г. Санкт-Петербург |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А21-876/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15927/2019) ООО "Гурьевская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-876/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Гурьевская управляющая компания"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании в части предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гурьевская управляющая компания" (ИНН 3917500680, место нахождения: 238300, г.Гурьевск, ул.Фабричная,1А; далее - заявитель, Управляющая компания, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК-2/2528/АДА/4364-о/18-10222/9 от 16.11.2018.
Решением суда от 10.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступивших обращений жильцов многоквартирного дома N 43 по ул.Калининградской в п.Васильково Гурьевского района Калининградской области, многоквартирного дома 4-4а по ул.40 лет Победы в п.Васильково Гурьевского района Калининградской области (далее - МКД) по вопросу правомерности повышения платы за содержание общего имущества, Министерством издан приказ N 5659 от 02.11.18г. о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении Общества.
По результатам проверки составлен акт N ЖК-1/5659/АДА/4364-о/18-10222/9, которым зафиксированы нарушения Обществом следующих положений:
- подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.14г. N 1110;
- подпункта 7 части 1, части 2 статьи 193, части 1 статьи 162, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ;
- подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.03.2013 г. N 416;
- пункта 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.11г. N 354;
- пункта 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.06.
По заключению проверяющих управляющая компания обязана была взимать плату за услугу на содержание жилищного фонда собственникам/ нанимателям в размере 11,56 рубля с 1 кв.м. в соответствии с протоколом конкурса и договора управления, за обслуживание ВДГО - 0,22 руб. с 1 кв.м. и не производить увеличение размера платы на коэффициент инфляции в одностороннем порядке.
В связи с изложенным, 16.11.2018 Министерством вынесено предписание N ЖК-2/2528/АДА/4364-о/18-10222/9, согласно пункту 2 которого Обществу в срок до 15.02.2019 надлежит произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам, нанимателям) МКД N 4-4а по ул.40-летия Победы в пос.Васильково за услугу содержание жилья согласно тарифу 11,56 руб. за 1 кв.м. без учета базового индекса роста потребительских цен за весь период производившихся начислений, по обслуживанию ВДГО исходя из тарифа - 0,22 руб. с 1 кв.м.
Посчитав означенный пункт вынесенного предписания незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании протокола N 15/3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лоту N 5 (МКД N 4-4а по ул.40летия победы в пос.Васильково) победителем признано ООО "ГУК". Пунктом 8 протокола установлен фиксированный размер платы за содержание и ремонт всего МКД, в размере 313490,53 рубля по лоту N 5.
Согласно приложению к договору управления "Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса размер платы за обслуживание внутридомого газового оборудования (ВДГО) составил 0,22 рубля с 1 кв.м., содержание жилья- 11,56 руб. с кв.м.
Из платежных документов за октябрь 2015 - сентябрь 2018 (по кв. 50 д.4) усматривается, что за содержание жилья собственникам вышеуказанного МКД выставлена плата по тарифу, превышающему установленный размер на 0,75 руб. с 1 кв.м. - 2,17 руб. с 1 кв.м.
Как указано судом в обжалуемом судебном акте, решения, оформленные в соответствии со статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ в виде протоколов общих собраний о повышении размера платы или об утверждении другого размера платы за содержание и ремонт жилого дома, отличного от размера, утвержденного протоколом конкурса от 17.07.12г. Обществом в ходе рассмотрения дела не представлены ввиду их отсутствия.
Также в отсутствие решения общего собрания собственников жителям спорного МКД, управляющей организацией в проверяемый период выставлена плата за обслуживание ВДГО в размере, превышающем установленный на 0,02 руб. с кв.м - 0,58 руб. с 1 кв.м.
Таким образом, Общество в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно увеличило размер платы за содержание жилья.
В обоснование правомерности применения указанного размера платы податель жалобы ссылается на договор управления, предоставляющий управляющей организации право в одностороннем порядке не чаще одного раза в год изменять размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества на величину инфляции - индекс потребительских цен, рассчитываемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по формированию статистической информации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет означенный довод, поскольку нормами жилищного законодательства не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями.
Само по себе наличие в договоре указанного условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении с октября 2015 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы, а с февраля 2016 года платы за обслуживание ВДГО.
Как правомерно указал суд первой инстанции, Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об увеличении платы за обслуживание ВДГО.
В определении от 16.06.2017 N 306-КГ17-6962 Верховный Суд Российской Федерации также подтвердил, что исходя из анализа положений статей 39, 45 - 48, 156 и 158 ЖК РФ, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.
В связи с этим следует согласиться с выводом Министерства о том, что начисление Обществом платы за содержание жилого помещения в размере, отличном от определенного протоколом N 15/3, равно как и самостоятельное индексирование платы за ВДГО является неправомерным, вследствие чего оспариваемый пункт 2 предписания Министерства является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2019 по делу N А21-876/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-876/2019
Истец: ООО "Гурьевская управляющая компания"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области