г. Москва |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А41-88378/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э,,
при участии в заседании:
от ООО "Стрела": Герасимович С.А. по доверенности от 07.06.2018; Зубков П.В. - генеральный директор на основании приказа от 01.10.1999 N 1.
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Максимова Т.А. по доверенности от 09.01.2019 N 2-19/МТДи,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрела"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 мая 2019 года по делу N А41-88378/18,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрела"
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (далее - общество, ООО "Стрела", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2018 N 000468.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2019 года по делу N А41-88378/18 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 100-104).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Стрела" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Стрела" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении Министерством мониторинга пассажирских перевозок по маршруту N 365К "Чехов-Чепелево-Москва" выявлено нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположения транспортных средств общества и своевременного предоставления в Региональную навигационно-информационную систему Московской области сформированных данных о сменно-суточных нарядах.
В связи с выявленными нарушениями в отношении заявителя 03.09.2018 составлен протокол об административном правонарушении 50 АП N 002754/7-778/2018, по статье 8.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (т. 1 л. д. 63).
27 сентября 2018 года административным органом в отношении общества вынесено постановление 50 АД N 000468 по делу об административном правонарушении и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 70 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Стрела" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8.7 КоАП МО нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами Московской области, о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в Региональную навигационно-информационную систему Московской области влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения в области перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых нарушаются требования установленных нормативными правовыми актами Московской области, о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в Региональную навигационно-информационную систему Московской области.
Пунктом 2 статьи 12 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее - Закон N 268/2005-03) предусмотрено, что перевозчик обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, соглашением, муниципальными правовыми актами, условиями государственных (муниципальных) контрактов, карт маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам на территории Московской области, обязаны: обеспечить передачу мониторинговой информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок, в региональную навигационно - информационную систему Московской области в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов" (постановление Правительства МО от 16.04.2018 N 231/9 "Об установлении требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам на территории Московской области, и о внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 29.12.2015 N 1379/49 "О требованиях к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам и шкале для оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам".
В соответствии с пунктом 14 Распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 16.02.2018 N 38-р "Об утверждении Порядка информационного взаимодействия между организациями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" и Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области" (далее - Порядок N 38-р) перевозчик: заключает с Оператором Соглашение о взаимодействии при передаче мониторинговой информации и при передаче сменно-суточных нарядов (далее - Соглашение), регистрируется в РНИС, обеспечивает с помощью Личного кабинета ввод, проверку и редактирование сведений о ТС и установленных на ТС АТТ, расписаний движения ТС; обеспечивает передачу мониторинговой информации на основании соглашения и в соответствии с разделом V Порядка; обеспечивает своевременное предоставление в РНИС Московской области данных сменно-суточного наряда в соответствии с разделом 6 Порядка.
Как следует из буквального изложения диспозиции статьи 8.7 КоАП МО, нормой предусмотрена ответственность лица за нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Пункт 3 Порядка N 38-р разделяет устанавливаемые процедуры передачи мониторинговой информации и передачи сменно-суточного наряда.
Пункт 27 Раздела V Порядка N 38-р содержит перечень мониторинговой информации, которая включает: идентификационный номер АТТ; географическая широта местоположения ТС; географическая долгота местоположения ТС; скорость движения ТС; путевой угол ТС; время и дата фиксации местоположения ТС; признак нажатия тревожной кнопки.
Аналогичный состав мониторинговой информации приведен в Приказе Минтранса России от 31.07.2012 N 285.
Согласно пунктам 14, 15 Постановления Правительства Московской области от 26.11.2013 N 979/52 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" источниками мониторинговой информации являются транспортные организации, организации, предоставляющие телематические услуги, РНИЦ субъектов Российской Федерации.
Мониторинговая информация о параметрах движения и местоположении транспортного средства (или иного подвижного объекта) передается в режиме реального времени в РНИС в соответствии с соглашениями, заключенными с оператором РНИС с использованием протоколов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов": непосредственно с бортовых терминалов, установленных на транспортных средствах; с бортовых терминалов посредством трансляции от организаций, предоставляющих телематические услуги; с бортовых терминалов посредством трансляции от телематического сервера транспортной организации; от РНИЦ субъектов Российской Федерации; с 01.04.2014 с бортовых терминалов, установленных на транспортных средствах, используемых на регулярных перевозках пассажиров и багажа, а также для перевозки детей.
Сменно-суточный наряд содержит информацию о транспортном средстве, водителе, расписании, фактическом времени выезда, фактическом времени прибытия в начальный пункт, фактическом времени возврата.
Пунктом 31 Порядка N 38-р предусмотрено, что перевозчик формирует сменно-суточный наряд и обеспечивает передачу сформированного сменно-суточного наряда в электронном виде в РНИС Московской области до начала нарядных суток.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что передача мониторинговой информации и своевременное предоставление в РНИС Московской области данных сменно-суточного наряда представляют собой различные обязанности перевозчика, исполняемые по различным процедурам, и включают в себя различные сведения.
Обществу в качестве объективной стороны правонарушения вменяется осуществление перевозки при не обеспечении передачи мониторинговой информации о параметрах движения и местоположения транспортных средств общества и своевременного предоставления в Региональную навигационно-информационную систему Московской области сформированных данных о сменно-суточных нарядах.
Однако из буквального толкования закона, ответственность за неисполнение обязанности по своевременному представлению данных сменно-суточного наряда статьей 8.7 КоАП МО не предусмотрена.
Между тем, обществу в качестве объективной стороны правонарушения вменяется осуществление, в том числе:
- 06.08.2018, 09.08.2018, 10.08.2018 перевозки по маршруту N 365к "Чехов- Чепелево-Москва (м. Южная)" транспортным средством марки "Ивеко", г/н ЕС 828 50;
- 09.08.2018 перевозки по маршруту N 365к "Чехов-Чепелево-Москва (м. Южная)" транспортным средством марки "Неоплан", г/н С 555 РО 750, не обеспечив передачу мониторинговой информации о параметрах движения и местоположения транспортных средств общества в Региональную навигационно-информационную систему Московской области.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", определены требования к оформлению и оборудованию транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Правилами перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства.
Частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На приложенных к материалам дела фотоснимках, спорные транспортные средства находились в начальной точке маршрута с опознавательными знаками, свидетельствующими об осуществлении перевозок по маршруту 365к.
Кроме того, министерство обратилось в адрес АО "Расчетные решения" с просьбой о предоставлении данных о фактах оплаты проезда посредством терминалов, установленных на вышеуказанных транспортных средствах.
Согласно выгрузке из системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и багажа на общественном транспорте, учета проданных билетов и совершенных поездок с 06.08.2018 по 10.08.2018 следует:
- транспортное средство ЕС 828 50 (терминал ТО 15733) за 06.08.2018 совершено 18 безналичных транзакций на сумму 2495 руб. 50 коп.; за 09.08.2018 совершено 7 безналичных транзакций на сумму 879 руб.; за 10.08.2018 совершено 7 безналичных транзакций на сумму 826 руб. 50 коп.;
- транспортное средство С 555 РО 750 (терминал ТО 10243) за 09.08.2018 совершено 56 безналичных транзакций на сумму 8029 руб. 50 коп.
Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждено фотоснимками, письмами ГКУ МО "ЦБДДМО" от 20.08.2018 N N 20/1Исх-1868, 20/1Исх-1873, 20/1Исх-1874, от 25.09.2018 N 20/1 Исх-2293, протоколом об административном правонарушении от 03.09.2018 N 002754/7778/2018 (т. 1 л. д.77-82, 111-114, 126, т. 2 л. д. 5).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность для соблюдения норм и правил, установленных законодательством Московской области.
Заявитель не проявил надлежащей заботливости и внимательности в целях соблюдения своих публично правовых обязанностей, в связи с чем, правонарушение совершено.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии на момент вынесения оспариваемого постановления требования по установлению на транспортном средстве аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS является необоснованным в связи со следующим.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2018 N 153 (действие приостановлено до 1 июля 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1630) утверждены Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории М, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 года N 939, было приостановлено до 1 января 2019 года действие подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Положение о лицензировании перевозок).
В силу подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
При этом, вменяемое правонарушение было обнаружено административным органом 06, 09, 10 августа 2018 года, тогда как действие подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок приостановлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 года N 939, опубликованным 16 августа 2018 года.
Таким образом, на момент выявления административного правонарушения у общества имелась обязанность по использованию транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и передаче мониторинговой информации в РНИС.
Кроме того, приостановление действия подпункта "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок само по себе не свидетельствует об упразднении обязанности по передаче мониторинговой информации и ответственности за ее неисполнение.
Следовательно, имеющимися в материалах дела документами подтверждается совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.7 КоАП МО - нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами Московской области, о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в Региональную навигационно-информационную систему Московской области.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Обществом не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2019 года по делу N А41-88378/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88378/2018
Истец: ООО "СТРЕЛА"
Ответчик: 5024105481 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143407, МОСКОВСКАЯ область, р-н. КРАСНОГОРСКИЙ, г. КРАСНОГОРСК, БЦ "Кубик", секция "В", 4 этаж, ул. б-р. СТРОИТЕЛЕЙ, д. 4 строение 1
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ