г. Пермь |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А60-72579/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
заявителя - индивидуального предпринимателя Ерофеевой Светланы Юрьевны (ИНН 662400033714, ОГРНИП 312668122800012), предъявлен паспорт; представителя по доверенности от 14.12.2019 Бронникова Р.А., паспорт;
от заинтересованного лица - Администрации Нижнетуринского Городского округа (ИНН 6624002144, ОГРН 1026601484447): Атливанова М.Р., паспорт, доверенность от 17.12.2018;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Администрации Нижнетуринского Городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2019 года
по делу N А60-72579/2018,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ерофеевой Светланы Юрьевны
к Администрации Нижнетуринского Городского округа
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания"
о признании недействительным постановления администрации об утверждении схемы размещения торговых объектов, о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ерофеева С.Ю. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Нижнетуринского городского округа с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании Постановления Администрации Нижнетуринского городского округа N 1008 от 30.11.2018 Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа, недействительным в части невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа земельного участка с кадастровым номером с кадастровым N 66:17:0804004:211, расположенного по адресу: г. Нижняя тура, ул. Ленина 69; также просит суд признать незаконным бездействие Администрации Нижнетуринского городского округа выразившееся в не рассмотрении Заявления от 02.11.2018 о включении нестационарного торгового объекта находящегося на земельном участке с кадастровым N 66:17:0804004:211, расположенного по адресу: г. Нижняя тура, ул. Ленина 69 в схему размещения нестационарных объектов торговли, питания и услуг на территории Нижнетуринского городского округа направленного Заявителем, отсутствии ответа на заявление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Торговая компания".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2019 (резолютивная часть решения объявлена 18.04.2019) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое Постановление Администрации Нижнетуринского городского округа N 1008 от 30.11.2018 Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа, признано недействительным в части не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа земельного участка с кадастровым номером с кадастровым N 66:17:0804004:211, расположенного по адресу: г. Нижняя тура, ул. Ленина 69. Администрация Нижнетуринского городского округа обязана судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ерофеевой С.Ю. путем принятия решения о включении нестационарного торгового объекта, находящегося на земельном участке с кадастровым N 66:17:0804004:211, расположенного по адресу: г. Нижняя тура, ул. Ленина 69, в схему размещения нестационарных объектов торговли, питания и услуг на территории Нижнетуринского городского округа. В порядке распределения судебных расходов с Администрации в пользу индивидуального предпринимателя Ерофеевой С.Ю. взыскано 300 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что действия Администрации были совершены с учетом того, что истек срок действия договора N 1 от 01.01.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем Ерофеевой С.Ю. и Администрации Нижнетуринского городского округа; 14.12.2018 Комитет по управлению муниципальным имуществом инициировал проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок; для участия в аукционе Ерофеева С.Ю. заявку не подала.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Предприниматель и его представитель дополнительно пояснили, что в 2017-2018 году предприниматель осуществляла на основании утвержденной Схемы торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по адресу ул. Ленина, 69, но с января 2019 года предприниматель деятельность по спорному адресу не осуществляет, нестационарный торговый объект демонтирован, так как не был включен Администрацией в Схему НТО на 2019 и предприниматель не получила ответ на заявление от 02.11.2018 о включении в Схему.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ИП Ерофеевой Светланой Юрьевной и Администрацией Нижнетуринского городского округа заключен Договор N 1 от 01.01.2017 о предоставлении права на размещение нестационарного торгового места на территории Нижнетуринского городского округа посредством реализации имущественного права по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Ленина 69 (далее по тексту - Договор).
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 Договора срок его действия установлен до 31.12.2018 года.
Заявителем 02.11.2018 направлено в адрес Администрации (и получено администрацией, о чем имеется отметка на самом заявлении) заявление о включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных объектов торговли, питания и услуг на территории Нижнетуринского городского округа.
Ответ на указанное заявление от Администрации не поступал, иных уведомлений от Администрации в адрес заявителя также не поступало.
Вместе с тем, 30.10.2018 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнетуринского городского округа было направлено информационное сообщение в Комитет по экономике и инвестиционной политике Администрации Нижнетуринского городского округа о том, что поступило обращение от ООО "Уральский кедр" о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:17:0804004:211, расположенного по адресу: г. Нижняя тура, ул. Ленина 69, для строительства магазина.
30.11.2018 Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа N 1008 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа" утверждена схема размещения торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа (далее - Постановление), действие схемы размещения торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа, утвержденной настоящим постановлением, начинается с 01.01.2019 года. В данной схеме отсутствует нестационарное торговое место по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Ленина 69.
Считая бездействие Администрации по не рассмотрению заявления от 02.11.2018 и постановление N 1008 в части невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа испрашиваемого земельного участка незаконными, предприниматель обратилась в суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Правоотношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности урегулированы Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона о торговой деятельности).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности).
Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты и продолжаются на момент утверждения указанной Схемы размещения (п. 10 Порядка). Аналогичное положение закреплено в пункте 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
В п. 16 Порядка установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 25 названного Порядка после опубликования решения органа местного самоуправления о разработке Схемы размещения физические или юридические лица, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, иные заинтересованные лица вправе представить в орган местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов в части включения в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов (далее - предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов) в течение двух месяцев с даты опубликования указанного решения.
Орган местного самоуправления по окончании срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов принимает решение о включении либо об отказе во включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов.
Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области в срок не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов.
Согласно пункта 32 Порядка N 295-ПП основанием для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в схему размещения нестационарных торговых объектов являются, в том числе, заявления от субъектов предпринимательской деятельности с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Основанием для отказа во включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения, согласно пункту 26 Порядка, является наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящего Порядка (не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления); расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
В пункте 27 Порядка N 295-ПП указано, что в случае отказа во включении в Схему размещения указывается конкретное основание отказа, а также предлагаются возможные варианты для включения в Схему размещения с учетом требований п. 16 настоящего Порядка и имеющихся свободных мест из числа перспективных, предусмотренных Схемой размещения.
В соответствии с полномочиями, предоставленными указанными нормативными правовыми актами органам местного самоуправления, Администрацией Нижнетуринского городского округа от 30.11.2018 N 1008 утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории Нижнетуринского городского округа, в котором отсутствует испрашиваемое заявителем место под размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Ленина, 69 (кадастровый N 66:17:0804004:211).
При этом в соответствии с приведенными выше положениями Порядка N 295-ПП заявление индивидуального предпринимателя Ерофеевой С.Ю. 02.11.2018, поступившее в адрес Администрации, должно было быть рассмотрено с принятием по нему мотивированного решения о включении места размещения НТО в схему либо отказе во включении испрашиваемого НТО в схему с указанием конкретных оснований отказа и предложением возможных вариантов для включения в схему из числа перспективных.
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что решение по поступившему в адрес Администрации заявлению предпринимателя о включении в схему размещения НТО от 02.11.2018 в соответствии с требованиями Порядка N 295-ПП принято не было, в связи с чем заявление предпринимателя по существу не рассмотрено Администрацией, что не соответствует действующему Порядку и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Приведенный в жалобе довод о том, что действия Администрации были совершены с учетом истечения срока действия договора N 1 от 01.01.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем Ерофеевой С.Ю. и Администрации Нижнетуринского городского округа апелляционным судом отклонен, так как в соответствии с приведенными положениями Порядка заявление предпринимателя, поступившее в адрес Администрации, должно было быть рассмотрено с принятием по нему мотивированного решения о включении либо отказе во включении испрашиваемого НТО в схему размещения НТО.
Необходимо отметить, что факт поступления заявления ООО "Уральский кедр" в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом, проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:17:0804004:211 и отсутствие заявки со стороны индивидуального предпринимателя Ерофеевой С.Ю., с учетом установленных выше обстоятельств и требований п. 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, п. 10 Порядка, не свидетельствует о законности оспариваемого бездействия Администрации и не подтверждает правомерность не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа места размещения нестационарного объекта предпринимателя Ерофеевой С. Ю., ранее включенного в Схему по адресу г. Нижняя Тура, ул. Ленина 69.
Являясь владельцем нестационарного торгового объекта, предприниматель в силу ст. 39.33 Земельного кодекса РФ не обязана заключать договор аренды земельного участка и не заинтересована в участии в аукционе на право заключения договора аренды.
Следовательно, довод Администрации о том, что она не подавала заявку на участие в аукционе, не имеет правового значения для разрешения спора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным Постановление Администрации Нижнетуринского городского округа N 1008 от 30.11.2018 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа" в части не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнетуринского городского округа спорного нестационарного объекта.
Избранный судом первой инстанции способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя признается судом апелляционной инстанции соответствующим характеру допущенного нарушения, установленным фактическим обстоятельствам (ст. 201 АПК РФ).
При этом судом апелляционной инстанции руководствуется позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О), принимая во внимание, что испрашиваемое предпринимателем место было включено в Схему НТО, утвержденную Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 25.11.2016 N 1025 схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017 и 2018 годы.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным выше мотивам следует отказать.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2019 года по делу N А60-72579/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72579/2018
Истец: Ерофеева Светлана Юрьевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "Торговая компания"