; не обеспечен вывоз крупногабаритных отходов.
Процессуальных нарушений, влекущих незаконность оспариваемого представления, судом первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого представления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "Экоцентр" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 марта 2019 года по делу N А06-10643/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10643/2018
Истец: ООО "ЭкоЦентр"
Ответчик: Прокуратура Икрянинского района Астраханской области
Третье лицо: Администрация МО "Икрянинский район", Администрация МО "Рабочий поселок Красные Баррикады", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области