г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А42-644/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г., судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания Царевым И.И.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14726/2019) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2019 по делу N А42- 644/2019(судья Максимец Д.Л.), принятое
по иску ООО "Теплонорд"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплонорд" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ") о взыскании задолженности в размере 56 407 руб. 04 коп. по оплате услуг теплоснабжения и горячей воды за период сентябрь-октябрь 2018 года на основании государственного контракта теплоснабжения и горячего водоснабжения N ТН-НА-18 (снабжение тепловой энергией и горячей водой с целью оказания коммунальных услуг) от 14.12.2017. В обоснование иска истец указал на нарушение ответчиком обязательств по контракту в части полной и своевременной оплаты потребленных ресурсов и оказанных услуг.
Решением арбитражного суда от 02.04.2019 исковые требования удовлетворены: с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Теплонорд" взысканы основной долг в размере 56 407 руб. 04 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 256 руб.
Решение обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. Податель жалобы просил обжалуемое решение отменить, полагая, что определение ООО "Теплонорд" по договору N ТП-НА от 15.011.2017 стоимости услуг теплоснабжения с учётом повышающего коэффициента 1,1 к нормативам потребления услуг теплоснабжения противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно разъяснениям в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. N 19506-00/04 "О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии", применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено. Податель жалобы указал, что обязанность по установке приборов учета законодательно возложена на собственника либо ресурсоснабжающую организацию. У ФГБУ "ЦЖКУ" обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отсутствует. Единоличным решением собственника специализированный жилищный фонд передан в управление филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК Северного флота с 01 ноября 2017 года. Прежняя управляющая компания - ООО "Главное управление жилищным фондом" не передало ФГБУ "ЦЖКУ" документов, касающихся установки приборов учета и проведению мероприятий по ээнергоснабжению и повышению энергоэффективности. По мнению подателя жалобы, применение к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как к Управляющей организации, повышающих коэффициентов к стоимости коммунальных услуг при исполнении договора ресурсоснабжения недопустимо.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, истец в отзыве на нее указал, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией, и коэффициент 1,5 к размеру платы за ГВС. Ответчик не оспаривает отсутствие общедомовых приборов учета в спорных домах, а также наличие технической возможности их установки. Доказательства того, что ответчик предпринял все возможные меры для выполнения законной обязанности по установке приборов учета, не представлены. В спорном периоде поставки управляющая компания направляла ресурсоснабжающей компании проект договора на установку приборов учета, а последняя уклонялась от его заключения. Истец отметил, что обязанность ответчика оплачивать коммунальный ресурс с повышающим коэффициентом является преюдициальным фактом.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.12.2017 между сторонами заключен государственный контракт теплоснабжения и горячего водоснабжения N ТН-НА-18 (снабжение тепловой энергией и горячей водой с целью оказания коммунальных услуг) (далее - Контракт), по условиям которого истец (Ресурсоснабжающая организация) обязался обеспечивать поставку тепловой энергии и горячей воды для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также для использования в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, указанных в Приложении N 1 к Контракту, а ответчик (Исполнитель) обязался принимать и оплачивать поставляемые коммунальные ресурсы (пункты 1.1.1.,.1.2. Контракта).
Порядок определения объемов поставленного коммунального ресурса определен сторонами в разделе 5 Контракта.
Согласно пункту 6.2. Контракта стоимость тепловой энергии и горячей воды рассчитывается по тарифам, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктами 6.7., 6.8., 6.9. Контракта оплата коммунального ресурса должна была производиться Исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, счета-фактуры и акта о фактическом объеме поставленного коммунального ресурса, в размере 100% стоимости фактического объема отведенного коммунального ресурса. Расчетным периодом принимается один календарный месяц.
Контракт вступил в силу с момента его подписания, распространял свое действие на правоотношения сторон, возникшие 01.01.2018, и действовал по 31.12.2018, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия - до полного их исполнения сторонами (пункт 10.1. Контракта).
Поставив тепловую энергию и горячую воду по утвержденным тарифам, истец выставил ответчику счета за период с 01.09.2018 по 31.10.2018, которые были оплачены ответчиком не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в сумме 56 407 руб. 04 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя договорных обязательств послужило основанием для направления истцом в адрес ответчика претензии исх. N 521 от 16.11.2018, в которой сообщалось о наличии задолженности и содержалось требование об оплате долга в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения претензии.
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца по праву и по размеру, учитывая, в том числе, положения пункта 2 статьи 69 АПК РФ, и вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 05.12.2018 по делу N А42-8056/2018 и от 20.11.2018 по делу N А42-9003/2018, которыми была установлена обязанность ответчика оплачивать коммунальный ресурс с повышающим коэффициентом (в отношении поставки в те же объекты, по тому же договору, но за иной период).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, как сделанных на основании полного исследования и оценки материалов дела (представленных доказательств), отмечая при этом, что в апелляционной жалобе не содержится каких-либо доводов, которые опровергали бы выводы суда.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В данном случае коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, поэтому правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил N 354 и N 124.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Закон N 261-ФЗ.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке в том числе общедомовых приборов учета.
С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 в Правила N 124, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг, его применение при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закон N 261-ФЗ).
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией, и коэффициент 1, 5 к размеру платы за ГВС.
Ответчик не оспаривал отсутствие общедомовых приборов учета в спорных домах, а также наличие технической возможности их установки.
Приведенная редакция подпунктов "е" и "ж" Правил N124 применяется с 01.01.2017.
В рассматриваемом деле спорными периодами является сентябрь и октябрь 2018 года, поэтому суд признал обоснованным применение истцом при расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов повышающего коэффициента.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ, ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пункты 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 указанной статьи установлено, что до 01.07.2012 непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 Закона N261-ФЗ установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
С учетом приведенного правового регулирования, а также условия пункта 3.3.7 Контракта от 14.12.2017 N ТН-НА-18, согласно которому именно ответчик обязался в течение 3-х месяцев со дня заключения договора установить приборы учета (оборудовать узлы учета), в случае отсутствия таковых на дату заключения договора, суд пришел к правильному выводу о том, что объем и стоимость тепловой энергии поставленной в спорный период в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, обоснованно определен истцом с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальной услуги.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия возможности установки приборов учета, и (или) некачественного оказания услуг.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие у ответчика документов от предыдущей управляющей организации не имеет правового значения, поскольку не является препятствием для составления соответствующих актов обследования ответчиком.
Из материалов дела не следует вывод о том, что в спорном периоде поставки управляющая компания направляла ресурсоснабжающей компании проект договора на установку приборов учета, а последняя уклонялась от его заключения.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств доведения до собственников помещений в многоквартирном доме информации об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Доказательства того, что управляющая компания предприняла все возможные меры для выполнения законной обязанности по установке приборов учета, не представлены.
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованно удовлетворены судом в заявленном истцом размере.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены, изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2019 по делу N А42-644/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-644/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОНОРД"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" по ОСК СФ