г. Хабаровск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А73-22862/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Афродита": Панихидин В.А. по доверенности от 04.06.2018;
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко и Ульчском районах: Сенченко Е.С. по доверенности от 17.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко и Ульчском районах
на решение от 13.05.2019
по делу N А73-22862/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Афродита"
к территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко и Ульчском районах
о признании незаконным и отмене постановления от 07.12.2018 N 809 о назначении административного наказания,
установил:
на основании распоряжения от 13.09.2018 N 1125 руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в отношении общества с ограниченной ответственностью "Афродита" (далее - ООО "Афродита", Общество) была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан на нарушения законодательства в области оборота табака и табачных изделий.
По результатам проверки составлен акт от 03.10.2018 N 1125, в котором отражено, что в принадлежащем ООО "Афродита" круглосуточном буфете по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Зеленая, д. 42 (в северо-восточной части пересечения ул. Зеленая и ул. Розы Люксембург) осуществлялась розничная продажа табачной продукции. В акте указано, что юридическим лицом ООО "Афродита" при оказании услуг общественного питания в буфете "Круглосуточный" допущено нарушение статьей 9,10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", пунктов 10, 12, 13, 14 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, а именно: в наглядной и доступной форме не доведены до сведения потребителей вышеуказанные правила, необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, отсутствует.
03.10.2018 заместителем начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко и Ульчском районах (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) в отношении ООО "Афродита" в отсутствие законного либо иного уполномоченного представителя составлен протокол N 809 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Постановлением Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 07.12.2018 N 809 ООО "Афродита" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде предупреждения.
ООО "Афродита" не согласилось с вышеуказанным постановлением от 07.12.2018 N 809, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании его незаконным и отмене. Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-22862/2018.
Решением от 13.05.2019 по делу N А73-22862/2018 арбитражный суд признал незаконным и отменил постановление от 07.12.2018 N 809.
Несогласие с судебным актом послужило административному органу поводом для подачи апелляционной жалобы, содержащей требование - решение от 13.05.2019 по делу N А73-22862/2018 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, содержащим неправильный вывод суда относительно неизвещения Общества о времени и месте составления протокола административного правонарушения. По мнению апеллянта, датой получения почтового отправления с извещением о составлении протокола является 26.09.2018 согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 68101627124552 ФГУП "Почта России".
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 05.06.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании 11.07.2019 суд апелляционной инстанции по ходатайству представителя административного органа принял копию решения судьи Хабаровского краевого суда от 14.05.2019 по делу N 21-363/2019 об административном правонарушении.
Определением от 11.07.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 25.07.2019.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора по Хабаровскому краю поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Общества не согласился с административными органом, просил решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил наличие оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.
Статьей 10 Закона о защите прав потребителей установлены следующие обязательные правила:
Часть 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Часть 3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которыми установлены следующие обязательные требования:
Пункт 10. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.
Пункт 12. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
перечень услуг и условия их оказания;
цены в рублях и условия оплаты услуг;
фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
Пункт 13. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Пункт 14. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
Нарушение названных норм образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол за исключением случаев предусмотренных статьей 28.1, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
Частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Согласно требованиям части 4.1 вышеуказанной статьи, в случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя либо при его надлежащем извещении.
Вышеназванные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права и разъяснениями высших судебных органов, статьей 64 АПК РФ, статьей 26.2 КоАП РФ, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ материалы дела, суд первой инстанции признал протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, недопустимым доказательством в подтверждение события вменяемого Обществу административного правонарушения, и ненадлежащим документом для привлечения Общества к административной ответственности, при этом исходил из следующих фактических документально установленных обстоятельств.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 03.10.2018, Общество было извещено уведомлением от 20.09.2018 N 10.0-3344, направленным по юридическому адресу общества 21.09.2018 (регистрируемое почтовое отправление (РПО) с почтовым идентификатором 68101627124552).
Из информации с сайта Почты России в сети Интернет административным органом установлено, что указанное РПО получено адресатом 26.09.2018.
Вместе с тем, из документов, представленных ООО "Афродита", письмо от 20.09.2018 N 10.0-3344 (РПО 68101627124552) получено обществом только 04.10.2018. Данное обстоятельство следует из карточки почтового уведомления, в которой имеется подпись директора ООО "Афродита" и дата вручения письма - 04.10.2018, а также из письма заместителя начальника ОСП "Комсомольский-на-Амуре Почтамт УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России" от 15.04.2019 N 11.1.18.2.1-05/273, согласно которому заказное письмо N 68101627124552 фактически вручено 04.10.2018 директору ООО "Афродита" Шишкину А.П. В этом же письме указано, что изменение информации о дате вручения на сайт ОАСУ РПО внести технически невозможно.
Согласно разъяснению, размещенному на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, информация о прохождении почтовых отправлений на официальном сайте ФГУП "Почта России" является дополнительным сервисом для пользователей услугами почтовой связи, и носит информационный характер. Нормативными правовыми документами, регулирующими требования при предоставлении услуг почтовой связи, на ФГУП "Почта России" не возлагается обязанность по внесению актуальных сведений о месте нахождения почтовых отправлений.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении составлен 03.10.2018, в то время как уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении обществом фактически получено 04.10.2018, после составления протокола.
Иных доказательств надлежащего извещения законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы административного дела не содержат. При составлении протокола об административном правонарушении законный либо иной уполномоченный представитель общества не присутствовал.
Учитывая вышеизложенное, составление протокола в отсутствие законного представителя ООО "Афродита" при отсутствии его надлежащего извещения, суд пришел к правильным и обоснованным выводам:
- протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу, следовательно, не может подтверждать наличие события вменяемого обществу административного правонарушения и служить основанием для привлечения к административной ответственности;
- административным органом не доказано наличие события вменяемого обществу административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд принял законное решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, располагая не вступившим в законную силу решением от 20.02.2019 по делу N 12-24/2019 Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре, принимал решение по материалам дела.
В арбитражный суд апелляционной инстанции от административного органа поступила копия решения от 14.05.2019 по делу N 21-363/2019 Хабаровского краевого суда по результатам рассмотрения жалобы директора ООО "Афродита" на постановление от 07.12.2018 и решение от 20.02.2019 по делу N 12-24/2019.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно только в части установленных им фактических обстоятельств. Положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают обязательности для арбитражного суда вступившего в силу решения суда общей юрисдикции по делу об административном правонарушении. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Согласно пункту 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Таким образом, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам он должен указать соответствующие мотивы.
Выводы суда по настоящему делу в части установления фактических обстоятельств, связанных с извещением ООО "Афродита" о составлении протокола (вручение 04.10.2018 директору ООО "Афродита" Шишкину А.П. заказного письма N 68101627124552), не противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судами общей юрисдикции, а в части правовой оценки поведения сторон суд в настоящем деле не связан с выводами судов общей юрисдикции.
Все юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 13.05.2019 по делу N А73-22862/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22862/2018
Истец: ООО "АФРОДИТА"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю