г. Киров |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А17-1724/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Иваново:
представителя заявителя Клепова К.М. по доверенности от 26.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Успех"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.04.2019 по делу N А17-1724/2019, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Успех"
(ОГРН: 1143702003917, ИНН: 3702721538)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
(ОГРН: 1063702132889, ИНН: 3702092230),
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Успех" (далее - заявитель, ООО "Успех", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 25.01.2019 N 121-жс.
Решением суда от 29.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Успех" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на незаконности оспариваемого предписания, указывает, что законодательством не предусмотрено обязанности исполнителя коммунальных услуг проводить корректировку размера платы за отопление по итогам календарного года в отсутствие данных о совокупном теплопотреблении многоквартирного дома, полученных на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии, за год, предшествующий году корректировки. По мнению заявителя, корректировка платы за отопление за прошедший год возможна только при наличии показаний общедомового прибора учета за указанный прошедший год, то есть если прибор учета непрерывно работал полный календарный год. В данном случае прибор учета тепловой энергии находился в работоспособном состоянии в период с 01.01.2016 по 01.04.2016, с 01.06.2016 по 14.08.2016, с 01.06.2017 по 25.11.2017. Общество отмечает, что смешанный способ определения объема потребления коммунальных услуг за отчетный период, в том числе при проведении корректировки размера платы за отопление, не допускается. Подробно позиция ООО "Успех" со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция представила мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергла доводы заявителя, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Иваново.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал занятую по делу позицию, настаивал на удовлетворении жалобы.
Ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечил, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "МУК N 5" (впоследствии переименовано в ООО "Успех") осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 9, на основании договора управления от 01.01.2015 (т.1 л.д.35-41).
В период с 28.12.2018 по 25.01.2019 надзорным органом на основании приказа от 27.12.2018 N 2095 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, указанных в обращении жителя указанного дома по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (т.1 л.д.73-75).
Инспекция установила, что многоквартирный жилой дом N 9 по улице Садовой г. Иваново оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, период работы прибора учета с момента первичного ввода в эксплуатацию: с 01.04.2015 по 01.04.2016, 01.06.2016 по 14.08.2016, 01.06.2017 по 25.11.2017, 10.08.2018 по 01.09.2019. При этом начисления за потребление тепловой энергии жителям названного дома производились Обществом по нормативам, расчет среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление заявитель не осуществлял.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция пришла к выводу о том, что в первых кварталах 2017, 2018 годов Обществу следовало произвести корректировку платы за отопление за 2016, 2017 годы (соответственно) с учетом показаний общедомового прибора учета за периоды его работоспособности в 2016 и 2017 годах. Однако корректировка заявителем проведена не была. В этой связи надзорный орган заключил, что Обществом допущено нарушение требований части 1 статьи 157, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 42(1), 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Результаты проверки и выявленные нарушения оформлены ответчиком актом проверки от 25.01.2019 N 228-жс (т.1 л.д.13-21).
25.01.2019 в адрес ООО "Успех" выдано обязательное для исполнения предписание N 121-жс (т.1 л.д.11-12). Обществу указано на необходимость в срок до 15.03.2019 произвести жителям вышеназванного дома корректировку размера платы за отопление за 2016, 2017 годы в соответствии пунктом 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом показаний общедомового прибора учета за периоды его работоспособности в 2016 и 2017 годах.
Полагая, что названное предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Успех" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что предписание Инспекции является законным и обоснованным, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В данном случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Названное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у подателя жалобы не имеется, выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Предписанием от 25.01.2019 N 121-жс Обществу указано на необходимость произвести жителям многоквартирного дома корректировку размера платы за отопление за 2016, 2017 годы в соответствии пунктом 3(2) приложения N2 к Правилам N 354 с учетом показаний общедомового прибора учета за периоды его работоспособности в 2016 и 2017 годах. Правовое обоснование названного требования содержит ссылки на часть 1 статьи 157, часть 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункт "б" пункта 4 Положения N 1110, подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416, пункты 42(1), 59(1) Правил N 354.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности названного предписания надзорного органа на основании следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (часть 1 статьи 541 ГК РФ).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, до 01.07.2016 регламентировался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307), с 01.07.2016 - Правилами N 354.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу абзаца 1 пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Как установлено судом первой инстанции, на территории города Иванова в рассматриваемый период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3(1) приложения N 2 к названным Правилам позволяет определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Данная формула представляет собой произведение: общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (Si); среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (VT), определенного как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (TT). При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Из материалов настоящего дела следует и судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 9, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом данный прибор учета был допущен в эксплуатацию в периоды с 01.04.2015 по 01.04.2016, 01.06.2016 по 14.08.2016, 01.06.2017 по 25.11.2017, 10.08.2018 по 01.09.2019.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
В силу пункта 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2). Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
На основании изложенных норм суд пришел к правомерному выводу о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354. Выход из строя общедомового прибора учета тепловой энергии в 2016 и 2017 годах не изменил порядок определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год формулы 3(1) приложения N 2 к данным Правилам.
Согласно имеющимся в материалах настоящего дела документам общедомовой прибор учета, установленный в указанном выше доме, был пригодным для коммерческого учета тепловой энергии в периоды с 02.04.2016 по 31.05.2016, 15.08.2016 по 31.05.2017, 26.11.2017 по 09.08.2018.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 ООО "Успех" как исполнитель обязано при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
При установленных по делу обстоятельствах и изложенном нормативном регулировании надзорный орган обосновано и правомерно обязал Общество осуществить корректировку платы за отопление за 2016 и 2017 годы по формуле 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354. Изложенные требования предписания не противоречат закону и не нарушают права Общества.
Судом первой инстанции рассмотрены все доводы Общества, приведенные в обоснование занятой по делу позиции, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее опровержения апелляционный суд не имеет.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в связи с этим отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.04.2019 по делу N А17-1724/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.04.2019 по делу N А17-1724/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Успех" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1724/2019
Истец: ООО "Успех"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Ивановский областной суд, Ленинский районный суд г. Иваново, Октябрьский районный суд города Иваново, Советский районный суд г. Иваново