город Омск |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А46-1050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6577/2019) Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2019 по делу N А46-1050/2019 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромСклад" (ИНН 5505212239, ОГРН 1115543032824) к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447; обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 55:36:120307:3447,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Ермолаева Евгения Викторовна (по доверенности N Исх-ДИО/9322 от 10.07.2019 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации);
от общества с ограниченной ответственностью "ПромСклад" - Майорова Светлана Валерьевна (по доверенности от 01.01.2019 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСклад" (далее - заявитель, ООО "ПромСклад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее -
заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447; обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 55:36:120307:3447.
Определением арбитражного суда от 19.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры и градостроительства).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.04.2019 по делу N А46-1050/2019 заявленные обществом требования удовлетворены, признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447, отнесённого к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования "Для строительства коммунально-складского объекта, не требующего санитарно-защитной зоны", площадью 2821 кв. м, имеющего адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 34-я Рабочая; на Департамент имущественных отношений возложена обязанность предоставить ООО "ПромСклад" в собственность земельный участок с кадастровым номером 55:36:120307:3447, отнесённый к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования "Для строительства коммунально-складского объекта, не требующего санитарно-защитной зоны", площадью 2821 кв.м., имеющий адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 34-я Рабочая, путем заключения договора купли-продажи. Этим же решением с Департамента имущественных отношений в пользу ООО "ПромСклад" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Обществом при обращении с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447 были предоставлены все необходимые документы, в связи с чем у Департамента не имелось правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент имущественных отношений обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечение условий для размещения и эксплуатации указанных объектов, в связи с чем оспариваемый в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447 является законным и обоснованным.
Департамент архитектуры и градостроительства, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "ПромСклад" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка площадью 2821 кв. м с кадастровым номером 55:36:120307:3447, отнесённого к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования "для строительства коммунально-складского объекта, не требующего санитарно-защитной зоны", имеющего адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 34-я Рабочая:
- нежилое здание с кадастровым номером 55:36:120307:24368 (коммунально-складской объект), расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 34-я Рабочая, д. 15;
- нежилое здание с кадастровым номером 55:36:120307:24369 (коммунально-складской объект), расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 34-я Рабочая, д. 13.
Право собственности на указанные объекты зарегистрированы заявителем в установленном законом порядке, о чём в Едином государственном реестре недвижимости имеются регистрационные записи N 55:36:120307:24368-55/092/2018-1 от 14.09.2018 и N 55:36:120307:24369-55/092/2018-1 от 21.09.2018 соответственно.
Указанный земельный участок предоставлен заявителю без проведения торгов на основании договора аренды N Д-О-13-79 от 11.04.2016 для строительства (завершения строительства).
19.11.2018 ООО "ПромСклад" на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447 без проведения торгов.
Письмом от 13.12.2018 N Исх-ДИО/19224 Департамент имущественных отношений отказал Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив заявителю предоставить документы в обоснование необходимости использования запрашиваемой площади земельного участка с учетом площади расположенного на нем объекта недвижимости, поскольку сделать вывод о том, что земельный участок с площадью 2821 кв.м. необходим в целях эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120307:24368 площадью 182,6 кв.м. не представляется возможным.
Полагая, что отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя, ООО "ПромСклад" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
16.04.2019 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером участка с кадастровым номером 55:36:120307:3447, мотивированный отсутствием документов, обосновывающих требуемый обществом размер земельного участка.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа законодательству, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Детальный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе, подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (статья 39.17 ЗК РФ).
Департамент имущественных отношений в качестве правового обоснования отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка сослался на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположено нежилое здание площадью 182,6 кв. м с кадастровым номером 55:36:120307:24368, а также временный объект, склад площадью 229,1 кв. м, не представляющий собой объект капитального строительства. По мнению Департамента имущественных отношений, заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости, исходя из потребности собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации указанных объектов, а их представленных Обществом документов не представляется возможным сделать вывод о том, что земельный участок с площадью 2821 кв.м. необходим в собственность с целью эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120307:24368 площадью 182,6 кв.м.
Вместе с тем как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, к заявлению о приобретении в собственность земельного участка Обществом был приложен пакет документов в полном соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
При этом вывод Департамента о том, что объект недвижимости площадью 229,1 кв.м., расположенный на испрашиваемом земельном участке, не является объектом капитального строительства, не соответствует действительности и опровергается документами, приложенными Обществом к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка.
Из представленных документов, в том числе, выписки из ЕГРН, следует, что объект площадью 229,1 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 34-я Рабочая, д. 13, является объектом капитального строительства - нежилым зданием (коммунально-складской объект) с кадастровым номером 55:36:120307:24369.
При этом строительство указанного здания, равно как и второго объекта недвижимости - нежилого здания (коммунально-складской объект) с кадастровым номером 55:36:120307:24368, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 34-я Рабочая, д. 15, осуществлено с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ, которыми, в том числе, установлено соответствие построенных объектов капитального строительства установленным требованиям.
Указанные выше объекты поставлены на кадастровый учет, заявителем зарегистрировано право собственности, о чём в ЕГРН имеются регистрационные записи N 55:36:120307:24368-55/092/2018-1 от 14.09.2018 и N 55:36:120307:24369-55/092/2018-1 от 21.09.2018.
В составе документов, представленных Обществом с заявлением о предоставлении земельного участка, имелись выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 14.09.2018 и от 21.09.2018, которые содержали сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости - зданий, зарегистрированном праве, правообладателе, документах, послуживших основанием для регистрации права.
Так, в выписке на объект с кадастровым номером 55:36:120307:24369, "коммунально-складской объект, не требующий создания санитарно-защитной зоны. Склад (вторая очередь)", указано, что документами-основаниями для регистрации права собственности ООО "ПромСклад" являются следующие: распоряжение департамента строительства Администрации города Омска N 187 от 07.08.2018, разрешение департамента строительства Администрации города Омска на ввод объекта в эксплуатацию N55-ru55301000-2282-2018 от17.07.2018, договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства (завершения строительства), без проведения торгов N Д-О-13-79 от 11.04.2016.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что вопреки мнению Департамента, объект недвижимости площадью 229,1 кв.м. расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 34-я Рабочая, д. 13 является объектом капитального строительства.
Более того, суд апелляционной инстанции находит необоснованным отказ в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов по мотиву непредоставления заявителем доказательств обоснования площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимого имущества.
Из характера спорных правоотношений следует, что предоставление земельного участка, занятых объектами недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этих объектов имел возможность осуществлять их обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектами недвижимости, так и часть, необходимая для их использования.
Из материалов дела усматривается, спорный земельный участок предоставлялся для строительства объектов с учётом их промышленного производственного назначения - коммунально-складские объекты (пункты приёма и складирования металлолома).
Испрашиваемый земельный участок площадью 2821 кв. м соответствует целям эксплуатации расположенных на нём объектов, с учетом их целевого назначения и фактического использования, ввиду необходимости организации подъездных путей, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и беспрепятственной работы вспомогательной техники, в том числе автопогрузчиков и большегрузов.
Доказательств возможного использования земельного участка меньшей площади для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов Департаментом в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что испрашиваемая заявителем площадь земельного участка несоразмерна площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных отношений освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2019 по делу N А46-1050/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1050/2019
Истец: ООО "ПРОМСКЛАД"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска