город Москва |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А40-301588/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.
судей Александровой Г.С., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2019 по делу N А40-301588/18, принятое судьей Хабаровой К.М.
по иску ЗАО "Научно-производственный центр "Огонек" (ИНН 7727018050)
к ответчикам: 1)Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674),
2)Правительству Москвы
третье лицо: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
о признании права на применение льготной арендной ставки по договору аренды, а так же об обязании произвести перерасчет арендной платы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рогачева Е.А. по доверенности от 01.11.2018;
от ответчика: Департамент городского имущества города Москвы - Апрелов С.А. по доверенности от 29.12.2018, Правительство Москвы - Апрелов С.А. по доверенности от 03.09.2018;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Огонек" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы о признании права на применение льготной арендной ставки по договору аренды от 10.04.2006 N 07-00214/16 в год с 12.10.2015 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. в год, а с 01.01.2017 по 31.12.2018 в размере 4 500 руб. в год, об обязании Департамента городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы в указанной порядке.
Решением суда от 26.02.2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2019.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 10.04.2006 N 07-00214/06 ЗАО "НПЦ Огонек" арендует у Департамента городского имущества г.Москвы нежилое помещение площадью 168,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.41.
Срок договора аренды был установлен до 30.11.2010.
Согласно дополнительному соглашению от 12.10.2015 срок договора аренды от 10.04.2006 N 07-00214/06 продлен до 30.06.2025 и установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 10 925 руб. за кв.м./год.
С 01.01.2016 рыночная стоимость права пользования увеличилась до 11 335 руб. 50 коп. за кв.м., с 01.01.2017 рыночная стоимость права пользования увеличилась до 12 469 руб. за кв.м., что подтверждается уведомлениями ДГИМ от 15.09.2016 и 20.12.2016.
Согласно п.4.2.1 договора аренды, в редакции дополнительного соглашения от 12.10.2015, арендодатель вправе ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы, а также вправе ежегодно проводить корректировку арендной платы в соответствии с величиной коэффициента инфляции, утверждаемого ежегодно, а также в иных случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы. Арендодатель сообщает арендатору об изменении величины арендной платы путем направления соответствующего уведомления с указанием размера и сроков платежа.
При обращении с исковым заявлением истец ссылался на то, что 28.12.2016 Департамент городского имущества города Москвы предъявил ЗАО НПЦ Огонек претензию N 33-5-198766/16-(0)-2 в которой исчислил арендную плату по рыночной стоимости и заявил о том, что по договору аренды N 07-00214/06 на нежилое помещение 158,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.41 имеется задолженность за период с 01.10.2015 по 31.12.2016 в сумме 1 573 969 руб. 83 коп.
Кроме того, истец указал на то, что 01.12.2015 Департамент городского имущества города Москвы письмом N ДГИ-159535/15-(0)-1 сообщил, что вопрос предоставления имущественной поддержки включен в повестку дня Межведомственной комиссии.
17.12.2015 письмом N ДГИ-182080/15-(0)-1 подтвердил, что вопрос о предоставлении имущественной поддержки включен в повестку дня Межведомственной комиссии, а также сообщил о том, что Департаментом направлен запрос в соответствующий отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для предоставления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
26.01.2016 письмом N ДГИ-1-704084/15-1 Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что учитывая соответствие ЗАО "НПЦ "Огонек" требованиям п.19 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП по договорам аренды от 17.07.2006 N 50-00119/06 и от 10.04.2006 N 07-00214/16 установлена минимальная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год.
Аналогичная позиция была высказана ДГИМ в письме от 10.03.2016 N ДГИ-1-14211/16-1, которым ЗАО "НПЦ "Огонек" было сообщено о нецелесообразности оформления предоставленной имущественной поддержки дополнительным соглашением к договору аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил наличия оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Как следует из материалов дела, договор аренды с истцом заключен без проведения торгов, что на момент его заключения не противоречило закону.
В соответствии с разъяснениями ФАС России о применении ст.17.1 Закона "О защите конкуренции", оформленным письмом от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, 3 положения частей 9 - 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются в отношении действующих договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе до 01.07.2008, не исключая субъектов малого и среднего предпринимательства, при условиях: если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании ч.9 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных ч.9 указанной статьи.
Подписав дополнительное соглашение о продлении срока и изменении размера арендной платы по договору аренды, стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
Заявитель обращался в Департамент с заявлением в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства о предоставлении имущественной поддержки на 2015 год.
Правительством Москвы приняты Постановление от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", Постановление от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Согласно п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" льготная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п.5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства (утв. постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП) в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением следующих документов:
1) Копию договора аренды объекта нежилого фонда.
2) Один из следующих документов:
2.1. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в п.1.2 и 1.3 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов"; документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;
- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".
2.2. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Таким образом, субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, должен был представить в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п.5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один квадратный метр в год.
Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП, вступившим в силу 20.10.2015, внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
Указанным постановлением п.1.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП дополнен текстом следующего содержания: "В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном п.2.1 настоящего постановления".
В соответствии с п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП) ставка арендной платы, указанная в п.1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Из содержания п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП следует, что ставка арендной платы, указанная в п.1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию и принятии Комиссией положительного решения.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (20.10.2015) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии не зависимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления льготной арендной ставки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Департамент не наделен правом принятия таких решений, уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Межведомственной комиссией.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 и постановление АС МО от 14.03.2017 по делу N А40-131206/2016, Постановление АСМО от 22.04.2015 по делу N А40-79811/2014 и определением ВС РФ от 22.05.2017 N 305-ЭС17-4034 по делу N А40-43916/2016, определением Верховного Суда РФ от 30.06.2017 N 305-КГ17-2739 по делу N А40-77121/2016, определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 N 305-ЭС19-3569).
Являясь субъектом малого предпринимательства, истец воспользовался правом на перезаключение договора аренды помещения на новый срок до 30.06.2025 дополнительным соглашением от 12.10.2015 без проведения торгов, тем самым, реализовав преимущества, установленные ст.53 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем, вышеуказанным дополнительным соглашением, по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год равная 10 305 руб. без учета НДС, что не противоречит ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, дополнительное соглашение о продлении срока и изменении размера арендной платы по договору аренды сторонами подписано, истцом не оспорено, протокол разногласий в адрес ответчика не направлялся, соответственно стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
Следует также отметить, что уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 01.02.2019 N 33-6-51173/16-(0)-0 установлено, что с 18.04.2018 действует ставка арендной платы за 1 кв.м в год в размере 4 478 руб. 83 коп. (т.3, л.д.111).
В связи с изложенным, требование истца в части признания за ЗАО "НПЦ "Огонек" права на применение льготной арендной ставки по договору аренды от 10.04.2006 N 07-00214/06 в размере 3 500 руб. в год с 12.10.2015 по 31.12.2016 и в размере 4 500 руб. в год с 01.01.2017 по 31.12.2018 удовлетворению не подлежит.
В части требований истца об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.04.2006 N 07-00214/16 начиная с 12.10.2015 по 31.12.2016 исходя из ставки арендной платы 3 500 руб. в год, и начиная с 01.01.2017 по 31.12.2018 исходя из ставки арендной платы 4 500 руб. в год, суд апелляционной инстанции считает, что требования подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии со ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ст.11, 12 Гражданского кодекса РФ в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Из анализа положений ст.12 Гражданского кодекса РФ следует, что способы защиты гражданских прав сформулированы в ней в общем виде и подлежат уточнению при выборе субъектами конкретных гражданских прав способов их защиты.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. При этом, если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. При выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости, в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения сторон возникли из договора аренды, суд считает, что обстоятельства, относящиеся к правомерности определения размера арендной платы, подлежат судебной оценке в рамках спора, касающегося исполнения сторонами обязательств по этому договору, условиями которого определяется объем обязанностей арендатора, в частности, при разрешении спора о взыскании задолженности по арендной плате либо при рассмотрении спора о взыскании неосновательного обогащения в результате переплаты арендных платежей.
Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, арендатор вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем требования об обязании арендодателя произвести перерасчет арендной платы. С учетом изложенного избранный истцом способ защиты нарушенного права является ненадлежащим.
Кроме того, Правительство Москвы по данному делу является ненадлежащим ответчиком, поскольку арендные правоотношения в части оплаты арендной платы в согласованном размере возникают между сторонами договора, то есть между арендодателем и арендатором, следовательно, в данном случае Департамент является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2019 по делу N А40-301588/18 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ЗАО "Научно-производственный центр "Огонек" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-301588/2018
Истец: ЗАО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ОГОНЕК"
Ответчик: ДГИ города Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ