г. Самара |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А55-1152/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - Негря Н.А. дов. от 31.08.2018 г.
от ООО "Ломбард Партнер" - Дзюба О.Л, доверенность от 01.11.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2019 года по делу N А55-1152/2019 (судья Некрасова Е.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Партнер",
к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Партнер" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 26.12.2018 о прекращении производства по делу N ТУ-36-ЮЛ-18-21734/3140-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Ломбард Партнер" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Ломбард Партнер" является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6).
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, регулирует Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Исходя из ст.2 Закона N 196-ФЗ, ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно ст.2.4 Закона N 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Указанием Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" установлены, в частности, формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда (ОКУД 0420890).
В соответствии с п.2 Указания N 3927-У отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
ООО "Ломбард Партнер" в заявлении указывает на то, что 30.10.2018 оно направило в Банк России отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года, что подтверждается историей взаимодействия в личном кабинете ломбарда (регистрационный номер ТР-2018-01531864 от 30.10.2018 12:06). Сразу после отправки этого отчета общество обнаружило, что в шапке отчета ошибочно отражено наименование отчета как за 6 месяцев 2018 года, при этом в отчете содержались данные именно за 9 месяцев 2018 года. Ошибка была устранена, и этот же отчет был отправлен с наименованием "за 9 месяцев", что подтверждается реестром отправки (регистрационный номер ТР-2018-01531978 от 30.10.2018 12:29).
Впоследствии административный орган направил в ООО "Ломбард Партнер" предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991, в котором указал на необходимость в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания: 1) устранить нарушения, указанные в предписании, направив в банк исправленный отчет; 2) представить в банк ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В пределах установленного срока, ООО "Ломбард Партнер" во исполнение предписания отправило отчет за 9 месяцев 2018 года с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, что подтверждается реестром отправки в личном кабинете (регистрационные номера ТР-2018-01555685 от 12.11.2018 15:19 и Т128-99-2/46991 13.11.2018 11:02 соответственно).
Таким образом, по мнению ООО "Ломбард Партнер", предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 было исполнено своевременно и в полном объеме.
Между тем 15.11.2018 в личном кабинете было размещено письмо Банка России N Т128-99-2/50766 о неисполнении обществом указанного предписания.
В целях выяснения причин непринятия банком отчета о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года согласно предписанию от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 главным бухгалтером общества Лазаревой Е.А. был осуществлен телефонный звонок сотруднику банка, в ходе разговора с которым стало известно, что ошибочно сданный 30.10.2018 отчет с наименованием "6 месяцев 2018 года" (исх.N 151), фактически содержащий данные за 9 месяцев 2018 года, в системе ЦБ РФ разместился ("наложился") как отчет о деятельности ломбарда за полугодие 2018 года. Сданный обществом в тот же день (после обнаружения ошибки в указании отчетного периода) отчет о деятельности ломбарда с наименованием "9 месяцев 2018 года" (исх.N 152) система ЦБ РФ сравнила с ранее предоставленным отчетом о деятельности ломбарда с наименованием "6 месяцев 2018 года" (исх.N 151) и выявила несоответствия в показателях на начало и конец отчетных периодов.
По результатам разговора с сотрудником банка ООО "Ломбард Партнер" было принято решение о повторном направлении отчета о деятельности ломбарда за полугодие 2018 года, содержащего данные за полугодие 2018 года (который сдавался до 30.07.2018), и отчета о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года, содержащего данные за 9 месяцев 2018 года. Отчеты направлены 19.11.2018, в обеих формах имелась ссылка на предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991.
03.12.2018 в адрес ООО "Ломбард Партнер" поступило письмо об исполнении указанного предписания, однако впоследствии общество было приглашено на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административный орган вынес постановление от 26.12.2018 о прекращении производства по делу N ТУ-36-ЮЛ-18-21734/3140-1 об административном правонарушении на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
По мнению ООО "Ломбард Партнер", в данном случае отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, в связи с чем просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Административный орган в обоснование своей позиции указывает на то, что рассматриваемое нарушение вызвано ошибочными действиями ООО "Ломбард Партнер", в результате которых показатели о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года содержались в форме отчета о деятельности ломбарда за полугодие 2018 года, который направлен 30.10.2018. В целях устранения ошибки общество 30.10.2018 направило уточненный отчет о деятельности за 9 месяцев 2018 года. Несоответствие показателей, содержащихся в отчете за полугодие 2018 года, по сути содержащего данные за 9 месяцев 2018 года, и в направленном впоследствии отчете за 9 месяцев 2018 года, послужило основанием для выставления предписания от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 (срок исполнения 14.11.2018). В письме от 15.11.2018 N Т128-992/50766, направленном в ООО "Ломбард Партнер" уполномоченным подразделением Банка России по обработке отчетности, сообщалось, что предписание не исполнено в связи с тем, что в представленной обществом 12.11.2018 отчетности не устранены нарушения. В целях устранения нарушения и исполнения предписания общество направило отчеты о деятельности ломбарда за полугодие и 9 месяцев 2018 года только 19.11.2018.
П.5 ч.4 ст.2.3 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В соответствии с ч.8 ст.2 Закона N 196-ФЗ ломбард обязан выполнять предписания и Банк России.
Согласно ч.9 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, событие правонарушения, вина лица в совершении административного правонарушения в силу требований названных норм КоАП РФ и АПК РФ должны быть установлены и доказаны административным органом.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должно содержать конкретное описание выявленных нарушений, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить для прекращения и/или устранения нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Между тем, предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 не обладает указанными признаками и не предполагает для общества реальной возможности его исполнения.
Предписание содержит общие формулировки о том, что отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года представлен ООО "Ломбард Партнер" 30.10.2018 с нарушениями требований Указаний N 3927-У, а именно:
1. Значение показателя, указанного в строке "Расчетные счета" графы 2 "Остаток денежных средств на начало последнего квартала отчетного периода" раздела V отчетного периода, должно быть равно показателю, указанному в строке "Расчетные счета" графы 5 "Остаток денежных средств на конец последнего квартала отчетного периода" раздела V предыдущего периода;
2. Сумма строк графы 74 "Общая сумма предоставленных потребительских займов за последний квартал отчетного периода, тыс.руб." раздела III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" отчетного периода больше разницы значений показателя графы 33 "Сумма займов, выданных за отчетный период" раздела II "Основные показатели деятельности ломбарда" за текущий и предыдущий отчетные периоды;
3. Сумма строк графы 75 "Количество договоров потребительского займа, заключенных за последний квартал отчетного периода, шт." раздела III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" больше разницы значений показателя графы 43 "Количество договоров займа, заключенных за отчетный период, шт." раздела II "Основные показатели деятельности ломбарда" за текущий и предыдущий отчетные периоды.
В резолютивной части предписания обществу предлагается в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания: 1) устранить нарушения, указанные в предписании, направив в банк исправленный отчет; 2) представить в банк ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Из предписания невозможно установить, что указывает административный орган в своих пояснениях, как данные представленного ООО "Ломбард Партнер" 30.10.2018 отчета за 9 месяцев 2018 года сравнивались банком с данными отчета за 6 месяцев 2018 года, ошибочно представленного обществом также 30.10.2018.
Какие-либо цифры, конкретные данные в предписании отсутствуют.
Допустимых и достаточных доказательств осведомленности общества о том, что ошибочно сданный 30.10.2018 отчет с названием "за 6 месяцев 2018 года" автоматически заменит отчет за 6 месяцев 2018 года, представленный ранее в установленный срок (30.07.2018), административный орган не представил.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что довод административного органа о том, что в случае неясности предписания ООО "Ломбард Партнер" могло обратиться к сотрудникам банка за разъяснениями, является несостоятельным, поскольку, как уже указано, предписание должно содержать четкие и конкретные формулировки, исключающие возможность двоякого толкования, и быть доступным для понимания всеми лицами без дополнительных разъяснений и уточнений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вина ООО "Ломбард Партнер" в совершении вменяемого административного правонарушения, как обязательный элемент состава правонарушения, административным органом не доказана.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2019 года по делу N А55-1152/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1152/2019
Истец: ООО "Ломбард Партнер"
Ответчик: Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ, Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации