г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А42-10117/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14714/2019) Прокуратуры Октябрьского административного округа г.Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2019 по делу N А42-10117/2018 (судья Кушниренко В. Н.), принятое
по заявлению АО "Север"
к УФАС по Мурманской области
3-е лицо: Прокуратура Октябрьского административного округа г.Мурманска
об отмене постановления
установил:
Акционерное общество "Агентство Мурманнедвижимость" (ОГРН 1125190012584, ИНН 5190010853, ул.Шмидта, д. 17, г. Мурманск, 183038; далее - АО "АМН") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854, адрес: ул.Академика Книповича, д. 9А, г. Мурманск, 183039; далее - административный орган, Управление) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 23.10.2018 N 06-12/18-08А, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением от 14.02.2019 суд в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену наименования заявителя - с АО "АМН" на акционерное общество "Север" (далее - заявитель, Общество, АО "Север").
Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска (ул.Октябрьская, д. 1, корп. 1, г. Мурманск, 183038).
Решением суда от 04.04.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Управления признанно незаконным и отменено. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу N А42-10117/2018 прекращено.
Не согласившись с вынесенным решением, Прокуратура направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, к неконкурентным способам относится в том числе, закупка у единственного поставщика. Таким образом, по мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно выбран способ закупки, и указанная закупка должна была быть проведена конкурентным способом в электронной форме.
УФАС по Мурманской области направлен отзыв, согласно которому Управление поддерживает позицию подателя жалобы.
Также в суд апелляционной инстанции поступил отзыв Общества, в котором заявитель просит оставить без изменения обжалуемое решение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.06.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru АО "АМН" размещено извещение о проведении закупки N 31806645011 у единственного поставщика на приобретение комплекса зданий и земельного участка, расположенных по адресу: МО, г. Кола, пр. Миронова, д. 34А. Стоимость закупки составила 19 864 000 рублей.
25.06.2018 между АО "АМН" и ООО "АСМ-Инвест" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, являвшегося предметом закупки N 31806645011.
По факту заключения указанного договора, на основании задания Прокуратуры Мурманской области, Прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска в отношении АО "АМН" проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Полагая, что в нарушение Закона N 223-ФЗ Обществом неправомерно выбран способ закупки у единственного поставщика, заместитель прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска 24.09.2018 вынес в отношении АО "АМН" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.09.2018 и материалы проверки направлены в Управление, которым 23.10.2018 вынесено постановление N 06-12/18-08А о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Обществ вменено осуществление закупки с нарушением положений части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ - неконкурентным способом (у единственного поставщика), тогда как должна была быть проведена конкурентная процедура.
Посчитав означенное постановление административного органа незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлено, что осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении формы сделки при закупках, а именно, при обязанности применить электронную форму закупки она не применяется.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В силу пункта 4 части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества.
Протоколом N 03 от 25.03.2016 Совета директоров АО "АМН" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Общества (далее - Положение о закупке), которое регулирует отношения, связанные с проведением закупок, товаров, работ услуг для нужд АО "АМН" и определяет порядок подготовки и проведение процедур закупок, в том числе содержание, последовательность, сроки исполнения процедур закупок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
Разделом 27 Положения о закупке АО "АМН" установлен порядок и перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика.
Так подпунктом 18 пункта 27.2 Положения о закупке установлено, что заказчик вправе осуществлять процедуру закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без учета стоимости закупки в случае, если существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведение процедур торгов или использование иного способа закупки является нецелесообразным при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, нельзя было предвидеть или они не являлись результатом медлительности со стороны заказчика.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции обращает внимание подателя жалобы на положения части 4 статьи 3 Закона о закупках, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень товаров, работ и услуг), в частности, определены наименования товаров, работ и услуг и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП2).
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Установленная приведенными нормативными правовыми акта обязанность применения электронной формы закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота. При этом, обязательное проведение закупки в электронной форме при заключении договоров на оказание услуг по оценке рыночной стоимости ставки арендной платы недвижимого имущества не предусмотрено.
В рассматриваемом же случае, из постановления УФАС от 23.10.2018 следует, что фактически допущенное Обществом правонарушение выразилось не в том, что при проведении закупки при обязательности ее электронной формы, таковая не соблюдалась, а в том, что закупку не следовало проводить на основании подпункта 17 пункта 11.1 Положения, у единственного поставщика, поскольку надлежало выбрать иной способ определения исполнителя.
При этом антимонопольный орган, установив факт заключения АО "АМН" и ООО "АСМ-Инвест" договора купли-продажи недвижимого имущества, являвшегося предметом закупки N 31806645011,не представил доказательств того, что на стадии вынесения оспариваемого постановления им исследовался вопрос возможности Общества заключить договор купли-продажи с иными исполнителями.
В связи с этим апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что вмененное Обществу деяние, изложенное в постановлении от 23.10.2018, отсутствует.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2019 по делу N А42-10117/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10117/2018
Истец: АО "СЕВЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска