город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2020 г. |
дело N А32-2364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьёвой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества Краснодарское отделение N 8619 "Сбербанк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-2364/2019
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) в лице Краснодарского отделения N 8619
к главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804);
Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Краснодарскому краю, ст. Староминская (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804);
о признании незаконным предписания,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество Сбербанк в лице Краснодарского отделения N 8619 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 16.10.2018 N 260/1/1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019, предписание признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа кассационной инстанции от 30.10.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019 по делу N А32-2364/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
По результатам нового рассмотрения дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 в удовлетворении требований Общества было отказано.
Не согласившись с принятым решением, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса, Общество обжаловало его и просило решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-2364/2019, признать недействительным предписание управления от 16.10.2018 N 260/1/1. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно истолковал Федеральный закон от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности", "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
От Управления поступил отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение оставить без изменения. Суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено.
На основании распоряжения от 01.10.2018 N 260 отделением Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Староминского района Управления в проведена внеплановая проверка Общества по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 10.04.2018 N 75/1/5. В ходе проеденной проверки было установлено, что ранее выданное предписание от 10.04.2018 N 75/1/5 Обществом не исполнено, а именно:
- здание литер А не обеспечено наружным источником противопожарного водоснабжения из расчета 10 л/с, чем нарушены требования статьи 99, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 2.16 таблицы 7 СНиП 2.04.;
- по направлению движения к пожарным гидрантам и водоёмам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обеспечил указателями с чётко нанесёнными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушены требования пункта 55 абзац 4 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
16.10.2018 по результатам проверки инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы Староминского района Управления в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 54/393.
16.10.2018 Обществу выдано предписание N 260/1/1, согласно которому Обществу надлежало в срок до 16.04.2019 устранить нарушения.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Исходя из частей 1 - 3 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве таковых могут использоваться естественные и искусственные водоёмы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоёмов, использования естественных водоёмов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются Законом. Производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоёмами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 1 тыс. кубических метров, расположенных вне населённых пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 1 тыс. кубических метров. Запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоёмах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров (части 1 и 2 статьи 99 Федерального закона N 123-ФЗ).
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесёнными цифрами расстояния до их месторасположения (абзац 4 статьи 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила)).
Пунктом 8.6 Свода Правил (СП 8.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Источники наружного Противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009) установлено, что у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В силу пункта 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоёмы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоёмов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований пункта 9.9 Свода правил(СП 8.13130.2009). Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоёмов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Общество 21.05.2018 заключило с ФГКУ "22 отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" договор N 50002362841 на оказание услуг.
07.09.2018 представитель Общества и 101 ПСЧ подписали акт работоспособности пожарного гидранта, противопожарного водоёма по результатам проверки технического состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно пункту 1.2 договора от 21.05.2018 N 50002362841, заключённого обществом с ФГКУ "22 отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" исполнитель принял обязательства оказать услуги банку по поддержанию в надлежащем состоянии пожарных водоёмов и резервуаров (проверки их технического состояния), расположенных в станице Канеловской Староминского района по улице Ленина дом N 140.
По месту нахождения отделения Общества по адресу: ст. Канеловская Староминского района ул. Ленина, 140 отсутствуют какие-либо источники наружного противопожарного водоснабжения, что подтверждается справкой МУП МО Староминский район "Служба водоснабжения" от 22.04.2019 N 187 (1 том, л.д. 137), согласно которой на пересечении улиц Ленина и Пионерской проходит водопровод Ду 150 мм, находящийся в хозяйственном ведении МУП "Служба водоснабжения". Ближайший пожарный гидрант от пересечения улиц Ленина и Пионерской находится по адресу: станица Канеловская улица Пионерская дом N 36 (пересечение улиц Пионерской и Розы Люксембург).
Судом первой инстанции обоснованно не был принят довод Общества о том, что на здании установлен указатель направления к источнику наружного противопожарного водоснабжения с отражением на нём информации о расстоянии величиной в 200 метров, так как они не соответствует действительности.
Общество ссылается на схему объектов недвижимости на кадастровом плане территории КК 23:28:0201043 от 23.04.2019 N 4.
Исходя из схемы расстояние между объектом (здание Общества) и пожарным водоёмом по дорогам с твёрдым покрытием составляет 435,413 м., а расстояние по дороге без твердого покрытия - 290,34 м.
В соответствии с пунктом 80 названных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Указанная статья к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населённых пунктов относит, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Доказательства наличия на указателях, установленных Обществом расстояния до естественных или искусственных водоисточников, в материалы дела не представлены.
Таким образом, указанная схема не входит в радиус обслуживания, предусмотренного Правилами и не свидетельствует о соблюдении Обществом требований пункта 55 Правил, что не может соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Ссылка Общества о вменении ему нарушения пункта 2.16 таблицы 7 СНиП 2.04.02-84*, не действующего на момент вынесения оспариваемого предписания суд первой инстанции обоснованно признан несостоятельным, в силу "СП 31.13330.2012. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14.
Согласно пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчётное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.
В пункте 5.2 таблицы 2 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" установлено, что расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) здания класса функциональной пожарной опасности Ф4, к которому относится здание Литер А, следует принимать из расхода воды 10 л/с на один пожар.
Указание в отчёте об оценке пожарного риска на то, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому и не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удалённой от выхода из здания точке, не имеет отношения к требованиям о размещении пожарных гидрантов либо водоёмов для тушения пожара.
Довод Общества о том, что обязанность по установке пожарных гидрантов возложена на органы местного самоуправления, апелляционный суд находит необоснованным.
В силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
Аналогичные требования содержаться в Правилах, строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утверждённых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.
На основании пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно пункту 19 статьи 2 Федеральный закон N 123-ФЗ первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на территории города, а не производить установку пожарных гидрантов.
Довод Общества об отсутствии выполнения на объекте требований пожарной безопасности в силу расчётного пожарного риска, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании заявителем названных норм пожарной безопасности.
Факт невыполнения Обществом требований соблюдения пожарной безопасности объекта защиты, по результатам проверки признана не обеспеченной.
Отсутствие замечаний к отчёту об оценке пожарных рисков, не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьёй 6 Федерального закона N 123-ФЗ.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, судом первой инстанции вынесено обоснованное решение по результатам исследования и оценки представленных доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-2364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий два месяца со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2364/2019
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО Краснодарское отделение N 8619 "Сбербанк"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ГУ МЧС по КК, ОНД и ПР Староминского района, Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Краснодарскому краю, ст. Староминская
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6811/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19
30.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9830/19
18.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9618/19
03.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2364/19