г. Чита |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А19-18807/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей буровой компании "Восток" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-18807/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" (ОГРН 1153850030509, ИНН 3812114470; адрес: 664082, г.Иркутск, мкр.Университетский, дом 4Б) к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 1143850007916, ИНН 3811177036; адрес: 664046, г. Иркутск, ул. Байкальская, дом 198А), об обязании осуществить демонтаж кондиционеров и привести фасад здания в первоначальное состояние (суд первой инстанции: Серова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" об обязании общества с ограниченной ответственностью "Восток" за свой счет демонтировать принадлежащие ему кондиционеры в количестве 4 (четырех) штук, расположенные на фасаде здания со стороны подъездов (главный фасад) и на левом торце здания по адресу: г. Иркутск, м-он Первомайский, д. 25, в границах первого этажа многоквартирного дома, а именно:
- кондиционер N 1 (наружный блок) "Midea", модель MO11D-09NHN1, серийный номер С101396511411В24120823, расположенный на левом торце здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25;
- кондиционер N 2 (раздельного типа) "General Climate", модель GU-U48HRN1, серийный номер D202088030713615160053, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад);
- кондиционер N 3 (наружный блок) "LG", модель N28LH (LT-B2861HL), серийный номер 411KAMZ00267, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад);
- кондиционер N 4 (раздельного типа) "General Climate", модель GU-U48HRN1, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад), 3 и привести фасад дома N 25 в м-не Первомайский в г. Иркутске в надлежащее состояние посредством заделки отверстий и восстановления фактурного слоя фасада путем оштукатуривания и окраски мест повреждений с сохранением цветовой гаммы фасада в срок до 31.05.2019;
- обязать ООО "Восток" за свой счет привести стены и придомовую территорию (земельный участок) дома N 25 в м-не Первомайский в г. Иркутске в надлежащее состояние (после самостоятельно произведенного демонтажа технологического и иного оборудования) посредством разборки металлоконструкций из одиночных и парных уголков, заделки отверстий и восстановления фактурного слоя стен дома путем оштукатуривания и окраски мест повреждений с сохранением цветовой гаммы фасада, разборки бетонных оснований из цементно-песчаного раствора, устройства асфальто-бетонного покрытия в срок до 31.05.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года исковые требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" обязано за свой счет демонтировать принадлежащие ему кондиционеры в количестве 4 (четырех) штук, расположенные на фасаде здания со стороны подъездов (главный фасад) и на левом торце здания по адресу: г. Иркутск, м-он Первомайский, д. 25, в границах первого этажа многоквартирного дома, а именно:
кондиционер N 1 (наружный блок) "Midea", модель MO11D-09NHN1, серийный номер С101396511411В24120823, расположенный на левом торце здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25;
кондиционер N 2 (раздельного типа) "General Climate", модель GU-U48HRN1, серийный номер D202088030713615160053, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад);
кондиционер N 3 (наружный блок) "LG", модель N28LH (LT-B2861HL), серийный номер 411KAMZ00267, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад);
кондиционер N 4 (раздельного типа) "General Climate", модель GU-U48HRN1, расположенный на фасаде здания по адресу: г. Иркутск, м-н Первомайский, д. 25, со стороны подъездов (главный фасад),
и привести фасад дома N 25 в м-не Первомайский в г. Иркутске в надлежащее состояние посредством заделки отверстий и восстановления фактурного слоя фасада путем оштукатуривания и окраски мест повреждений с сохранением цветовой гаммы фасада в срок до 31.05.2019;
- ООО "Восток" обязано за свой счет привести стены и придомовую территорию (земельный участок) дома N 25 в м-не Первомайский в г. Иркутске в надлежащее состояние (после самостоятельно произведенного демонтажа технологического и иного оборудования) посредством разборки металлоконструкций из одиночных и парных уголков, заделки отверстий и восстановления фактурного слоя стен дома путем оштукатуривания и окраски мест повреждений с сохранением цветовой гаммы фасада, разборки бетонных оснований из 11 цементно-песчаного раствора, устройства асфальто-бетонного покрытия в срок до 31.05.2019.
С общества с ограниченной ответственностью "Восток" взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что протокол не может являться доказательством определения порядка владения и пользования общим имуществом; доказательств нарушения прав других собственников путем превышения шума или вибрации в материалы дела не представлено; что в решении общего собрания речь идет о защите прав собственников помещений многоквартирного дома от иных лиц, к которым ответчик не относится.
От истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просил в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" о демонтаже кондиционеров и приведении фасада многоквартирного дома в надлежащее состояние.
Обращаясь с иском, истец ссылался на то, что ответчиком без согласия собственников размещены блоки кондиционеров в количестве четырех штук на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу: г.Иркутск, мкр.Первомайский, д.25, являющемся общим имуществом. Направленное в адрес ответчика предписание об устранении нарушений, выявленных при эксплуатации общего имущества, оставлено без исполнения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца на основании статей 15, 246, 253, 290, 304, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции исходил из обоснованности иска. При этом не учел следующего.
ООО "Восток" принадлежат на праве собственности нежилые помещения общей площадью 952,8 кв.м.: номера на поэтажном плане подвала 1-12, 4а, 4б, 14-29, номера на поэтажном 1 этажа 1, 2, 5-12.
Согласно протоколу (подведения итогов заочного голосования) подсчета голосов собственников помещений дома N 25, мкр.Первомайский, г.Иркутск по вопросам повестки общего собрания, проводимого в форме заочного голосования от 7 ноября 2007 года, собственниками помещений в указанном доме принято решения о выборе способа управления - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ОАО "Западное управление жилищно-коммунальным системами".
ОАО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" 10.07.2015 реорганизовано в форме преобразования в ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами". В соответствии с подпунктами 3.1.1., 3.1.2 Устава ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" основными видами его экономической деятельности является управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), избравших способ управления домом - управление управляющей организацией, между ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" и собственниками дома N 25, мкр.Первомайский, г.Иркутска был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.09.2015. В соответствии с пунктом 9.1 договора управления многоквартирным домом от 11.09.2015, договор вступает в силу с 11.09.2015 и действует в течение 5 лет.
Обосновывая свои выводы, суд сослался на то, что по результатам проведенной проверки Службой государственного жилищного надзора Иркутской области вынесено предостережение от 20.03.2018 N 02-86-3154/18 в адрес директора ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" о недопустимости нарушения требований жилищного законодательства и предупреждение, что в случае ненадлежащего исполнения требований жилищного законодательства директор Общества будет привлечен к установленной законом ответственности.
Между тем, данное предписание Службой государственного жилищного надзора Иркутской области в адрес ответчика не выносилось, о привлечении к ответственности он не предупреждался, в связи с чем не мог проверить его законность и обоснованность.
Также суд указал, что в соответствии с протоколом внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г.Иркутск, м/н Первомайский, д.25 от 01.05.2018, проведенного в период с 10.04.2018 по 01.05.2018, собственники помещений по вопросы 3.1 проголосовали против разрешения пользования фасадом многоквартирного дома и земельным участком, на котором расположен данный дом, являющимся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, иными лицами для установки на данном имуществе кондиционеров, холодильного и прочего технологического оборудования. Собственниками помещений приняты решения (вопросы 3.2 и 4): демонтировать кондиционеры, холодильное и прочее технологическое оборудование, установленные иными лицами на фасаде многоквартирного дома и земельном участке, на котором расположен данный дом, являющемся общим имуществом собственников в многоквартирном доме; наделить ООО "Западное управление ЖКС" полномочиями по представлению интересов собственников помещений во взаимоотношениях с третьими лицами (в т.ч. контролирующими, правоохранительными, судебными и иными органами власти) по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (предоставление фасадных и торцевых стен многоквартирного дома для установки кондиционеров), а также на выдачу предписаний о демонтаже кондиционеров и подачу в суд исковых заявлений о демонтаже кондиционеров, расположенных на фасадных и торцевых стенах многоквартирного дома.
Как справедливо заметил заявитель апелляционной жалобы, в указанном решении общего собрания речь идет о защите прав собственников помещений многоквартирного дома от иных лиц, к которым ответчик не относится. Он также является собственником общего имущества многоквартирного дома и ему принадлежат на праве собственности нежилые помещения общей площадью 952,8 кв.м. в этом доме.
Соответственно, протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г.Иркутск, м/н Первомайский, д.25 от 01.05.2018, проведенного в период с 10.04.2018 по 01.05.2018, который использовал суд в подтверждение своих выводов, не наделяет истца как не являющуюся собственником управляющую организацию указанными в нем полномочиями в отношении ответчика.
Также апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно пункта 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Как сказано в пункте "з" части 3 статьи 25 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 25 декабря 2008 года N 004-20-560950/8 (далее - Правила благоустройства г.Иркутска), при содержании фасадов зданий, в том числе их отдельных конструктивных элементов, дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств запрещается размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции в оконных и дверных проемах, если блоки выступают за плоскость фасада здания и при этом не используются маскирующие ограждения, а также на поверхности главных фасадов здания, над тротуарами.
В соответствии со статьей 28 данных Правил благоустройства г.Иркутска наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции допускается размещать на кровле зданий, в окнах подвального этажа без выхода за плоскость фасада здания, на дворовых фасадах здания в единой системе размещения, на лоджиях, в нишах, с использованием маскирующих ограждений (решеток, жалюзи).
Как сказано в пункте 20 статьи 105 Правил благоустройства г.Иркутска крепление к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установка кондиционеров и спутниковых антенн не допускается без соответствующего разрешения.
Частью 1 статьи 102 Правил благоустройства г.Иркутска предусмотрена выдача разрешений администрацией города Иркутска.
В части 6 статьи 89 Правил благоустройства г.Иркутска в случае возникновения спорных вопросов в отношении благоустройства отведенной и прилегающей территории между собственниками, владельцами и пользователями земельных участков и (или) объектов недвижимости, а также их частей администрация города Иркутска в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и заключенными договорами, соглашениями принимает меры к их разрешению.
Исходя из того, что вопросы пользования, владения и распоряжения общим имуществом, находящимся в долевой собственности, урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая при этом, что Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 и вышеуказанные Правила благоустройства г.Иркутска являются актами публичного, а не частного права, апелляционный суд приходит к выводу, что в пункте 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в пункте 20 статьи 105 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 25 декабря 2008 года N 004-20-560950/8 речь идет о необходимости получения разрешения уполномоченного органа власти.
Соответственно, нарушения данных Правил приводит к возникновению спора в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в качестве нарушения норм Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 173-ОЗ), а также в порядке административного судопроизводства.
Соответственно, само по себе размещение внешних блоков кондиционеров на фасаде многоквартирного жилого дома для кондиционирования помещений одного из собственников не указывает на нарушение прав и законных интересов других собственников, если от такого размещения не возникают иные последствия, в частности, повышенный шум, вибрация и т.д., и не позволяет управляющей компании осуществлять демонтаж.
По результатам проверки Службой государственного жилищного надзора Иркутской истцу выдано предостережение от 20.03.2018 N 02-86-3154/18 в адрес директора ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами", в котором не имеется каких-либо требований в отношении ООО "Восток". Наличие шума или вибрации надлежащими доказательствами не подтверждено, возникновение таких последствий указано как предположительное. Предписания о демонтаже внешних блоков кондиционеров не выносилось.
В соответствии с положениями статей 209, 247, 290, 304, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12.10.2010 N 8346/10, собственники помещений и, соответственно, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома могут использовать часть общего имущества многоквартирного дома (часть фасада), в том числе для установки систем кондиционирования.
Данная позиция подтверждена также в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2016 N 304-ЭС16-7628.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Установка внешних блоков кондиционеров к внесению таких изменений не приводит.
В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ к реконструкции объектов капитального строительства установка внешних блоков кондиционеров не относится. На это же имеется ссылка в имеющемся в деле письме Администрации г.Иркутска (т.1, л.д.66).
Система кондиционирования фактически устанавливается внутри помещений, поскольку имеет внутренний блок, функционирующий в целях охлаждения. Согласно пункту 12 Перечня технически сложных товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 924, это сложная вещь.
Наличие в составе также внешнего блока, необходимого для отвода тепла от внутреннего блока, указывает на то, что внешний блок - это составная часть сложной вещи в смысле статьи 134 ГК РФ.
Демонтаж спорного имущества в результате отделения внешних блоков кондиционеров приведет к тому, что система перестанет существовать как единая сложная вещь, пригодная к последующей эксплуатации и установленная в помещениях отдельного собственника, что может привести к нарушению требований статьи 209 ГК РФ, лишению собственника права пользования принадлежащим ему имуществом.
Как следует из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решение о демонтаже внешних блоков кондиционеров одного из собственников не предусмотрено как компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому его неисполнение ответчиком не является нарушением части 5 статьи 46 Кодекса. Также, как уже указывалось выше, в самом решении не идет речь об ответчике как о собственнике, в нем согласно буквальному толкованию речь идет о защите прав собственников от нарушений, допущенных иными лицами, собственниками не являющимися.
При таких обстоятельствах иск не мог быть удовлетворен, решение подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как вынесенное при несоответствии выводов обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-18807/2018 отменить полностью. Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восток" расходы на госпошлину в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18807/2018
Истец: ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами"
Ответчик: ООО "Восток"