г. Самара |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А49-15120/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилевским А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2019 года по делу N А49-15120/2018, принятое судьей Дудоровой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста-Спорт" (ОГРН 1167746388468, ИНН 9701038224), г. Москва, к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235), г.Пенза, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента государственного имущества Пензенской области (ОГРН 1025801362971, ИНН 5836010385), администрации Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1035801400238, ИНН 5823007561), Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" в лице Пензенского филиала (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952), Правительства Пензенской области (ОГРН 1025801356789, ИНН 5836010995), об оспаривании ненормативного правового акта,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Веста-Спорт" - представителя Захаровой О.В. (доверенность от 20.12.2016),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Веста-Спорт" (далее - общество, ООО "Веста-Спорт") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) N 16-3-3/6597 от 01.11.2018 об отказе в согласовании проекта постановления Правительства Пензенской области с приложениями, по вопросу перевода земельного участка площадью 138420 кв.м с кадастровым номером 58:18:0930602:107, адрес: Пензенская область, Мокшанский район, Царевщинский с/с, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) для размещения объектов с видом разрешенного использования - отдых (рекреация), охота и рыбалка, а также с требованием обязать Министерство согласовать проект постановления Правительства Пензенской области с приложениями по вопросу перевода указанного земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) для размещения объектов с видом разрешенного использования - отдых (рекреация), охота и рыбалка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Департамент государственного имущества Пензенской области, администрация Мокшанского района Пензенской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Пензенского филиала, Правительство Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Веста-Спорт".
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 58:18:0930602:107, его местонахождение, положение относительно расположенного вблизи него водного объекта, а также площадь земель лесного фонда, расположенных в границах Мокшанского лесничества (31831 га), часть земельного участка с кадастровым номером 58:18:0930602:107 в любом случае является частью земель лесного фонда. Министерство считает, что отказ в удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы суд нарушил требование арбитражного процессуального законодательства относительно обеспечения судом процессуальных прав стороны по делу. Подробно доводы Министерства изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Веста-Спорт" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "Веста-Спорт" в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 138420 кв.м с кадастровым номером 58:18:0930602:107 по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, Царевщинский с/с, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: отдых (рекреация), охота и рыбалка.
Имея намерение использовать земельный участок в рекреационных целях, общество обратилось в Департамент государственного имущества Пензенской области с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования рекреационного назначения - отдых, охота и рыбалка. При этом заявитель указал на то, что использовать земельный участок в целях сельскохозяйственного назначения нецелесообразно в связи с низким плодородием почв.
В соответствии с Порядком отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения Мокшанского района Пензенской области, утвержденным Решением собрания представителей Мокшанского района Пензенской области четвертого созыва N 21- 2/4 от 02.10.2017, на основании обращения заявителя администрацией Мокшанского района Пензенской области было издано постановление N 1194 от 07.12.2017 "Об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий местного значения Мокшанского района Пензенской области".
Был подготовлен проект постановления Правительства Пензенской области о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) для размещения объектов с видом разрешенного использования - отдых (рекреация), охота и рыбалка. 12.10.2018 данный проект был направлен для согласования в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
В письме N 16-3-3/6597 от 01.11.2018 Министерство изложило свое решение об отказе в согласовании проекта постановления по тем основаниям, что испрашиваемый к переводу земельный участок по данным государственного лесного реестра является частью земель 4 лесного фонда (лесной квартал 13 Мокшанского участка Мокшанского - Чернозерского участкового лесничества Мокшанского лесничества Пензенской области), а также в связи с тем, что необходимо уточнение взаимного расположения границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка с разрешенным использованием "для размещения водных объектов" с кадастровым номером 58:18:0930602:63 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) для выяснения ситуации в части установления границы территории общего пользования, а именно о выделении (невыделении) земельного участка, занимаемого береговой полосой водного объекта, которая согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации предназначена для общего пользования и на приватизацию земель которой Земельным кодексом Российской Федерации установлен запрет (статья 85, пункт 12) в целях обеспечения публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Посчитав данное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Веста-Спорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в том числе Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N172-ФЗ)
Согласно подпункту "б" пункта 14 статьи 21 Закона Пензенской области N 906-ЗПО от 22.12.2005 "О Правительстве Пензенской области" Правительство Пензенской области осуществляет полномочия органов государственной власти Пензенской области по переводу земель и земельных участков из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством, в том числе: перевод земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области N 651-пП от 23.11.2015 утвержден Административный регламент предоставления Правительством Пензенской области и Департаментом государственного имущества Пензенской области государственной услуги "Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую". Данным Административным регламентом предусмотрена процедура согласования проекта решения Правительства Пензенской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В рамках данной процедуры проект постановления Правительства Пензенской области по спорному вопросу был направлен на согласование в Минлесхоз Пензенской области.
Статьей 4 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрены основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В данном случае таких обстоятельств судом первой инстанции по материалам дела не установлено, Министерством в порядке ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, в силу чего суд первой инстанции обоснованно признал, что предусмотренные законом основания для отказа в изменении категории земель отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что обстоятельства, на которые Министерство ссылается как на основание в отказе в согласовании постановления, документально им не подтверждены.
Довод апелляционной жалобы о том, что конфигурация спорного земельного участка соответствует конфигурации участка лесного массива, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Так, суд первой инстанции обоснованно указал, что по запросу суда ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области в материалы дела представлено кадастровое дело на спорный земельный участок, из которого видно, что принадлежащий обществу земельный участок с кадастровым номером 58:18:0930602:107 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 58:18:0930602:64, расположенного примерно в 3,8 кв по направлению на юго-запад от ориентира: Пензенская область, Мокшанский район, с. Юлово, ул. Авнгардная, 1А, из категории земель сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование исходного земельного участка - для сельскохозяйственного производства, разрешенное использование вновь образованных участков остается в соответствии с исходным. Земельный участок визуально расположен в зоне сельскохозяйственных угодий.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ закреплено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
Постановлением администрации Мокшанского района Пензенской области N 1194 от 07.12.2017 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:0930602:107 отнесен к землям особо охраняемых территорий местного значения Мокшанского района Пензенской области, для него установлен особый правовой режим, запрещающий: предоставление земельных участков для ведения садоводства и огородничества, дачного строительства; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых территорий местного значения Мокшанского района Пензенской области; движение и стоянку механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых территорий местного значения Мокшанского района Пензенской области; иные виды деятельности, осуществление которых на особо охраняемых территориях запрещено законодательством.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно имеющейся в кадастровом деле справке администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, утвержденным решением КМС 7 Царевщинский сельсовет N 194-88/2 от 18.11.2016, земельный участок с кадастровым номером 58:18:0930602:107 расположен в территориальной зоне 5.0 Зона (отдыха) рекреации. Данная зона выделена для обеспечения правовых условий использования и строительства объектов недвижимости с широким спектром культурных и спортивных видов разрешенного использования. Основные виды разрешенного использования: развлечения; отдых (рекреация); спорт; природно-познавательный туризм; охота и рыбалка; водные объекты; земельные участки (территории) общего пользования.
Судом первой инстанции установлено, что по заявлению правообладателя 23.06.2017 в ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка - отдых (рекреация), охота и рыбалка. Согласно письмам администрации Мокшанского района Пензенской области и пояснительной записке к проекту постановления перевод земельного участка в другую категорию не повлечет за собой изменения границ муниципальных образований Мокшанского района Пензенской области.
Судом первой инстанции также учтено, что согласно имеющимся в кадастровом деле заключениям кадастрового инженера, на земельных участках образованы части для обеспечения прохода, проезда к землям общего пользования.
Апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что документы государственного кадастрового учета свидетельствуют о том, что спорный земельный участок сформирован в установленном законом порядке, границы его определены и описаны, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен в территориальной зоне 5.0 Зона (отдыха) рекреации, для него установлен вид разрешенного использования: отдых (рекреация), охота и рыбалка, право собственности заявителя на спорный земельный участок зарегистрировано 06.03.2017.
Как верно указал суд первой инстанции, вопросы приватизации земельного участка представленным на согласование проектом постановления Правительства Пензенской области не решаются.
Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено и не признано недействительным.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности отказа судом в удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Судом первой инстанции были исследованы причины заявленного ходатайства и не установлены правовые основания для его удовлетворения.
Судом первой инстанции во исполнение требований статьей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечены сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав, в том числе на представление доказательств и заявление ходатайств в состязательном процессе; созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил заявленное ООО "Веста-Спорт" требование.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 апреля 2019 года по делу N А49-15120/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-15120/2018
Истец: ООО "Веста-спорт"
Ответчик: Министерство лесного, охотничьевого хозяйства и природопользования Пензенской области, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
Третье лицо: Администрация Мокшанского района Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, Правительство Пензенской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Пензенского филиала, ФГУП "Рослесинфорг" в лице Пензенского филиала, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу