г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А26-438/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Вилаева Е.В. по доверенности от 04.12.2017
от заинтересованного лица: Суслова Е.П. по доверенности от 09.01.2019
от 3-го лица: Ягина Е.Э. по доверенности от 22.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16123/2019) ООО "Карелэнергоресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 по делу N А26-438/2019 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Карелэнергоресурс"
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" в лице филиала АО "РУСАЛ Урал" в Надвоицах "Объединенная компания РУСАЛ Надвоицкий алюминиевый завод"
об оспаривании решения и предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (ОГРН 1111001010108, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева (Октябрьский р-н), д. 67а, оф. 10; далее - Общество, ООО "Карелэнергоресурс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 25.12.2018 по делу N 03-16/06-2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено акционерное общество "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" в лице филиала акционерного общества "РУСАЛ Урал" в Надвоицах "Объединенная компания РУСАЛ Надвоицкий алюминиевый завод" (адрес: 186430, Республика Карелия, пгт. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1; далее - АО "РУСАЛ Урал", третье лицо).
Решением от 19.04.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявления ООО "Карелэнергоресурс" отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Карелэнергоресурс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, срок службы прибора учета истекает по окончании срока службы прибора учета, указанного в паспорте, документации на прибор учета, вне зависимости от истечения срока поверки прибора учета, следовательно, уведомление ООО "Карелэнергоресурс" не содержит положений, обязывающих совершить действия, не предусмотренные действующим законодательством, антимонопольным органом не доказан факт злоупотребления заявителем доминирующим положением на рынке.
В судебном заседании представитель ООО "Карелэнергоресурс" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Карельское УФАС России поступило заявление "РУСАЛ Надвоицы" от 18.05.2018 N 201510 по факту нарушения ООО "Карелэнергоресурс" Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N1034 (далее - Правила N 1034), выразившегося в направлении в адрес "РУСАЛ Надвоицы" уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета до истечения срока поверки проборов.
Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ООО "Карелэнергоресурс" уведомлением от 18.04.2018 года N 01-01/1708 (далее -уведомление) указало "РУСАЛ Надвоицы" на необходимость приведения узла учета тепловой энергии в соответствие с Правилами N 1034, а именно:
- получить у теплоснабжающей организации технические условия на проектирование узла учета;
- выполнить проектирование (с дальнейшим согласованием проекта в теплоснабжающей организации) и установку приборов учета;
- ввести в эксплуатацию узел учета в соответствии с пунктами 61-72 Правил N 1034.
Из уведомления следует, что вышеприведенные действия необходимо совершить по причине истечения срока службы узлов учета тепловой энергии (расходомер, тепловычислитель), установленных на тепловых сетях "РУСАЛ Надвоицы".
Решением Карельского УФАС России от 25.12.2018 по делу N 03-16/06-2018N 04-18/200-2018 в действиях ООО "Карелэнергоресурс" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившийся в направлении уведомления третьему лицу о необходимости замены узлов коммерческого учета.
Так же 25.12.2018 УФАС в отношении Общества вынесено предписание, которым предписано в срок до 22.01.2019 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем отзыва уведомления от 18.04.2018 о необходимости замены узлов коммерческого учета.
Заявитель, полагая, что указанные ненормативные правовые акты являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истечение срока службы средства измерения не является критерием несоответствия узла учета требованиям Правил N 1034, в связи с чем отказал заявителю в признании решения и предписания УФАС недействительными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва Управления на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ подлежат установлению доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.
В данном случае суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, констатировал, что Общество занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения, так как его доля составляет 100 %.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "Карелэнергоресурс" на основании договоров теплоснабжения от 01.09.2013 N 50-09-Т-2013 и N 51-/09-Т-2013 (далее - договоры), заключенных с ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (в настоящее время АО "РУСАЛ Урал") обязуется подавать АО "РУСАЛ Урал" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а АО "РУСАЛ Урал" обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные договором (пункт 2.1. договоров).
Отпуск тепловой энергии на объекты АО "РУСАЛ Урал" производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей теплоснабжающей организации и сетей АО "РУСАЛ Урал", установленной актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (пункт 2.2 договоров, приложение N 1 к ним).
Учет принятой АО "РУСАЛ Урал" тепловой энергии осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил N 1034 и "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (пункт 5.1 договоров).
В пункте 5.2 договоров указано, что при отсутствии или выходе из строя узла (прибора) учета, установленного в точке поставки, учет тепловой энергии производится по величинам, указанным в приложении N 2 к договору.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
Пунктом 5 Правил N 1034 установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами N 1034.
В оспариваемом решении Управление в качестве противоправных, нарушающих установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет, квалифицировало действия (бездействие) общества, совершенные при направлении в адрес "РУСАЛ Урал" уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета.
По мнению подателя апелляционной жалобы, истечение срока службы основных приборов учета, свидетельствует о невозможности его эксплуатации. Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом.
Согласно ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения" приведено определение срока службы: "Срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния (пункт 3.3.6)".
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
В пункте 7 Правил N 1034 установлено, что по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Таким образом, применение пункта 6 Правил N 1034 осуществляется в совокупности с иными пунктами настоящих Правил. Так, из указанных выше пунктов 6 и 7 Правил N 1034, дополняющих друг друга, следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться именно для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
Согласно пункту 75 Правил N 1034 узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Из указанного следует, что в пункте 75 Правил N 1034 перечислены критерии, в соответствии с которыми узел учета считается вышедшим из строя. Истечение срока службы средства измерения не является критерием несоответствия узла учета требованиям Правил N 1034.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - это установление органом; государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 13.15 "РМГ 29-2013. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения", введенных в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2013 N 2166-ст).
Исходя из положений Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил (пункт 73 Правил N 1034).
Таким образом, наличие у третьего лица актов ввода (периодической) проверки узлов учета, а также Свидетельств о поверке подтверждает исправность средств измерения и пригодность их к эксплуатации до установленного срока очередной поверки либо при выходе приборов учета из строя или их утраты.
Судом первой инстанции установлено, что используемые третьим лицом узлы учета были ранее допущены в эксплуатацию при их установке в предусмотренном законодательстве порядке, а также в установленном законодательством порядке были допущены в эксплуатацию на отопительный период 2017-2018 годов.
Кроме того, заявителем не представлено в материалы дела доказательств неисправностей узлов учета. Более того, в материалы дела представлены документы, из которых следует, что все средства измерения, входящие в состав узлов учета, прошли очередную поверку, и могут использоваться до 2021 года.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что уведомление носит лишь информационный характер и не содержит положений, обязывающих совершить действия, не предусмотренные действующим законодательством, подлежит отклонению апелляционным судом.
В силу пункта 17 Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
В своем уведомлении от 18.04.2018 N 01-01/1708 ООО "Карелэнергоресурс" указало третьему лицу на необходимость приведения узла учета тепловой энергии в соответствие с Правилами N 1034, а именно:
- получить у теплоснабжающей организации технические условия на проектирование узла учета;
- выполнить проектирование (с дальнейшим согласованием проекта в теплоснабжающей организации) и установку приборов учета;
- вести в эксплуатацию узел учета в соответствии с пунктами 61-72 Правил N 1034.
Таким образом, в соответствии с указанным уведомлением третьему лицу надлежало произвести действия по замене узлов учета в порядке, предусмотренном Правилами N 1034.
Апелляционный суд учитывает, что ООО "Карелэнергоресург", отказывая "РУСАЛ Надвоицы" в принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии письмом от 12.11.2018 N 01-01-4838, в качестве основания ссылалось на истечение срока службы установленных приборов учета согласно уведомлению от 18.04.2018 N 01-01/1708, иных оснований Обществом не приведено. Указанное свидетельствует об ущемлении ООО "Карелэнергоресурс" интересов третьего лица в сфере осуществления предпринимательской деятельности и, соответственно, о нарушении Обществом запретов и ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Апелляционный суд обращает внимание на то, что письмо Минстроя России, в котором разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов и на которое ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем и было указано самим Минстроем России в ответ на обращение ООО "Карелэнергоресур".
При изложенных обстоятельствах, решение УФАС и выданное на его основании предписание правомерно признаны судом первой инстанции законными, заявление Общества обоснованно отклонено судом первой инстанции ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины и в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ, с ООО "Карелэнергоресурс" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 апреля 2019 года по делу N А26-438/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-438/2019
Истец: ООО "Карелэнергоресурс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий" в лице филиала "РУСАЛ Урал" в Надвоицах "Объединенная компания РУСАЛ Надвоицкий алюминиевый завод", ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания"