г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А56-103630/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Сассиан М.В. по доверенности от 31.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9957/2019) ООО "Феникс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2018 по делу N А56-103630/2018 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Феникс"
к Кингисеппской таможни
об оспаривании решений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН: 1134707001351, адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Б. Советская, д. 14, пом. 26; далее - заявитель, Общество, ООО "Феникс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Кингисеппской таможни (ОГРН 1024701427376, адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Б. Гражданская, д. 5, далее - таможенный орган, таможня) о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10218060/051115/0009335, 10218060/051115/0009338, 10218060/061015/0008384, 10218060/071215/0010414, 10218060/071215/0010416, 10218060/141215/0010705, 10218060/171215/0010833, 10218060/191115/0009856, 10218060/191115/0009857, 10218060/221215/0011032, 10218060/230915/0007980, 10218060/250916/0008057, 10218060/261015/0009027, 10218060/261015/0009063, 10218060/261015/0009064, 10218060/281115/0010138, 10218060/291215/0011434, 10218060/150116/0000136 от 05.06.2018 и от 14.06.2018; признать незаконными действия таможни, выразившиеся в доначислении таможенных платежей и пени по спорным ДТ.
Решением от 24.10.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Феникс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные Обществом требования в полном объеме.
Судебные заседания апелляционного суда откладывались для дополнительного изучения материалов дела и представленных сторонами пояснений.
В судебных заседаниях 11.06.2019 и 09.07.2019 производилась замена состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебном заседании 09.07.2019 представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Феникс", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Кингисеппской таможней после выпуска товаров, на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, представленных ООО "Феникс" при таможенном декларировании товара - "пиломатериалы обрезные (сосновые)...", код ТН ВЭД ЕАЭС - 4403100008 по ДТ N N 10218060/051115/0009335, 10218060/051115/0009338, 10218060/061015/0008384, 10218060/071215/0010414, 10218060/071215/0010416, 10218060/141215/0010705, 10218060/171215/0010833, 10218060/191115/0009856, 10218060/191115/0009857, 10218060/221215/0011032, 10218060/230915/0007980, 10218060/250916/0008057, 10218060/261015/0009027, 10218060/261015/0009063, 10218060/261015/0009064, 10218060/281115/0010138, 10218060/291215/0011434, 10218060/150116/0000136.
По результатам проверки таможней установлены факты невзимания вывозной таможенной пошлины в отношении товара: пиломатериалы обрезные (сосновые) (товарный код 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС), задекларированного ООО "Феникс" по вышеуказанным ДТ (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 04.06.2018 N 10218000/015/040618/А0002).
На основании пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок), в связи с неправомерным неприменением вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, задекларированных в вышеуказанных ДТ, Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10218000/015/040618/А0002 таможенным органом приняты Решения о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в спорные от 05.06.2018, а также на необходимость корректировок ДТ и применении в отношении товара декларируемого по вышеуказанным ДТ ставок вывозных таможенных пошлин в размере 25 %.
14.06.2018 в адрес ООО "Феникс" таможней направлены уведомления от 14.06.2018 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, процентов и пени на общую сумму 859 775 руб. 32 коп.
Не согласившись с указанными решениями таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на дату таможенного декларирования товаров по вышеуказанным ДТ, по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно статье 212 ТК ТС экспорт - это таможенная процедура, при которой товары ЕАЭС вывозятся за пределы таможенной территории ЕАЭС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Особенности помещения товаров под таможенную процедуру экспорта установлены главой 31 ТК ТС, главой 28 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
Перечень таможенных платежей, администрирование которых осуществляют таможенные органы, закреплен пунктом 1 статьи 70 ТК ТС.
При вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта подлежат уплате вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы за таможенные операции.
Согласно пункту 1 статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 ТК ТС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов ЕАЭС.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК ТС.
Согласно пункту 8 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ, если иное не установлено данной статьей.
Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754).
С учетом статьи 75 ТК ТС (статья 51 ТК ЕАЭС) объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Таким образом, по смыслу указанной статьи Кодекса Союза, а также названию и содержанию постановления Правительства N 754 ставки вывозных таможенных пошлин установлены на товары, вывозимые из Российской Федерации (указанная позиция отражена в письме Министерства финансов РФ от 22.03.2018 N03-09-20/18176).
При этом в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС Постановление N 754 должно рассматриваться в совокупности и в системном толковании с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".
Таким образом, Постановление N 754 неразрывно связано с ТН ВЭД ЕАЭС, а ставки вывозных таможенных пошлин, как следует из названия и содержания Постановления N 754, установлены на товары, вывозимые из РФ, а наличие в указанном Постановлении несуществующего кода ТН ВЭД ЕАЭС не может являться основанием для неприменения ставок вывозных таможенных пошлин в отношении лесоматериалов, обработанных краской, травителями, креозотом или другими консервантами прочих.
Согласно статье 50 ТК ТС, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств-членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации и иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 3 ТК ТС).
Исходя из вышеизложенного, ставки вывозных таможенных пошлин должны применяться с учетом действующей в рассматриваемый период ТН ВЭД ЕАЭС.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что положения постановления Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 должны рассматриваться в совокупности и в системно толковании с положениями Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении товаров, вывезенных Обществом по спорным ДТ действующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС является код 4403 10 000 8, который в ранее действовавшей редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности соответствовал коду 4403 10 000 9. При этом постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 в отношении товара, классифицируемого по коду 4403 10 000 9, установлена вывозная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м3.
Наличие в Постановлении N 754 недействующего кода 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а также учитывая, что товары, классифицируемые данным кодом, в соответствии новой ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8, в отношении данных товаров подлежит исчислению и уплате вывозная таможенная пошлина.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что с учетом действующей на 29.12.2015 редакции ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товаров, классифицируемых кодом 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС (до 01.09.2015 классифицируемых кодом 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС), подлежит исчислению и уплате вывозная таможенная пошлина по ставке в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за м 3.
Также следует отметить, что указанная позиция о необходимости применения Постановления N 754 в совокупности с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2018 N 03-09-20/1817.
Пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом статьи 405 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 68 и пункту 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов, в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена ЕАЭС, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311-ФЗ) требование об уплате таможенных платежей/Уведомление должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Частью 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ установлено, что в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
На основании пункта 11 Порядка, в связи с неправомерным неприменением вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, задекларированных в вышеуказанных ДТ, Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10218000/015/040618/А0002 таможенным органом приняты Решения о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ.
В соответствии со статьей 151 Закона N 311-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днём истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Частью 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днём истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Смысловое значение указанного общего правила порядка определения суммы подлежащих начислению пеней сводится к тому, что за каждый день просрочки поступления в бюджет причитающихся сумм необходимо истребование сумм пеней. Указанное полностью корреспондируется с функциональным назначением пени как компенсационной платы за несвоевременное исполнение фискальных обязательств перед государством.
В адрес ООО "Феникс" 14.06.2018 направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 14.06.2018 N N 10218000/Ув2018/0000088, 10218000/Ув2018/0000089, 10218000/УВ2018/0000090, 10218000/Ув2018/0000091, 10218000/Ув2018/0000092, 10218000/Ув2018/0000093, 10218000/Ув2018/0000094, 10218000/Ув2018/0000095, 10218000/Ув2018/0000096, 10218000/Ув2018/0000097, 10218000/Ув2018/0000098, 10218000/Ув2018/0000099, 10218000/Ув2018/0000100, 10218000/Ув2018/0000101, 10218000/Ув2018/0000102, 10218000/Ув2018/0000103, 10218000/Ув2018/0000104, 102180000/Ув2018/0000105 на общую сумму 859 775,32 руб. (в том числе вывозная таможенная пошлина - 665 131,09 руб., пени - 194 644,23 руб.).
Согласно уведомлениям о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 14.06.2018, расчет пеней произведен со дня следующего за днем выпуска товара по день направления уведомления.
Таким образом, решения Кингисеппской таможни о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ от 05.06.2018 и от 14.06.2018, и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 14.06.2018 являются законными и обоснованными и соответствуют требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 октября 2018 года по делу N А56-103630/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103630/2018
Истец: ООО "ФЕНИКС"
Ответчик: Кингисеппская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14196/19
16.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9957/19
26.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3118/19
21.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33209/18
24.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-103630/18