город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2019 г. |
дело N А32-2364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Сбербанк России" - Доброродновой И.В. по доверенности от 24.08.2018,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю - Худякова В.А. по доверенности от 28.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2019 по делу N А32-2364/2019 (судья Шкира Д.М.),
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (Краснодарское отделение N 8619 "Сбербанк")
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Староминского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
о признании незаконным предписания от 16.10.2018 N 260/1/1,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Сбербанк в лице Краснодарского отделения N 8619 (далее - заявитель, ПАО "Сбербанк", общество, банк) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - административный орган, Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю) с заявлением о признании недействительным предписания от 16.10.2018 N 260/1/1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2019 предписание от 16.10.2018 N 260/1/1, вынесенное Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в отношении публичного акционерного общества "Сбербанк России", признано недействительным, как несоответствующее нормам Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что за аналогичные нарушения (протокол N 54/392 от 16.10.2018) должностное лицо Волков А.А. постановлением мирового судьи судебного участка N 44 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара Липеевой Н.Н. от 15.01.2019 N 5-/19-44 признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей. В письме N 259 от 14.05.2018 Краснодарское отделение N 8619 ПАО "Сбербанк России" просило ФГКУ 22 ОФПС по Краснодарскому краю провести проверку работоспособности ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения для дополнительного офиса, расположенного по адресу: ст. Канеловская, ул. Ленина, д. 140. Согласно п.1.2 договора N 50002362841 от 21.05.2018, заключенного между ПАО "Сбербанк России" (заказчик) и ФГКУ "22 отряд ФПС по Краснодарскому краю" (исполнитель), ФГКУ "22 отряд ФПС по Краснодарскому краю" обязуется оказать услуги по поддержанию в надлежащем состоянии пожарных водоемов и резервуаров (проверка технического состояния), расположенного в Староминском районе, ст. Канеловская, ул. Ленина, д. 140. При этом по адресу ст. Канеловская, ул. Ленина, 140 отсутствуют какие либо источники наружного противопожарного водоснабжения, что подтверждается справкой МУП муниципального образования Староминский район "Служба водоснабжения N 187 от 22.04.2019. Согласно п.2.4.3 договора обязанность содержать в исправном состоянии источники противопожарного водоснабжения возложена на ПАО "Сбербанк России" (заказчик). В соответствии со статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.08.2007 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Согласно пункту 8.6 и пункта 9.11 СП 8.13130.2009 радиус обслуживания водоема составляет не более 200 метров по дорогам с твердым покрытием. Заявителем представлен акт работоспособности пожарного гидранта, противопожарного водоема от 07.09.2018 (составлен спустя 3 месяца со дня подписания договора). В акте указано, что произведена проверка технического состояния источника наружного противопожарного водоснабжения, расположенного по адресу: ст. Канеловская, ул. Кирова - ул. Пионерская, 176, что не соответствует условиям договора (п.1.2 договора). Проверенный наружный источник противопожарного водоснабжения (пожарный водоем) состоит на балансе МКУК "Культурно молодежно-спортивный комплекс" Канеловского сельского поселения Староминского района, располагается по адресу ст. Староминская, ул. Пионерская, 43. Согласно схеме объектов недвижимости на кадастровом плане территории КК 23:28:0201043 N 4 от 23.04.2019, составленной кадастровым инженером Кудря Е.С., расстояние между объектом ПАО "Сбербанк России" и пожарным водоемом по дорогам с твердым покрытием составляет 435,413 м, а расстояние по дороге без твердого покрытия составляет 290,34 м., что не входит в радиус обслуживания и не может соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Заявителем на здании установлен указатель направления к источнику наружного противопожарного водоснабжения, на котором указано расстояние 200 метров, что заведомо не соответствует действительности и не может приниматься во внимание как исполнение требований законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", на положения которого МЧС ссылается в ч.1 оспариваемого предписания, утратили силу. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14 признаны не действующими на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года строительные нормы и правила "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27 июля 1984 г. N 123. Указанный СНИП содержал таблицу N 7, в которой установилась нормы расхода воды на наружное пожаротушение на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях из расчета 10 л/с. В настоящее время действует СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84. Указанный свод правил не содержит положений о том, что здание должно быть обеспечено наружным источником противопожарного водоснабжения из расчета 10 л/с. Ст. 151 Закона N 123-ФЗ, нарушение которой вменяется банку в ч.1 предписания, не содержит требований об обеспечении наружным источником водоснабжения и не имеет отношения к выявленным, по мнению МЧС, нарушениям. Отчетом по оценке пожарного риска на объекте "административное здание ПАО Сбербанк", расположенном по адресу: ст. Канеловская, ул. Ленина, 140 установлено, что на указанном объекте индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому и не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке, на объекте не требуется выполнение требований пожарной безопасности установленных нормативными документами по пожарной безопасности согласно ст. 6 Закона N 123-ФЗ. Таким образом, ПАО Сбербанк на момент проведения проверки обеспечена пожарная безопасность объекта, так как пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных законом 123-ФЗ, а нарушений, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" не выявлено.
В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.10.2018 N 260 административным органом в отношении общества была проведена внеплановая проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 10.04.2018 N 75/1/5.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ранее выданное предписание от 10.04.2018 N 75/1/5 обществом не исполнено, а именно:
- здание литер А не обеспечено наружным источником противопожарного водоснабжения из расчета 10 л/с, чем нарушены требования статьи 99, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 2.16 таблицы 7 СНиП 2.04;
- по направлению движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обеспечило указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушены требования пункта 55 абз. 4 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
По результатам проверки 16.10.2018 составлен протокол об административном правонарушении от N 54/393, выдано предписание от 16.10.2018 N 260/1/1, согласно которому обществу необходимо устранить нарушения в срок до 16.04.2019.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, в свою очередь под государственным пожарным надзором понимается осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - положение), органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу подпункта "а" пункта 5 положения органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности.
Статьей 6 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Согласно требованиям статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Предписание от 16.10.2018 N 260/1/1 выдано уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с выявлением в результате проведенной в отношении общества внеплановой проверки нарушений обязательных норм и требований пожарной безопасности.
Согласно статьям 2 и 20 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В силу статьи 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.
Запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.
Согласно абз. 4 статьи 55 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как следует из материалов дела, обществом с целью выполнения предписания надзорного органа в части обеспечения здания банка наружным источником водоснабжения 21.05.2018 между банком (заказчик) и ФГКУ "22 отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" (исполнитель) заключен договор, по условиям которого исполнитель принял обязательства оказать услуги банку по поддержанию в надлежащем состоянии пожарных водоемов и резервуаров (проверки их технического состояния), расположенных в ст. Канеловской Староминского района по ул. Ленина, д. 140, а заказчик принять и оплатить эти услуги.
07.09.2018 представителями банка и 101 ПСЧ подписан акт работоспособности пожарного гидранта, противопожарного водоема по результатам проверки технического состояния источников противопожарного водоснабжения.
Данное обстоятельство также установлено постановлением мирового судьи судебного участка N 59 Центрального внутригородского округа г. Краснодара Беспалого С.А. от 15.01.2019, которым прекращено производство по делу о привлечении банка к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения.
Также данным постановлением мирового судьи установлено, что утверждение административного органа о том, что банк по направлению движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обеспечил указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения опровергаются фотоматериалами, на которых зафиксированы соответствующие указатели.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание от 16.10.2018 N 260/1/1 является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2019 по делу N А32-2364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2364/2019
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО Краснодарское отделение N 8619 "Сбербанк"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ГУ МЧС по КК, ОНД и ПР Староминского района, Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Краснодарскому краю, ст. Староминская
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6811/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19
30.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9830/19
18.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9618/19
03.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19